1) Вербальные средства коммуникации (речевые, словесные) – с помощью языка. = Говорение + слушание; трансляция и восприятие словесной, речевой информации.
Виды речи:
1) Письменная;
2) Устная (диалогическая – между несколькими собеседниками и монологическая – речь 1 человека, обращающегося к другому человеку или группе).
"Мы слушаем головой, телом и сердцем. Головой - потому что нужно понимать то, что другой человек хочет высказать; сердцем - потому что должны принять по отношению к говорящему соответствующую эмоциональную настроенность и чувствовать эмоции, скрытые за словами; телом - потому что позами тела, движениями и жестами облегчаем или затрудняем разговор".
Виды слушания:
1. Пассивное – слова собеседника идут как фон, слушатель игнорирует говорящего.
2. Притворное – слушатель делает вид, что слушает: кивает, улыбается, поддакивает.
3. Предвзятое – выборочное: взгляды собеседника умышленно игнорируются или отклоняются.
4. Непонимающее – бессознательная собственная интерпретация взглядов собеседника и переворот смысла сказанного им.
|
|
5. Внимательное – сбор и анализ фактов сказанного, часто – манипуляция собеседником.
6. Активное – демонстрация понимания сказанного и реакции на чувства собеседника.
7. Сочувственное (эмпатическое) – понимание собеседника и сочувствие ему.
8. Стимулирующее – понимание и помощь собеседнику в самостоятельном принятии им решений.
Плохой слушатель:
- старается не смотреть на вас;
- принимает позу, которая демонстрирует, что он не слушает: руки скрещены, нога покачивается, корпус тела отклонен назад;
- говорит резко или нетерпеливо, самим голосом отталкивая вас;скучает во время разговора или презрительно воспринимает ваши предложения;
- неожиданно меняет тему разговора и игнорирует то, что вы говорили.
Приёмы активного слушания:
- Уточнение (просят дать дополнительные разъяснения);
- Пересказ (краткое повторение изложенного собеседником с выделением и подчеркиванием главных идей и акцентов).
- Развитие мысли (подхватывание и продвижение хода основной мысли собеседника).
- Сообщение о восприятии (сообщение собеседнику о впечатлении от его рассказа).
- Сообщение о восприятии себя («Меня задели (тронули) ваши слова»).
- Замечания о ходе беседы («Похоже, мы достигли общего понимания проблемы»).
Специальные приёмы понимающего слушания:
1) Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, дать выговориться.
2) Выяснение – обращение к говорящему за некоторыми уточнениями.
3) Перефразирование – сказать ту же мысль, но несколько иначе.
4) Резюмирование – подведение итогов основным мыслям собеседника.
|
|
5) Отражение чувств – показ собеседнику, что мы понимаем его чувства.
6) Понимание невербальных сообщений – 60-95 % информации!
7) Дружеский взгляд в лицо собеседнику, но не всегда встречаться глазами.
8) Теплые интонации, прикосновения.
9) Зеркальное отражение (позиционное эхо) – подражание собеседнику в манерах, интонациях, жестах, мимике.
10) Открытые, располагающие позы.