Классификация методов социальной психологии: разнообразие подходов

Рубинштейн: Методы: наблюдение (внешнее и внутреннее), эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический и вспомогательный – метод условных рефлексов), приёмы: изучение продуктов деятельности, беседа и анкета.

Пирьов (Болгария): эмпирические (наблюдение и эксперимент); теоретические (моделирование и метод психологической характеристики), специфические для психологии (генетический, сравнительного исследования, патопсихологический), неспецифические – заимствованные из других областей (физиологические, фармакологические, биохимические, математические, графические).

Ананьев по этапам исследования: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный; 2) эмпирические (обсервационные – наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные – лабораторный, полевой, естественный, формирующий; психодиагностические – тесты, анкеты, социометрия, интервью и беседы, биографический анализа процессов и продуктов деятельности – хронометрия, циклография, профессиография, оценка изделий и работ, моделирование,. 3) обработки данных (количественный (математико-статистический) и качественный анализ). 4) Интерпретационные варианты генетического (фило– и онтогенетический) и структурного методов (классификация, типологизация и др.).

Роговин и Залевский: 1) Герменевтический (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) Биографический (выделение целостного объекта познания); 3) Наблюдение (дифференциация объекта и субъекта познания); 4) Самонаблюдение (превращение субъекта в объект познания); 5) Клинический (переход от наблюдаемого внешне к внутренним механизмам); 6) Эксперимент (противостояние субъекта познания объекту).

Дружинин: 1) эмпирические (внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования); 2) теоретические (субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта); 3) интерпретация и описание (субъект взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (таблицами, графиками, схемами)). Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояние объекта. В результате применения теоретических методов формируются знания о предмете в языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме. В результате интерпретации и описания рождаются научные факты и эмпирические зависимости. Эмпирические методы делятся на описательные (описывают данные) – беседа, наблюдение, тестирование, биографический метод и др., корреляционные (устанавливают связь между явлениями) измерение и методы обработки данных; каузальные (устанавливают причинно-следственную связь между явлениями) – эксперимент.

Акимова: Методы психодиагностики: субъективные (опросники и автобиографии – требуют наблюдения за собой как за объектом), объективные (внешнее наблюдение) и проективные (анализ реакций испытуемого).. + Формализованные (с жёсткой регламентацией процедуры исследования, определённым способом предъявления стимульного материала, с нормами оценки результатов и пр.): тесты, опросники, проективные техники и психофизиологические методики и малоформализованные (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: