Нравственность и мораль родоплеменных отношений

Первоначальная слитность индивида с группой предопределяет развитие группового морального сознания, поскольку действительным субъектом всех отношений выступает группа как целое. Принципом, которому подчинена жизнь индивида в группе, является формула: «Все полезное группе – хорошо». Самые ранние моральные требования, обращенные к каждому члену группы, – «табу», категорические запреты. Они всегда направлены на защиту группы как целого.

Особенности табу по сравнению с моральной нормой следующие. Во-первых, табу безлично; во-вторых, следствием нарушения табу оказывается опасность, которой подвергается вся группа; в-третьих, наказание налагается на нарушителя по факту, безотносительно к наличию или отсутствию умысла. Запреты жестко определяют поведение члена группы. Как правило, важнейшие запреты – убийство сородича; убийство тотемного животного или птицы, а также запрет на некоторые виды пищи; на определенные сексуальные отношения; на отношение к отдельным лицам в данном сообществе; на определенные имена и т. д. Как правило, нарушение главных табу каралось изгнанием из рода. Это страшное наказание, и человеку перенести его невозможно.

И сильные, и слабые стороны родоплеменной морали, истоком которой оказывается система табу, связаны с ее «двойной ограниченностью», по выражению Ф. Энгельса. На всех, кто вне этой группы, предписания родоплеменной морали не распространяются. Это ее «внешняя ограниченность», а «внутренней ограниченностью» оказывается индивид, член группы, ибо субъект морального группового сознания – группа как целое.

Ее сильные стороны – прочность, бесконфликтность внутригрупповых отношений, взаимопомощь, забота о детях и стариках сплоченность перед опасностью. Проявлением прочности групповой морали являются мужество, стойкость к пыткам, готовность умереть, но не предать свое племя, свой народ. Дарвин рассказал о стойкости индейцев в Парагвае, когда испанские монахи пытали их, бросая связанными в котел с кипящей водой. Классический пример подобного мужества – подвиг Муция Сцеволы, о котором повествуется в «Истории Рима» Тита Ливия.

Ее слабые стороны – однозначность поведения, тяготение к типичным стандартным ситуациям, отсутствие моральной рефлексии и практическое отсутствие реального выбора формы поведения.

Однако уже в условиях позднего родоплеменного общества происходят существенные перемены в жизни людей, связанные с возникновением внутригрупповой дифференциации деятельности при развитии скотоводства и земледелия, с переходом к оседлому образу жизни. Не только разделение труда, но и разнообразие форм деятельности стало причиной разрушения монолитности первобытной группы, группового морального сознания.

Особенно важную роль сыграло возникновение семьи, собственности, иерархии внутри группы; развитие интеллекта человека, усложнение внутригрупповых отношений и необходимость их определенной организации.

Общим результатом этих изменений стало развитие индивида, превращение его в относительно самостоятельную личность, характеризующуюся уже началом развития индивидуального сознания. Так, наряду с «мы»-сознанием, традиционным противостоянием «мы – они», внешним по отношению к группе, зарождается и начинает развиваться сознание «я», а вместе с ним и возможность разнообразных зависимостей между «я» и «мы». Разрушение родоплеменного монолита вело к ослаблению группового морального сознания. Возникает индивидуальное моральное сознание, что приводит к усложнению общей картины нравственности и морали и оказывается мощным стимулом их развития. В это время создаются первые правила и наставления, которые старики устно передают юношам, а опытные женщины – девушкам. Эти правила фиксируются в фольклоре – народных сказках, песнях, пословицах. Мощное воздействие на нравственное формирование человека оказывает возникновение религии и искусства.

Наиболее полно эпоха разложения первобытности выразила себя в мифологии. Миф не знает индивидуальных характеристик, персонажи мифа – некие обобщенные фигуры, нередко символические – как боги, так и герои. Поэтому, подводя итог эпохе первобытности, уместно привести слова историка М. О. Косвена: «Первобытная история безымянна: она не знает ни лиц, ни героев, не знает и знаменательных дат. И тем не менее она овеяна подлинным героизмом, героизмом всей великой массы безвестных создателей первобытной культуры».

Одним из величайших достижений первобытной культуры – с одной стороны, ее истоком, а с другой – ее высшим уровнем – было возникновение и развитие начал нравственного поведения и первых норм морали, тех естественных и неписаных законов, сила, прочность и действенность которых основывались на простой формуле: «Так было всегда».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: