double arrow

Специфика научного исследования в социальной психологии


Психологическое исследование – это научно-производственный процесс движения к цели исследования через решение текущих задач.

1. Теоретические (в основе – некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируются новые теоретические выводы) и эмпирические (не имеют теоретической базы, позволяют лишь накопить первоначальные научные факты). Большинство исследований носит теоретико-эмпирический характер.

2. Фундаментальные (без учёта практического эффекта) и прикладные (для решения конкретных задач), аналитические (изучение одного существенного аспекта) и комплексные (охватывают максимально возможное количество значимых параметров, с помощью комплекса методик).

3. Поисковые (если проблема исследуется впервые или новым методом). Получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

4. Критические – для опровержения теорий, моделей, законов или проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. На основе существующей теории, эмпирики и апробированных методик.

5. Уточняющие – для установления области применения теорий или эмпирических закономерностей. Самый распространенный тип исследований: проверка результатов в новых условиях, на новых объектах.

6. Воспроизводящие – точное повторение исследования предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Основа науки.

7. Обзорно-аналитические – подбор и изучение литературы по теме исследования с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала.

8.Обзорно-критическое – с аргументированной критикой того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Размышления автора по поводу чужих разработок.

9.Теоретическое – кроме обзора и критического анализа литературы содержит теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы.

10. Эмпирическое (опытное) – не исследование литературы, а получение реальных достоверных фактов без создания искусственной экспериментальной ситуации.

11. Экспериментальное– с созданием искусственной (экспериментальной) ситуации, для выделения причины изучаемых явлений и выявлением статистических связей.




12. Корреляционное – управляемое воздействие на объект отсутствует. Исследователь выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами, процессами, состояниями индивида. Предположение о причинной зависимости не обсуждается. Исследуется наличие статистической связи между психическими явлениями.

Последовательность: Поисковое – «разведка боем»; в начале работы, для получения начальной информации и представления о путях дальнейших действий. Структурное – для сужения круга изучаемых вопросов, концентрация на важнейших моментах для выявления взаимосвязей без анализа причинно-следственных отношений. Эксперимент – полное погружение в сущность изучаемого объекта для выявления причинно-следственных связей, запускающих моменты функционирования объекта.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: