Подходы к изучению социального статуса человека

Карасик Язык социального статуса 2002

Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. - 333 с.

Глава 1

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА

9 Приступая к изучению социального статуса человека в социолингвистике, мы ста­вим перед собой следующие задачи:

1) определить подходы к изучению социального статуса человека в гуманитар­ных науках,

2) установить место понятия социального статуса человека в системе категорий социолингвистики,

3) рассмотреть индексы социального статуса человека в англоязычном обществе,

4) охарактеризовать нормативные параметры социального статуса человека в системе ценностей и культурных стандартов англоязычного общества,

5) построить модель статусных отношений на материале этикета.

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА

9 Понятие социального статуса первоначально означало правовое положение юри­дического лица [Сапов, 1990: 331]. В широкий научный обиход это понятие было введено известным немецким социологом Максом Вебером, в работах которого статус, класс и власть выступают в качестве основных измерений социальной стра­тификации [Weber, 1978: 305,927—937]. Изучая принципы общественного устрой­ства, социологи не могли не заметить множества промежуточных образований между классами, большими группами людей, объединяемыми по их отношению к собственности и производству. Задача состояла в том, чтобы найти объективные критерии выделения общественных групп. Разделяя в целом понимание класса по К. Марксу, М. Вебер трактовал класс как крупную группу людей, находящихся в одинаковом положении в отношении экономических интересов, собственности и возможностей дохода; власть объясняется как участие людей в организациях, оказывающих влияние на принятие важнейших решений; статус определяется как общественное признание в виде позитивных или негативных привилегий, осно­ванное на стиле жизни. Стиль жизни включает типичные способы времяпрепро­вождения, общения, выбора и устройства места жительства, выбора одежды и др. Веберовские параметры социальной стратификации различны по степени аб­стракции: класс является наиболее абстрактным, а статус — наиболее конкрет­ным звеном в концептуальной триаде М. Вебера. Наиболее конкретное звено ока­зывается и наиболее нагруженным в культурологическом отношении и поэтому получает разнообразные способы выражения в языке.

9 Социальный статус человека имеет субстанциональное и реляционное измерение.

9 В первом случае имеются в виду независимые и усвоенные характеристики человека (ascribed and achieved status) — пол, возраст, национальность, культур-

10-ное и социальное происхождение, с одной стороны, и образование, профессия, степень владения языком, с другой стороны. Во втором случае рассматривается соотносительное положение в социальных структурах, выражаемое в терминах социального и ситуативного неравенства — отношения между вышестоящим и нижестоящим [Zelditch, 1968: 250; Robertson, 1974: 285; Bryant, 1984: 376]. Отмечает­ся, что субстанциональные характеристики статуса исторически и этнографиче­ски изменчивы: для современного индустриального общества такими характери­стиками являются род занятий, величина дохода, уровень образования, этниче­ская принадлежность; в условиях иных обществ и иных эпох на первый план мо­гут выйти такие характеристики, как возраст, степень знатности или физическая сила [Lenski, 1954: 405; Брум, 1965: 479].

В современных работах по социологии [Lundberg et al., 1968; Phillips, 1969; Champion etal., 1984 и др.], социальной психологии [Кон, 1967; Ольшанский, 1975; Десев, 1979 и др.] и социолингвистике [Brown, Oilman, 1979; Тарасов, 1979; Кры-еин, 1989 и др.] понятие социального статуса человека разрабатывается в несколь­ких направлениях.

1. Социально-экономический план статуса отражается в жизненных стилях людей. Одним из пионеров изучения социально-экономической стратификации в Великобритании был Ф. Дж. Д'Эт (F. G. D'Aeth). В статье, опубликованной в 1910 г., этот исследователь установил семь жизненных стандартов или ступеней на основе дохода: 1) 18 шиллингов в неделю, 2) 25 шиллингов в неделю, 3) 45 шил­лингов в неделю, 4) 3 фунта стерлингов в неделю, 5) 300 фунтов в год, 6) 600 фун­тов в год, 7) 2000 фунтов в год и выше. Представляют интерес описания стиля жизни обобщенных типов людей в изложении Ф. Дж. Д'Эта:

— третья ступень («ремесленник»): доход — 45 шиллингов в неделю; жили­ще — пятикомнатный дом с гостиной, простая, но удобная мебель; занятия — квалифицированные рабочие, мастера, младшие служащие, клерки; социальные привычки — стол, накрытый для обеда, семейные дети посещают родителей по воскресеньям; способности — технические умения, хорошая общая сообразитель­ность, иногда проницательны, отличаются простотой мышления, не могут сле­дить за последовательной аргументацией;

— четвертая ступень («лавочник или клерк»): доход — 3 фунта в неделю; жилище — квартира с оплатой до 30 фунтов в год; занятия — клерки, лавочники, торговцы, коммивояжеры, техники, учителя начальной школы, некоторые свя­щеннослужители; социальные привычки — меблированные квартиры, визиты по приглашениям, в ряде случаев — прислуга; способности — либо высокая степень технического умения, либо некоторый капитал и предпринимательство, прони­цательны в частных вопросах, читают журналы, свободно выражают поверхност­ные мнения по всем вопросам; образование — элементарная школа и в некоторых случаях техническое училище [Abrams, 1968: 134].

Современные характеристики жизни людей в англоязычном обществе носят иной характер в плане социальной стратификации, но стратификация как тако­вая сохраняется и описывается в противопоставлении типовых жизненных стилей

11 богатых людей, представителей среднего класса и бедняков (Property-dominated, Occupation-dominated and Poverty-dominated life styles). Так, жизненный стиль людей, определяемый доминантой собственности, предполагает расширенные семьи-кланы и особую власть старших членов семьи (распорядителей собствен­ности). Браки совершаются не только по взаимному выбору супругов, но пред­ставляют собой прежде всего символическую инкорпорацию в большую семью-клан. Оптимальным периодом жизни считается период позднего среднего возра­ста. Существенную роль играют портреты предков, родовые поместья, передающиеся от отцов к сыновьям личные имена. Жизнь в значительной мере ритуализована и отделена от окружающей среды посредством закрытых школ и клубов.

Жизненный стиль людей среднего класса, определяемый профессиональной доминантой, характеризуется изолированными ядерными семьями, состоящими из супругов и невзрослых детей, отношения между поколениями носят более демократический характер, зрелость осознается как дисциплинированность на рабочем месте. Наилучшим периодом в жизни является период раннего среднего возраста, статусная кульминация для мужчины — это достижение определенной ступени на служебной лестнице, а для неработающей женщины — замужество и рождение детей. Люди этого типа очень ценят свое время и деньги и, как правило, обходятся без прислуги.

Наиболее ярким показателем жизненного стиля бедности и нищеты является «большая семья», опора на родственные связи и доминирующая роль женщин в семье, поскольку мужчина не может заработать на хлеб. Различия между поколе­ниями не существенны, власть поддерживается только силой, наилучшим перио­дом жизни считается молодость, семья не играет принципиальной роли в жизни, женщины преимущественно общаются с родственниками, мужчины — с друзья­ми [Zablocki, Kanter, 1976: 273—279]. Приведенные данные содержат интересные наблюдения для лингвистического осмысления социального статуса человека в англоязычном обществе, подтверждаются и уточняются в других исследованиях [Shepard, 1984; Perrucci et al., 1977] и в сжатом виде представлены в таблице 1.

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: