Средства фиксации и направления внимания, организации внутреннего пространства, модуляции эмоциональной активности

Во внутреннем пространстве произведения присутствуют элементы, которые способствуют нахождению сверхзнака, приводящие взгляд (внимание) наблюдателя в нужную точку. Это могут быть сходящиеся линии, в перекрестье которых расположены элементы прочтения сверхзнака, градиенты яркости и контраста, яркие впечатляющие образы и события, следуя которым, наблюдатель (читатель, слушатель) приходит к постижению этической идеи. При этом используются многочисленные феномены восприятия. Яркие образы привлекают внимание, освещенные – воспринимаются позитивно, в то время как темные, индуцируют негативные эмоции. Яркий пример в этом плане представляют многие художественные произведения живописи. Например, картина Альбрехта Дюрера «Двенадцатилетний Христос и книжники» (рис. 12.4.). В геометрическом центре картины расположена композиция из четырех кистей рук, соприкасающихся пальцами так, как это делают спорщики, перечисляя аргументы. Вверху и несколько слева изображена голова Христа. На лицах его собеседников изображена различная степень согласия/несогласия. Ближе всех к пониманию пожилой мужчина, расположенный в крайней левой нижней части полотна. Его фигура имеет максимальный размер и наиболее детально прорисована. Его лицо спокойно, он закрыл свою книгу и умиротворенно сложил на нее руки. Остальные участники диспута расположены по спирали против часовой стрелки по мере возрастания скептицизма. Наиболее скептически настроенный участник расположен в верхнем правом углу, его лицо настолько затенено, что почти не различимо.

Рис. 12.4 Альбрехт Дюрер. Двенадцатилетний Христос и книжники. Праздник четок.

Специфический эмоциональный эффект создает перемещение объектов. Движение вверх создает впечатление агрессии или доминирования, движение вниз – субмиссивности. Дифференциальная специализация двух полушарий приводит к тому, что расположение образа слева, повышает его эмоциональную значимость. Объект, перемещающийся в поле зрения слева направо, активирует поведение в большей степени, чем объект, перемещающийся в противоположном направлении (рис. 12.5. А), Прямоугольник, движущийся вперед широкой стороной, вызывает негативные эмоции, в то время как движущийся в перед узкой стороной – позитивные (рис. 12.5. Б), треугольник, движущийся вперед острым углом, воспринимается более позитивно, чем, движущийся вперед основанием (рис 12.5. В). Изображения с четкими контурами воспринимаются раньше и более позитивно, чем те, чьи контуры размыты.Симметричные формы преобладают над асимметричными, а ритмичные паттерны воспринимаются как приятные и ведут к релаксации, асимметричные и нерегулярные – возбуждают (рис. 12.5.Г).

А Б В Г

Рис. 12.5. Примеры различных геометрических фигур, воспринимающихся различно в зависимости от внутренней структуры, направления или особенностей движения (пояснения в тексте).

Рис. 12.6 Сальвадор Дали. Распятие или гиперкубическое тело. Рис. 12.7 Морис Эшер. Рептилии.

Гармоничные и правильные изображения успокаивают, вызывают чувство релаксации. При нарушении привычных закономерностях, ритма, симметрии возникает возбуждение, активация внимания. Современные художники используют основные характеристики восприятия в своих произведениях для фиксации внимания зрителя, передачи аалегорических идей. Возбуждение и поддержания интереса зрителя обеспечивается игрой сверхзнаками. Очень интересным примером таких произведений являются картины Мориса Эшера, Сальвадора Дали и их последователей (рис. 12.6 и 12.7.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: