Всеобщая декларация прав человека и проблема общечеловеческой морали

Среди многих проблем этики, вызывающих полемику в наши дни, есть две определенным образом взаимосвязанные: проблема неинституциональности морали, в этом смысле противопоставляемой институциональному праву, и проблема общечеловеческой морали, полагаемой либо набором банальностей, либо прекрасным, но неосуществимым идеалом в отличие от действительной, реальной, групповой или индивидуально-личной морали.

Думаю, что годы, прошедшие со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, позволяют усомниться и в том и в другом утверждении.

Действительно, со времени возникновения морали в первобытности и до настоящего времени реальной, господствующей формой была и остается групповая мораль (моральное сознание), базирующаяся на противостоянии «мы – они», нередко приобретавшая институциональный характер. В эпоху поздней первобытности и в Древнем мире возникает моральное сознание личности, ставшее в настоящее время одним из существенных феноменов морали, принципиально не поддающееся институционализации.

Но что же такое общечеловеческая мораль? Такая же утопия, как и мечты народные о светлом будущем, «золотом веке» или коммунистическом завтра? Или те «простые законы нравственности и справедливости», которые названы Марксом в Уставе «Международного товарищества рабочих» и в той же формулировке – «простые нормы нравственности и справедливости» – повторенные в Программе КПСС?

Складываясь первоначально в рамках групповой морали, эти «простые нормы» приобретают общечеловеческий смысл в учениях великих религиозных реформаторов Будды, Христа, в учении Конфуция, звучат все более явственно у гуманистов (Монтень), становятся лозунгами борьбы угнетенных масс за свои права в XVII–XX вв. Начиная с XVIII в. они, в той или иной форме, провозглашаются в различных декларациях прав и конституциях. Однако наиболее полно они представлены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Органическое единство морали и права подчеркнуто уже в преамбуле: «…признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных, неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира», в то время как «…пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества», а потому «создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей». Декларация рассматривается как задача, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства.

При всей огромности этой задачи, сложности ее практической реализации – это, подчеркну, – задача практическая и осуществимая.

Декларация решительно и последовательно отрицает все моменты ограничения провозглашаемых прав какой-либо группой, этнической общностью, отдельным государством: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». По своей сути все статьи Декларации имеют как юридическое, так и моральное содержание, и это не случайно. Уже в американской Декларации прав и свобод человека, принятой 2 мая 1948 г., в значительной мере предвосхитившей Всеобщую декларацию, в ее Преамбуле были выделены следующие моменты.

Во-первых, «основные права… основаны исключительно на свойствах человеческой личности». Во-вторых, «обязанности юридического характера предполагают обязанности морального характера, которые поддерживают их в принципе и составляют их основу». И, в-третьих, «…поскольку моральное поведение создает высочайший расцвет культуры, постольку постоянная обязанность каждого человека относиться к этому с величайшим уважением».

В совокупности все собственно этические аспекты в обеих Декларациях указывают на фундаментальное значение морали в жизни общества и каждого человека, свидетельствуют о том, что мораль и нравственность (моральное сознание и нравственное поведение) составляют фундамент культуры, отличаются всепроникающим характером.

В статьях Всеобщей декларации прав человека в концентрированной форме представлены все моральные ценности, сложившиеся за историю человечества; Декларация вобрала в себя взгляды, идеи и оценки великих мыслителей прошлых эпох и нашего времени.

Зафиксированные в ней нормы общечеловеческой морали – это простые нормы межчеловеческих отношений, разрушающие, однако, все существующие и мыслимые рамки любой групповой морали. Это подлинно планетарная, общечеловеческая мораль, получившая юридическое выражение.

Декларация не требует от человека ни энтузиазма, ни героизма, ни самопожертвования. Она прозаична, и в этом ее бесспорное достоинство, поскольку исполнение ее норм посильно любому современному нравственно-воспитанному человеку и в полной мере отвечает интересам каждого и всех вместе.

Более 50 лет назад, когда была принята Всеобщая декларация прав человека, многие современные глобальные проблемы еще едва-едва просматривались. Поэтому вполне естественно, что Декларация не касается экологических, демографических, энергетических проблем.

Очевидно, что настало время создания нового всеобъемлющего документа, который бы затрагивал не межчеловеческие отношения, а отношения между человеком и природой, между обществом и природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: