Проблема стиля имеет в киномузыке совсем иное значение, чем в автономной музыке. Стиль композитора зависит от его индивидуальной одаренности, замыслов, индивидуальной эстетики, которые складываются в зависимости от общественных условий, от норм данного общеисторического стиля и влияния национальных традиций. Стиль — это область творческих исканий в сфере выразительных средств, композиторской техники — словом, всего, что мы называем творческой лабораторией. Во всех жанрах автономной музыки стиль песет на себе отпечаток своего творца [541].
В кинофильме сохранить единый индивидуальный стиль необычайно трудно. Задачи музыки относительно изображения заставляют прибегать к средствам, которые нередко находятся вне сферы индивидуального стиля композитора; смешение стилей, жанров, исполнительских средств «музыки в кадре» диктует свои собственные законы; естественно, что разнородный характер ви-
зуальных эпизодов и сочетающейся с ним музыки в большей мере нарушает стилистическое единство всего кинопроизведения. В отдельных случаях его может спасти техника лейтмотивов; но и она, разумеется, не в состоянии устранить пестроту отдельных музыкальных фрагментов. Фабула картины понуждает применять музыку, выдержанную каждый раз в различных исторических, этнических, национальных, связанных со средой стилях, или же стилизовать определенные музыкальные жанры, которые часто бывают совершенно чужды индивидуальному стилю композитора. Каждый фильм создает свою собственную эстетику и навязывает композитору совершенно определенный музыкальный язык. Поэтому вряд ли возможно говорить о едином стиле киномузыки данного композитора. Но все же совершенно очевидно выявляется пристрастие отдельных композиторов к определенным музыкально-кинематографическим приемам, к определенной музыкально-кинематографической эстетике.
Шостакович, например, всегда старается симфонизи-ровать более длинные эпизоды, пользоваться на протяжении всего фильма по возможности единым музыкальным материалом, подчинять отдельные музыкальные фрагменты единой драматургической линии и тематически связывать их между собой; в музыке Дунаевского для кино преобладает законченная форма песни; у некоторых композиторов перевешивает иллюстративный метод, другие стараются подчеркнуть эмоциональное состояние киноперсонажей или применяют более сложный метод музыкально-кинематографического контрапункта. Индивидуальность стиля в киномузыке выражается гораздо более в методе, каким действует композитор, и в том, какие задачи он ей предназначает, и гораздо менее в средствах творческой лаборатории; но и здесь мы можем отметить принципиальные различия, например между банальными, затасканными, превратившимися в штамп стилевыми средствами, какие мы большей частью встречаем в американских фильмах, и — с другой стороны — самыми новаторскими стилевыми средствами польской и французской киномузыки послевоенных лет.
Итак, в киномузыке не существует единого стиля как такового. Точно так же, как киномузыка не принад-
лежит к определенному Жанру музыки, так и единых стилистических свойств у нее не может быть Стиль киномузыки в каждом отдельном случае зависит от содержания фильма, но даже в рамках последнего он меняется. Хотя очень многие выдающиеся композиторы с самого начала существования звукового кино пишут для него музыку (Орик, Мийо, Онеггер, Прокофьев, Шостакович, Уолтон, Блисс, сегодня — Пенде-рецкий, Берд и другие), а многие композиторы сочиняют музыку только для кино (Г. Штотгарт, У. Ол-вин, Ренцо Росселини и другие), все же нельзя говорить о конкретном специфическом стиле киномузыки. Чем теснее музыка срастается с фильмом, тем больше она теряет свою стилистическую автономию и самостоятельность. Ведь Онеггер и Шостакович все таки не остались в киномузыке совершенно такими, как в своих автономных сочинениях, в смысле стиля они должны идти на уступки требованиям кинофильма.
Современный кинофильм бесспорно требует от музыки очень широкой шкалы стилевых средств, соответствующих изображаемой исторической эпохе. Эти стилевые средства могут быть очень различны. И что любопытно — индивидуальное и новое по части средств отнюдь не служит критерием достоинства киномузыки. Критерии эти можно найти, как уже говорилось, главным образом в способе сочетания музыки со зрительным рядом фильма, в ее внутренней согласованности с характером и атмосферой всего произведения.
В ходе исторического развития музыки каждый ее жанр выработал свои специфические черты, в зависимости от общественных функций, которые ей приходилось выполнять, то есть в зависимости от того, при каких условиях и кем она должна была восприниматься. Придворная опера или месса,, вокальная лирика или симфония были не только выражением творческой фантазии композитора, но и формой совершенно определенных потребностей восприятия при определенных исторических и социальных условиях. Они выполняли функции, обусловленные обществом своего времени. Следовательно, для формирования музыкального жанра, а косвенно и стиля этого жанра, решающим фактором была публика, для которой эта музыка предназначалась.
В еще большей степени это относится к киномузыке. То обстоятельство, что кино гораздо популярнее, чем все виды искусства, развитые до сих пор человечеством, и что в связи с этим у киномузыки — самая широкая аудитория, неизбежно влияет в известной мере на ее стиль. И не в последнюю очередь возможности этой музыки сильно сужены тем, что она воспринимается одновременно с визуальной сферой, следовательно, не находится в центре внимания публики; ибо она не имеет права быть настолько своеобразной, чтобы затруднить зрителю беспрепятственное восприятие перипетий фильма и тем более сосредоточивать внимание зрителей только на себе. Даже в экспериментальной киномузыке экспериментальное начало воспринимается как функциональное по отношению к кинокадру. Киномузыка всегда функционирует только как элемент большого, сложного, целого, и именно это и ограничивает свободу композиторской фантазии и его стилистических искании.
Все это, конечно, отнюдь не означает, что характер стиля киномузыки не играет никакой роли, уже не говоря о том, что этот стиль в зависимости от тематики и жанра фильма непременно должен быть разным. В кинокомедии или кинооперетте он, разумеется, ведет начало от современной развлекательно-бытовой музыки. Стиль, рожденный неоромантикой, и даже джаз, если он профессионально грамотен, также безусловно имеют право на существование в кино, поскольку они легко включаются в фильм. У каждого фильма есть своя визуальная концепция; она не только определяет способ сочетания музыки с кинокадром, но и стилистические средства, какими эта музыка высказывается.
Важнейшая проблема стиля в киномузыке заключается в том, какое место должна занимать современная музыка в иллюстрации фильма. Следует отметить, что в киномузыке допустимы и более новаторские звуковые средства, именно в силу ее специфического функционирования. Оттого, что музыка в фильме комментирует кинокадр и одновременно комментируется кинокадром, слушатель может постичь ее «смысл», даже если в ней используются современные, непривычные средства. Даже самые экстремистские из них, которые до среднего слушателя в автономной музыке безусловно
не дошли бы, здесь могут быть до некоторой степени «поняты», коль скоро они драматургически оправданы. В таких случаях кадры «объясняют» музыку, чего зритель, конечно, не осознает. Следовательно, современные стилистические категории, независимо от сознания публики, проникают в ее слуховые представления и вырабатывают соответствующие навыки, что облегчает ей контакт с новейшей автономной музыкой.
Не касаясь сейчас столь крайней экспериментальной техники, как конкретная и электронная музыка, мы должны сказать, что современная музыка во многих отношениях соответствует специфике кино. Она позволяет сильно сгустить, сделать афористичным язык, чего требует быстрая смена разных эпизодов и кадров в фильме; она весьма пригодна для богатой контрастами характеристики персонажей или ситуаций; острота ее звучания, богатство диссонансов динамизируют краткие музыкальные характеристики кинокадров. Отход от слащавой мелодики старомодного стиля в киномузыке, как полагает и Эйслер, имеет здесь свое психологическое обоснование, ибо она привлекает к себе внимание, рвется на передний план, который в кино, как-никак, принадлежит изображению. По мнению Эйслера, романтическая мелодика может применяться там, где музыка выступает в ее естественной роли, как музыка в кадре.
Итак, трудно говорить о границах современного в стиле киномузыки (как известно, сюда уже нашла дорогу и серийная техника), между тем как границы традиционной музыки довольно четко обозначены: было бы ни с чем несообразным анахронизмом, если бы музыка слишком далеко отклонялась от стиля эпохи, в которой разыгрывается действие фильма. Стилистические категории романтизма и образуют здесь нижнюю границу (за исключением исторических фильмов).
Проблема исторического стиля в кино наталкивается на те же трудности, что и в опере. В исторических фильмах реквизиты зрительной сферы, насколько это возможно, могут быть приближены к исторической правде, чего почти нельзя сказать об общем стиле музыки. Он колеблется в пределах музыкальных норм XIX и XX столетия и осуществляется с помощью новейшей электроакустической техники. Но в исторических фильмах шкала музыкальной архаизации отдельных
фрагментов очень широка; она начинается с исторической достоверности и доходит иногда до нелепейшего расхождения между стилем музыки и показываемым в кадрах временем1. Подлинная музыка отдаленных исторических эпох, куда, переносится иногда действие фильмов, слишком отличается от привычной нам музыки, поэтому она потребовала бы от слушателя такого большого изменения установки восприятия, настолько поразила бы слух среднего кинозрителя, что уже не могла бы выполнять свои функции по отношению к изображению. Она бы отвлекала внимание зрителя от кинокадров, препятствовала бы пониманию того, что в них изображено.
Историческая дистанция, которую мы ощущаем, рассматривая произведения изобразительного искусства, минувших эпох, не слишком сильно меняет характер нашего восприятия. То же относится и к зрительной сфере исторических фильмов. Мы замечаем только разницу в реквизитах, архитектуре, одежде, в отделке внутренних помещений, что бесспорно расширяет круг наших ассоциаций, но позволяет нам так же понимать увиденные предметы и ход развития фабулы, как мы понимаем явления современного мира.
В музыке действуют другие законы. Она требует различных установок восприятия, различных навыков слушания как в отношении тональных, так и фактурных средств2. Как это ни парадоксально, но сегодняшняя музыка, может гораздо лучше выполнить свои многочисленные функции по отношению к зрительной сфере и к фабуле исторического кинофильма с событиями из далекого прошлого, чем оригинальная музыка тех дней.
В кино, этом детище новейшей техники XX столетия, исторически подлинная музыка «действенна» лишь постольку, поскольку она укладывается в привычные сов-
1 В операх, действие которых происходит в очень отдаленную от пас историческую эпоху, невозможно использовать подлинный музыкальный стиль той эпохи. Верди в «Лиде» или Вагнер в «Тангейзере» не могли ввести подлинную музыку из времен фараонов или крестовых походов, ибо такая музыка не имела бы никакой эстетической ценности для сегодняшнего слушателя Не говоря уже о том, что по музыке Египта у пас вообще нет памятников, музыка эта оперировала категориями, которые могли бы только удивить и даже неприятно поразить слух кинозрителя наших дней
2 Проблемы восприятия музыки различных исторических эпох были исследованы мною более тщательно в другой работе [560].
ременные категории и стилистические нормы, то есть поскольку она переработана, стилизована. Сущность этой переработки заключается в перенесении некоторых особенно типичных свойств и элементов старинной музыки на почву новой, современной музыки. Лишь там, где старинная музыка функционирует как музыка в кадре, возможно сохранение ее оригинальной формы. Таково, например, церковное пение в «Иване Грозном» или «Богородица», которую исполняют в фильме «Крестоносцы» перед сражением у Грюнвальд-Танненберга, выступление труппы бродячих актеров при королевском дворе в «Гамлете», торжественный танец-шествие в «Дон-Кихоте» или исполняемый в трактире на лютне танец в фильме «Мать Иоанна от ангелов». В общем и целом строгое соответствие изображаемого времени кинодействия с сопровождающей его музыкой отнюдь не является непременным условием.
Разумеется, все старинные музыкальные формы могут быть включены в музыку нашего времени: в «Александре Невском» мы слышим в оркестре звуки грегорианского хорала, характеризующего немецких рыцарей; звучат мотивы музыки XVIII столетия в «Ночных красавицах»; в кинофильме «Творения мастера Ствоша» используется переработанная польская музыка XVI и XVII веков; в фильме «Дон-Кихот» особо удачно стилизуется торжественная интрада во дворце испанского герцога во время аудиенции Дон-Кихота; соответственно эпохе стилизуется музыка в фильмах «Петр I», «Иван Грозный», «Генрих V», а также «Собор Парижской Богоматери». Элементы оригинальной музыки данной исторической эпохи служат здесь для характеристики того времени, его атмосферы, его людей и т. д.; вкрапленные в обычный стиль киномузыки, они доступны нормам музыкального мышления слушателя нашего времени. В такие фильмы нередко включаются оригинальные произведения соответствующих эпох. (Например, «Петр I», где использованы оригинальные произведения Телемана, Кирнбергера и других композиторов начала XVIII века,.)
Здесь уместно задать вопрос: может ли киномузыка носить определенный национальный характер? То, что почти всем фильмам присущ национальный характер, не подлежит никакому сомнению. В дублированных 353
фильмах важнейший критерий их национального характера, национальный язык, может быть заменен другим языком, но помимо этого национальную атмосферу кинофильма определяет его тематика,, изображаемая среда, персонажи, костюмы, даже типы конфликтов или ландшафты.
Как детерминанта национальной среды самым непосредственным образом служит музыка. Она характеризует среду сразу, еще прежде, чем зритель разобрался в тематике, фабуле, персонажах. Наличием необычайно яркой характеристики национальной среды обязаны музыке такие фильмы, как «Черный Орфей» и «Вива, Вилла!» или японский «Голый остров», но прежде всего кинофильмы, снятые в различных республиках Советского Союза, а также японские, индийские, китайские и другие. Здесь о национальном стиле говорят в первую очередь элементы фольклора, данные большей частью в натуральном виде, но нередко вплетенные в общую иллюстрацию как отдельные мотивы.
Очень хорошо стилизуется в музыке фильма «Дон-Кихот» атмосфера Испании XVII века. Ориентализм подчеркивается мавританскими элементами Испании той эпохи. Иногда музыка разъясняет зрителю национальный колорит изображения: например, в фильме «Иван Грозный» в сцене въезда татарского посла, где только музыка информирует о национальной принадлежности действующих лиц.
В необработанном виде фольклорный материал участвует в этнографических фильмах, в таких, например, как «Белые тени южных морей» (фольклор Полинезии) или «В сердце Африки» (фольклор некоторых негритянских племен); к сожалению, фольклор очень редко вводится в фильм в оригинальной форме. Самобытную фольклорную музыку использовал В. Том-сон в своем фильме «Луизианская история». Песни Французской Луизианы сопровождают здесь типичные для этого штата ландшафты. Мы слышим эти песни, глядя на водовороты, лесные чащи, цветы и птиц, улиток и крокодилов. Вместе с показанной местностью музыка рисует здесь подлинный колорит страны.
В музыке экзотических народов встречаются столь необычные для кинозрителя звуковые сочетания и инструментарий, необычная манера пения, что для евро-
пейца она остается совершенно чуждой. Большинство примитивных псевдоэкзотических фильмов («Тарзан» и другие) пользуются стилизованной экзотикой, чаще всего весьма банальной, и только изредка вводятся подлинные мотивы фольклора данной страны. Даже такому прекрасному знатоку киномузыки, как Ганс Эйслер, не удалось избежать «европеизации» вьетнамского фольклора, который был введен в фильм «Эскадрилья «Летучая мышь». Об этом, между прочим, свидетельствует европейская гармонизация и типично европейская манера, исполнения певцов.
Бурно развивающаяся в последние годы самостоятельная кинематография стран Азии, Южной Америки и Африки делает упор на национальный характер киномузыки, основанной на фольклоре, которая служит важнейшим критерием национального духа. Однако в кинофильмах этих стран обнаруживается тенденция идти на компромисс с интернациональным стилем музыкальной киноиллюстрации, уже ставшим условностью (например, во многих фильмах Индии).
Почему нельзя говорить об индивидуальном стиле киномузыки, во всяком случае, в том смысле, как в автономной музыке, мы уже объяснили. По тем же причинам нельзя говорить и о развинти истории киномузыки. Можно кое-что сказать только о развитии различных методов сочетания музыки или — более широко — звуковой сферы со зрительной. Это охватывает до известной степени и стиль этого сочетания, но отнюдь не эволюцию стиля самой музыки. И этот момент тоже служит доказательством того, что известные критерии, применимые к автономной музыке, для киномузыки неприемлемы. Киномузыку приходится исследовать с совершенно других точек зрения.
Хотя история звукового кино имеет более сорока лет, о развитии стиля киномузыки трудно еще говорить. Наибольшее препятствие заключается в том, что киномузыку, особенно в США и на Западе, пока что сочиняют в основном посредственные композиторы; у них отсутствует мало-мальски выраженный индивидуальный стиль, вообще они просто ищут в киномузыке легкий заработок. Индустриальный характер кинопроизводства, массовое изготовление фильмов освобождает, по их мнению, от обязанности мерить киномузыку самой
высокой меркой. Тем самым они дискредитируют этот жанр в глазах многих выдающихся композиторов. Поэтому исследование стиля киномузыки должно начинать с творчества выдающихся, серьезно относящихся к своей задаче композиторов.
Итак, мы видим, что психологические, социальные, экономические, а также заключенные в самой специфике кино причины делают в наше время крайне затруднительным изучение этой проблемы.
Нельзя, кроме того, не указать на то, что большая власть продюсеров, особенно в фильмах капиталистических стран, отрицательно влияет на уровень киномузыки: гоняясь за максимальной прибылью, они желают получить для фильма музыку, которая нравилась бы всякой, даже самой неподготовленной публике; им безразлично, выполняет она свои драматургические функции или нет. Только там, где кинопроизводство не зависит от частного предпринимательства, там, где возрастает понимание важной роли музыки в фильме, где современные композиторы переносят свои достижения на киномузыку, можно обнаружить интересные находки в этой области.
Индивидуальный стиль в этой сфере творчества все же несомненно определяется несколькими моментами: 1) прежде всего выбором фильмов, для которых композитор решает писать музыку (одни предпочитают фильмы психологические, другие — эпические, где, как это делает Шостакович, можно создавать широкие симфонические полотна; другие, как Дунаевский, питают склонность к фильмам с песнями или, как Марковский, к экспериментальным); 2) тем, как музыку сочетают со зрительным рядом, как проявляется специфическая изобретательность в сфере киномузыки; 3) применяемыми звуковыми средствами, возможности которых, однако, как мы уже говорили, всегда сильно зависят от самого фильма.
В каждом виде искусства бывают и шедевры и провалы. В киноискусстве имеется огромное количество брака. Весьма, огорчительно, что уровень музыки даже в хороших фильмах нередко бывает очень низок, что, естественно, снижает ценность всего произведения. Одна из причин этого явления — отсутствие критики в киномузыке, недооценка роли музыки со стороны
самих кинематографистов, а также отсутствие теории киномузыки. 3а последние годы появляется все больше работ, которыми пытаются заполнить эти бреши. Для правильной критики киномузыки необходимо понимание ее специфики, ее границ и возможностей, необходимо применение специфических критериев оценки, отличных от критериев, применяемых к автономной музыке. Киномузыка — это в некотором смысле явление промежуточное, стоящее на пересечении нескольких искусств, ей нужны специалисты, которые были бы знакомы с закономерностями разных видов искусств и не в последнюю очередь с принципами их взаимодействия в кино.