Развитие социальной психологии в России и Беларуси

1. До революции:

- Михайловский: анализировал массовую психологию при революционном движении. Концепция «героев и толпы»: толпа – самостоятельное общественно-психологическое явление, легко внушаемая и податливая силе личнотси героя. Герой – порождение толпы, которого она выдвигает в определённые моменты истории. - Плеханов дал определение понятия «общественная психология» как конкретно-историческое и классовое явление. 2. После революции: марксизм – единственная методологическая и идеологическая основа 20-е гг – попытки построения системы социально-психологических взглядов: - Бехтерев: роль внушения в общественной жизни; групповая психика; характеристика различных социальных групп, классификация коллективов. Механистическая трактовка, сведение всего к условным рефлексам, но: первым обратился к эксперименту. Эксперименты совместно с Ланге: сравнивали характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления) в условиях групповой и изолированной работы. - Аркин, Беляев – проблемы детских, ученических коллективов. - Витке, Гастев, Керженцев – психология труда и управления организациями. 3. Конец 20-х — начало 30-х гг. – свертывание и прекращение социально-психологических работ. «Психология является наукой социальной. Поэтому нет необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии». До конца 1950-х гг. считалась ветвью буржуазной психологии. 4. Конец 50-х, «оттепель» - некоторая либерализация науки. Возрождение социальной психологии. Ананьев, Ковалев, Парыгин,Баранов, Шорохова, Мансуров, Платонов. - Кузьмин – первые эмпирические исследования групп и коллективов. - Бодалев – «Восприятие человека человеком». - Андреева – первый учебник по социальной психологии. Российская психология: 70-е годы – вопрос сочетания психологического и социологического подходов в исследовании общественного сознания. В настоящее время – вопрос о широком использовании комплексного подхода в исследовании общественно-психологических явлений, становлении единого подхода социолого-психологического. Суть этого подхода будет сводиться к анализу общественной психологии как духовно-практической сферы жизнедеятельности общества в целом и различных социальных групп.

Белорусская психология:

- 1970—1980-е гг. – один из наиболее плодотворных периодов развития. К концу периода около половины всех практикующих в республике психологов являлись дипломированными специалистами. Приоритетная роль психолого-педагогических исследований (трудовое воспитание, проблемы продуктивности мышления, вопросы организации психологической службы).

Рассматривались также вопросы влияния механизации и автоматизации на психику; включённости в идеологический процесс и общественную деятельность; разработка проблем психолингвистики, психологии обучения, профориентации, профподготовки и профадаптации; нравственного развития дошкольников;

- Современная ситуация развития (с 1991 г.): Расширение социально-психологических исследований. Переход от разделения наук к междисциплинарной интеграции: появление таких разделов социальной психологии, как социальная педагогическая психология и педагогическая социальная психология. Один из наиболее существенных результатов – установление факта, что приобрётенный детьми опыт межличностных взаимодействий автоматически не переносится в другие виды деятельности.

Абрамова, Водейко, Гуринович, Кулак, Кухарчик, Цуранова, Ростунов, Лысюк и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: