Семья согласно концепции С. Роудз проходит семь стадий своего развития от стадии формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями.
Сложнейшая стадия семейных отношений протекает в период, когда семья с детьми - подростками. В этот период происходит перенос центра социализации из семьи в группы ровесников, наблюдается тенденции ослабления эмоциональных контактов с родителям, важную роль для подростков начинает играть внешний вид, атрибуты и формы поведения молодежной субкультуры.
Как считает Х. Ремшмит среди причин конфликтов с родителями можно выделить следующие:
· Отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
· Различие опыта детей и взрослых, особенно в период взросления;
· Психологические (установки и представления) и социальные (контролирующая роль взрослых) различия между родителями и детьми;
· Перегрузки и напряжения как результат социальных и культурных перемен.[108]
Наиболее распространенная форма конфликта – это побег молодых людей из дома.
|
|
Период перегруппировки, когда взрослые дети покидают родительский дом, создают свои семьи, имеет свои сложности в отношениях между детьми и родителями. Как считает Б.Шапиро, исходя из своих оценок семейной жизни, часто советы и вмешательство родителей в выборе брачного партнера, провоцируют конфликты между поколением «отцов и детей». Позиция доминирования и покровительства не способствует развитию диалога, а ведет к деструктивным проявлениям.[109]
На стадии взаимной поддержки возникают конфликты, когда родители-пенсионеры необходима поддержка детей. Конфликты, существующие между поколением родителей и прародителей, чаше всего, согласно В. Сатир, происходят из-за того, что не выработан единый взгляд на круг семейных проблем в их новых ролевых статусах. Уважительно относиться к жизни всех членов семей, радоваться успехам друг друга, совместно преодолевать трудности – такова стратегия преодоления основных межпоколенных конфликтов.[110] На основе психологической теории личности Э. Эриксона, стадий развития семьи С. Роудз, в таблице представлены типичные конфликты соответствующие жизненным и семейным кризисам.
Типология семьи | Родительские функции | Потребности и задачи в период жизненного цикла | Типичные проблемы и кризисы |
Семья, ждущая ребенка и семья с младенцем | Подготовка к роли отца и матери; адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка, распределение обязан-ностей по дому и уходу за ребенком; | Основное – формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасное место, где есть забота и участие. | Неадекватное поведение супругов в качестве роди-телей; отсутствие отца или матери, отказ родителей, пренебрежение, инвалид-ность, умственное отстава-ние. |
Семья с ребенком дошкольного возраста | Развитие интересов и потребностей ребенка; привы-кание к возросшим, с появлени-ем ребенка, материальным затратам; поддержка сексуаль-ных отношений супругами; развитие отношений с родите-лями; формирование семейных традиций; | Достижение автономии, развитие локомоторных навыков, исследование предметов, формирование отношений к родителям типа «Я сам», формирование инициати-вы- чувства вины. | Неадекватная социализа-ция, недостаточное внима-ние со стороны родителей, чрезмерная опека родите-лей неправильное поведе-ние. |
Семья школьника | Воспитывать интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; забота о развитии супружеских отношений. | Интеллектуальная и социальная стимуляция, социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, компетен-тности, усердие –неполноценность. | Неудачи в учебе, членство в девиантных группах, |
Семья с ребенком старшего школьного возраста | Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи, воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, принятие индивидуаль-ности ребенка. | Достижения, частичное отдаление от родителей, эго- идентичность, новые пути оценки мира и отношения к нему, «диффузия идеалов». | Кризис идентичности, отчуждение, пагубные привычки, преступность. |
Семья с взрослыми детьми, входящими в мир | Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти, создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки. | Возможности в самореали-зации, в выполнении взрослых ролей, интимность – изоляция, любовь как способность вверять себя другогому человеку, уважение, ответственность. | Отцовство, материнство без вступления в брак, повышенная зависимость от родительской семьи, конфликт в браке, преступ-ность, неверное поведение на работе/ в учебном заведении. |
Семья среднего возраста, «пустое гнездо». | Обновление супружеских отноше-ний, приспособление к возрастным физиологическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями. | Расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях, произво-дительность – стагнация, продуктивность – инерт-ность. | Разрыв в семье развод, финансовые проблемы, неумение управлять домашним хозяйством, конфликт отцов и детей, провал карьеры, неорга-низованость. |
Постаревшая семья | Изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей, воспитание готовности по мере уменьшения сил принять помощь других, приспособление к жизни на пенсии, осознание собственного отношения к смерти. | Возможности для само-развитии в роли пожилого человека, целостность –отчаяние. | Вдовство, хроническая беспомощность, непонима-ние своей роли с выходом на пенсию, социальная изоляция. |
|
|