Практические советы

Обратная связь, возникающая в результате как внешнего, так и внутреннего опыта, является важной частью процесса обучения технике и исправления ошибок.

- На первом этапе обучения у новичка еще нет четкого представления о том, что от него ожидается, и он не использует чувство внутренней обратной связи. На более поздних этапах необходимо использовать обратную связь, основанную как на внешнем, так и на внутреннем опыте.

- Обратная связь всегда связана с четким представлением о том, чего нужно достичь, используя так называемую "оптимальную технику", с которой сравнивается игра спортсмена. "Оптимальная техника" - это не техника, скопированная у чемпиона (например техника Вальднера и т.д.), а базовая техника, находящаяся в соответствии с биомеханическими законами и обеспечивающая последующее совершенствование индивидуальной техники спортсмена. В литературе по технике настольного тенниса встречаются описания некой "усредненной" техники, которая обеспечивает изучение движения в общих чертах, а также дальнейшее индивидуальное совершенствование техники.

- Структура техники по Гонеру (Goehner) включает в себя различные фазы - основной функциональный этап, вспомогательный этап, переходный этап и дополнительные действия. При такой структуре отклонения или замены в основной функциональной фазе практически невозможны, тогда как на других этапах это в какой-то степени возможно

- Необходимо в каждом конкретном случае думать о цели, необходимости и выборе методов коррекции

- Каждому игроку следует подбирать индивидуальные модели техники. Эти модели должны быть открыты для компромиссных решений тренера и теннисиста; хватка ракетки; начальная и конечная точки удара; необходимость учитывать антропометрические данные спортсмена; стараться избегать копирования индивидуальной техники какого-либо конкретного игрока высокого уровня и удостовериться в том, что выбранная техника не будет препятствовать дальнейшему совершенствованию игры

- Когда движение становится автоматическим, его очень трудно изменить или усовершенствовать, поскольку в этом случае приходится иметь дело с мышечной памятью. Поэтому вначале следует определить, насколько автоматическим стало ошибочное движение, а затем постараться найти способы компенсации ошибок, доведенных до автоматизма. Возможны различные способы компенсации, например, за счет повышения уровня общего физического развития, изменения тактики или путем осмысления и психологической подготовки.

- Необходимо активно использовать знание биомеханики и функциональное аналитическое наблюдение: при изучении каждого технического элемента тренер обязан объяснять, как в идеале должен выглядеть удар, а выполнение теннисистом конкретного удара следует сравнивать с воображаемым "идеальным ударом"; нужно как можно более точно расставить акценты в игровом движении и определить, какие элементы игрового движения являются ключевыми, а какие - дополнительными; необходимо как можно более тщательно проанализировать причины ошибок и взаимосвязь конкретного удара и игры в целом.

- Следует определить взаимосвязь между системой игры, тактикой и слабыми и сильными сторонами техники спортсмена.

- Чтобы проанализировать технику удара, прежде чем установить ошибку, следует проследить за выполнением нескольких однотипных ударов, выбрать разные точки для наблюдения и, если необходимо, оценить игру конкретного спортсмена с разными соперниками.

- Тренеру не стоит начинать исправлять ошибки, если спортсмен чувствует себя усталым или нервничает

- Необходимо анализировать составные части игрового движения: оценить исходное положение, работу ног, перенос центра тяжести тела; также нужно анализировать каждую фазу движения руки, оценивать положение ракетки, следить за тем, каким местом лопасти и по какому месту мяча проводится удар.

- Тренер должен обладать определенным самоконтролем и не исправлять ошибки все время у одного и того же или нескольких игроков, или же только у тех, на кого он возлагает какие-то надежды.

- При исправлении ошибок тренер должен в первую очередь поговорить с игроком о его собственном видении удара и удостовериться, правильное ли у него представление о том, как этот удар должен выглядеть в идеале, стремится ли он при выполнении определенной техники к той же цели, что и тренер, что думает теннисист о своем выполнении этого движения и на чем концентрируется при игре.

- Для коррекции ошибок следует использовать все возможные методы, не только вербальный, но и визуальный и другие. Нужно помнить, что хотя вербальный метод наиболее распространен на практике, он не самый эффективный, особенно для молодых спортсменов или новичков.

- Когда спортсмена просят исправить ошибки техники, объяснение должно быть ему абсолютно понятно и соответствовать возможностям теннисиста понимать задания. Следует также четко разъяснить, как должен правильно выглядеть данный технический элемент.

- В процессе исправления ошибок в технике игры рекомендуется одновременно исправлять одну или две ошибки, и в первую очередь те, которые относятся к основной функциональной фазе удара.

- наиболее важным является фактор установления тренером причин ошибок и устранение самих причин, а не только их последствий.

6.5.13. Объяснение игроку плана по коррекции ошибок техники

Теннисист должен ознакомиться с тем, как тренер оценивает его ошибки в технике и понять, что и почему следует поменять при выполнении определенного удара, движения, в хватке, в позиции ракетки и т.д. Необходимо, чтобы спортсмен согласился с оценкой тренера, потому что если игрок не верит в положительный эффект от исправления ошибки в технике, то работа будет напрасна.

После того как тренер остановился на каком-либо способе коррекции ошибок, ему следует объяснить теннисисту, какие методы будут использованы при коррекции замеченной ошибки, а также рассказать, какие выбраны упражнения и указать на те детали, на которые игроку нужно обратить особое внимание.

Когда приготовления завершены и теннисист ознакомился с выбранным методом коррекции ошибок, начинается воплощение этого плана в жизнь. Необходимо постоянно контролировать его осуществление, в зависимости от ситуации план можно поменять, включить в него новые упражнения и, таким образом, скорректировать цели.

Поскольку изучение техники - это непрерывный и продолжительный процесс, то и коррекция ошибок является постоянной необходимостью. И надо обращать внимание не только на те технические элементы, которые прорабатывались последнее время, а на весь технический арсенал. По ходу совершенствования своей техники, теннисист, используя усвоенную ранее базовую технику определенного удара или какой-либо другой элемент техники, выстраивает соответственно этот удар или какой-либо другой элемент техники в своем стиле. В этой ситуации всегда существует опасность возникновения отклонений от нормы, которые надо будет исправить, пока они еще не стали автоматическими. Необходимо помнить о том, что ошибки, ставшие автоматическими, исправлять гораздо сложнее, а порой и вообще невозможно. Именно поэтому вначале все спортсмены осваивают эталонную технику, а потом уже приводят ее в соответствие со своими индивидуальными особенностями. Если же спортсмен изначально освоит неверную базовую технику и доведет ее до автоматизма, такую технику можно будет исправить лишь частично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: