Семья как фактор детских невротических расстройств

Практика родительского воспитания, согласно концепции А. Болдуина, делится на два стиля: демократический и контролирующий. Сущность демократического стиля воспитания заключается в том, что ребенок активно включен в проблемы семьи, имеет поддержку родителей в формировании собственной субъективной позиции. Контролирующий стиль воспитания предполагает ограничение в поведении ребенка. Данные стили семейного воспитания направлены на воспитание самоконтроля и социальной компетентности ребенка. Однако семейное воспитание может носить и деструктивный характер, несмотря на позитивные ценностные установки родителей. Отечественный ученый В. Гарбузов выделил три типа деструктивного семейного воспитания, приводящих к развитию неврозов:

· Тип А – неприятие и эмоциональное отвержение. Попытка «улучшения» индивидуальных особенностей ребенка, жесткий контроль и регламентация жизни ребенка; равнодушие к распорядку жизни, попустительство.

· Тип Б – гиперсоциализация - тервожно - мнительная концентрация родителей на здоровье, успехах в учебе, социальном статусе своего ребенка; организация родителями дополнительных образовательно – развивающих программ (иностранные языки, рисование, спортивные секции и т.д) без учета реальных психофизиологических особенностей ребенка;

· Тип В – эгоцентрический – культивирование внимания всех членов семьи на достижениях ребенка, «кумир семьи»[106].

Более подробную характеристику семейных отношений, провоцирующие различные клинические формы неврозов, представляет Р. Армандо. Согласно ее подходу запреты во внутрисемейных отношениях приводят к различным аффективным состояниям и соматическим расстройствам. В процессе практики были выявлены следующие типы нарушений в процессе воспитания, повлекшие за собой нервозы у детей младшего возраста: исполнительный тип, тип внутренней деприваци, директивно-разрешающих отношений, симбиотический и напряженный тип.

Исполнительный тип семейных отношений – характеризуется игнорированием индивидуальных возможностей ребенка, заменяя детское желание в достижениях («Быть первым!», «Быть лучшим!») на необходимость.

· Клиническая картина- усталость, пассивность, вялость, сонливость, выраженная плаксивость и пугливость, сочетание с соматической ослабленностью; истощение нервной системы в связи с непосильной нагрузкой.

Внутренней депривации – конфликт между желаниями и предложениями, игнорирование чувств и эмоций ребенка, сопровождается предписанием «Будь сильным!».

· Клиническая картина – наличие страхов, ночные кошмары, невротические расстройства, нарушение контактов со сверстниками.

Тип директивно-разрешающих отношений – связан с реализаций границ самоконтроля ребенка, ограничение и вседозволенность приводят и в том и другом случае к невозможности позитивной оценки своего «Я», осознание ограничений как в восхищении, так и в разрешенности.

· Клиническая картина – наличие истерических припадков, конфликтов, обид, фобии: страх одиночества, темноты, страх смерти.

Симбиотический тип внутрисемейных отношений – гиперопека родителей, полное решение проблем ребенка, приводит к внутреннему конфликту, когда внешнее окружение оценивается как позитивное, а неспособность в самореализации оценивается как неполноценность.

· Клиническая картина – навязчивые движения: кусание и облизывание губ, движение головой, плечами, нарушение сна, тики, страхи и кошмарные сновидения.

Напряженный тип внутрисемейных отношений – ранний конфликт между матерью и ребенком, область родительских запретов включает от права на существование до свободы действий, негативная оценка любого проявления ребенка.

· Клиническая картина – эмоциональные нарушения, капризность, боязливость, сочетание пассивности, с заторможенностью и раздражительностью, проявление системных нарушений в виде энуреза.[107]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: