Устойчивость и адаптивность

Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонений параметров и факторов внешней среды (например, при изменении конъюнктуры рынка, цен и тарифов). При значительных изменениях условий внешней среды логистическая система должна приспосабливаться, адаптироваться путем изменения модели, программы функционирования, параметров, критериев оптимизации.

4. Вопрос. Общие и специфические методы используемые в логистике

Методы решения логистических задач можно разделить на 2 категории: общие и специфические.

К общим относят: экономико-математические и экспертные.

Наиболее распространенными в логистике экономико-математическими методами являются: методы моделирования, системного анализа, теория исследования операций, теория игр, массового обслуживания и др.

В связи с тем, что на материальные потоки оказывают воздействие многие непредсказуемые факторы, часто материальные потоки рассматривают как стохастические - случайные.

Наибольшую сложность в процессе разработки стохастических логистических моделей представляет учет влияния на деятельность предприятия различных факторов. Анализ практики показывает, что между большинством факторов существует определенная причинно-следственная связь, которая может быть описана математическими моделями.

Нередко практическое применение логистических моделей затруднено из-за недостоверности информации, неверной количественной интерпретации внешних и внутренних факторов, данные модели экстраполируют условия предшествующего периода на прогнозируемый промежуток времени.

В какой-то мере названные проблемы снимаются при логистическом моделировании на основе теории массового обслуживания.

Теория массового обслуживания занимается анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно. Она устанавливает зависимости между характером потока заявок, числом каналов обслуживания, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью оптимального управления этими процессами.

Теория массового обслуживания оптимизирует систему находя такой результат, который будет обеспечивать минимум суммарных затрат от ожидания обслуживания, потерь времени и ресурсов на обслуживание и от простоев каналов обслуживания.

Согласно этой теории функционирование отдельных звеньев рассматривается как работа систем массового обслуживания. Например, работа зЬорз, станций, баз, складов и т.д.

Работа объектов в системе массового обслуживания заключается в обслуживании потока однородных заявок, поступающих в систему (Например, автомобили, поступающие под загрузку). При наличии в системе достаточного количества обслуживающих устройств после обслуживания, поступившие заявки покидают эту систему.

Первая функция в системе время обслуживания, недостаточное количество обслуживающих устройств в ней может возникнуть очередь ожидания обслуживания.

Применяя положения теории массового обслуживания можно установить зависимости между характеристиками потока и параметрами обслуживания, в частности, можно определить:

1. интервалы поступления объектов в обслуживание;

2. среднее время обслуживания;

3. вероятное состояние системы, т.е. вероятность занятости обслуживающих устройств, а следовательно очередью;

4. возможная длина очереди ожидания;

5. пропускная способность системы;

6. оптимальное число обслуживающих устройств.

Всякий раз при применении теории массового обслуживания необходимо установить:

1. Какой физический объект в данном случае является системой обслуживания (рампа, весы, товар, например);

2. определить в системе каналы обслуживания;

3. определить выполнение, каких операций заключается процесс обслуживания;

4. установить какой физический объект в данном случае обслуживается;

5. определить характер (интенсивность) потока заявок на обслуживание. В большинстве случаев в системе массового обслуживания поток заявок на обслуживание рассматривается как простейший (пуассоновский).

Для простейшего потока частота поступления заявок в систему подчиняется закону Пуассона, т. е. вероятность поступления за время / ровно А требований задается формулой:

Простейший поток обладает тремя основными свойствами:

Стационарность нюанс, что вероятность попадания того или иного числа заявок на обслуживание не зависит от того, где расположен временной интервал на оси 1; (например, в течение смены), а зависит от продолжительности этого интервала.

Ординарность нюанс, что заявки на обслуживание поступают в систему по одной.

Отсутствия последствия нюанс, что заявки поступают в систему независимо друг от друга.

Оптимизация количества обслуживающих устройств

Рк*Трдотк+Nдуду=min;

где Рк - вероятность состояния системы, т.е. вероятность отказов;

РКТР д - общее количество суток отказов в обслуживании;

Сотк - стоимость одного дна, 1 сутки;

РКТР д Сотк - затраты, потери от отказа в обслуживании;

Nду - количество дополнительных устройств для ликвидации или уменьшения отказов;

Nду = к — х, где х - наличие у предприятия погрузочных площадок (по умолчанию 2 или заданных), к - текущее значение

Сду - стоимость строительства и содержания дополнительного устройства;

NдуСду - затраты на строительство и содержание дополнительных устройств для сокращения потерь от отказов в обслуживании.

Определение вероятного состояния системы - вероятности занятости определённого количества обслуживающих устройств, т.е. вероятности отказа в обслуживании. Определяется зависимостью Эрланга:

Где k - текущее значение, количество поступивших в систему заявок на обслуживание;

n - предельное для данной системы количество заявок;

Данный показатель позволяет решать другую практическую задачу, определить оптимальное количество обслуживающих устройств в системе при определённых экономических условиях.

Задача может быть сформулирована в другой интерпретации — иметь большое количество обслуживающих устройств и ликвидировать потери от отказов или экономить на обслуживающих устройствах и как следствие создавать потери от отказов в обслуживании.

Существует также ряд специфических методов, применяемых для решения логистических задач. К ним можно отнести следующие методы:

• АВС/ХУZ - анализ

• VЕN - анализ

Около ста лет назад итальянский экономист Вильфредо Парето провел ряд исследований распределения доходов в Италии. И обнаружил, что 80% дохода компании приносят 20% ее персонала. Продолжив исследования, ученые обнаружили, что как правило, 80% результата любого процесса обеспечивается 20% участвующими в этом процессе факторами.

В результате появилось правило «80: 20»:

- 80% выручки обеспечивают 20% торгового персонала;

- 80% выручки приносят 20% ваших покупателей;

- 80% продаж из запасов происходит по 20% товарных позиций.

Согласно этой концепции любая фирма должна стремиться к тому, чтобы все ее клиенты или товары делились на три группы (АВС-анализ).

Товары, приносящие 80% выручки, обычно получает ранг А. Он может быть присвоен 5, 10 или 20% товарных позиций.

Остальные товары, приносящие 20% выручки обычно ранжируются так: 15% выручки - ранг В; 5% выручки - ранг С.

Порядок проведения АВС анализа: Первый шаг: Определить объекты анализа:

Клиент, Поставщик, Товарная группа/подгруппа, Номенклатурная единица, и т.п.

Второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта:

Средний товарный запас, руб.; Объем продаж, руб.; Доход, руб.; Количество единиц продаж, шт.; Количество заказов, шт. и т.п.

Третий шаг: Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра. Четвертый шаг: Определение групп А, В и С.

Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо:

Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов

Рассчитать эту долю с накопительным итогом.

Присвоить значения групп выбранным объектам.

Весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования (ХУ2-анализ).

В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу V включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы У

- средние.

В группу 2 включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы 2 сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X. У или 2, является коэффициент вариации спроса по этой позиции (лист 9а, 96).

Наложением результатов ХУZ-анализа на данные АВС-метода получаем 9 групп ресурсов, для каждой из которых менеджеры фирмы должны разработать свои техники управления.

Группы АХ, АУ, АZ требуют наибольшего внимания с логистической точки зрения, для них необходимо тщательное планирование потребности, нормирование расхода, ежедневный учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. Причем для категории АХ следует рассчитывать оптимальный размер закупок и использовать технологию «]из1 т йте». А для категории А2 эффективнее использовать систему снабжения по запросам с обязательным расчетом величины страхового запаса.

При оценке ассортимента и клиентов, используют АВС-анализ. Результаты анализа показывают, что группа А составляет всего 15-35 % от общего ассортимента. Возникает мысль немедленно избавиться от малооборачиваемого ассортимента. Иногда это действительно необходимо, но чтобы быть абсолютно уверенным в правильности такого решения надо вместе с АВС-анализом ассортимента, параллельно применять и VEN-анализ.

Совместный анализ позволяет определить приоритетные группы товаров в соответствии с делением на:

жизненно важные (V);

необходимые (Е);

второстепенные ( N). Обычно определяют их следующим образом:

жизненно важные (V) — товары, отсутствие которых влечет потерю клиентов. Это своеобразные маячки, которые заманивают клиентов, ассортимент, который просто необходимо иметь, даже если его продажа не приносит никакой прибыли. К этим товарам подходит правило «товар тянет товар»;

необходимые (Е) — товары, которые приносят основной доход или которые охотно берут клиенты при наличии товаров группы V;

второстепенные (N) — наличие или отсутствие которых принципиально не сказывается на товарообороте компании. Эти товары представляют незначительный интерес для клиентов. Другими словами, будет этот товар в наличии или нет, обороты компании принципиально не изменятся.

Можно с полной уверенностью сказать, что если в процессе анализа какая-то группа товаров попала одновременно и в группу С (АВС-анализ) и в группу N (VEN-анализ), то от такого товара необходимо избавляться.

Умение выявить такую группу товаров и отказаться от ненужного ассортимента позволяет компаниям освободить значительную часть оборотных средств, сократить издержки на логистику, а также сориентировать своих менеджеров на работу с более узким и ходовым ассортиментом. Исключение составляет новый ассортимент, который только выводится на рынок.

Также важно понимание ключевого ассортимента, который приносит основной доход и в итоге формирует товарное предложение, являющееся привлекательным для ваших потребителей. В подавляющем большинстве случаев это приводит к повышению качества обслуживания клиентов, их удовлетворенности от работы с поставщиком и к увеличению доходности компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: