Глава 9. Нравственность и мораль Древнего мира

Первый конфликт в сфере нравственных отношений: «естественная», родоплеменная мораль против морали, связанной с государством и правом

Социологам и социальным психологам известен феномен, который можно было бы назвать «неощутимостью нормального морального климата». До тех пор пока в группе (трудовом коллективе, команде, в этнической группе, конфессиональной, национальной, в государстве) моральный климат нормален, его как бы не замечают. Но стоит возникнуть конфликту, напряженности в отношениях – тотчас же обнаруживается, насколько важен здоровый, нормальный уровень нравственности для любой группы людей.

До тех пор пока система табу и элементарные нормы морали соответствовали образу жизни людей первобытной эпохи и люди не знали иной системы ценностей, межчеловеческие отношения функционировали, как нечто, что впитывается с молоком матери. «Так было всегда».

Моральный кризис, возникший как отражение в сознании тех крутых перемен, которые знаменовали переход от первобытно-общинного строя к государству, впервые заставил задуматься о причинах возникших перемен и получил отражение в сознании мыслителей, поэтов.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» повествуется о вражде двух родов – пандавов и кауравов, вражде, которая завершилась победой пандавов в кровопролитном сражении.

В возникающем споре Арджуна отстаивает важнейший принцип родоплеменной морали – запрет убийства сородича. Кришна отрицает этот принцип, противопоставляя ему долг воина перед государством, для которого несущественны родоплеменные связи, ведь есть враги государства и есть его защитники.

Еще более показателен конфликт, составивший основу «Орестеи» Эсхила. Агамемнон, царь Микен, вернувшись на родину, был убит женой Клитемнестрой и ее возлюбленным Эгистом. Когда, спустя годы, на родину возвращается их сын Орест, сестра Электра сообщает ему о преступлении. Мстя за отца, Орест убивает и Клитемнестру, и Эгиста. Богини мщения – Эринии – преследуют Ореста. Однако сам Зевс вмешивается в его судьбу и запрещает Эриниям преследовать Ореста.

Почему Эринии не преследовали Клитемнестру после убийства Агамемнона?

Почему Зевс запрещает Эриниям преследовать Ореста?

Эринии – хранительницы материнского рода. Клитемнестра убивает Агамемнона. Он ее муж и царь, но не принадлежит к роду Клитемнестры.

Напротив, Орест же убивает свою мать, которая является самой близкой ему по крови, по родовым связям. То есть он нарушает самый строгий запрет (табу) родоплеменной морали – запрет убийства сородича.

Зевс представляет в античном пантеоне младшее поколение богов (как и Кришна – самый молодой бог в древнеиндийском пантеоне). И он стоит на защите устоев государственности. По новой системе морали преступница – Клитемнестра, убившая царя и мужа, а Орест осуществляет справедливое возмездие.

Отметим, что легенда и мечта о «золотом веке», идеализация древнейшей из систем морали – родоплеменной, оказалась необычайно прочной.

Именно в эпоху крушения родоплеменного строя кардинально изменяется система морали, нравственные отношения утрачивают однозначную простоту.

Однако смену систем морали, как правило, представляют исходя из учения Маркса и Энгельса о смене социально-экономических формаций. В его основе – борьба угнетенных против своих угнетателей. «Естественная, или первобытная, коллективность» оказалась сломлена вследствие экономического неравенства, возникновения частной собственности и государства. Последующие формации – рабовладельческая, феодальная и буржуазная – были периодом «мнимой, или иллюзорной, коллективности», а на деле – насилием эксплуататоров над эксплуатируемыми. В результате пролетарской революции приходит «подлинная коллективность» – социализм и коммунизм. Мораль и нравственность «вписывались» в эти формации по принципу внутреннего противостояния: мораль рабов и мораль рабовладельцев, мораль крепостных и мораль феодалов, пролетарская и буржуазная мораль и, наконец, единая коммунистическая мораль.

Данная концепция имеет под собой определенные основания. Но она не учитывает сложность морали и нравственности как культурно-исторического феномена, отличающегося преемственностью, внутренне противоречивым характером и постоянным усложнением, которое невозможно объяснить одним фактором.

Обратимся к особенностям нравственности и морали рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: