Схема 1. Общая модель ситуации

23-ка и поведения по отношению к языку для конкретных социальных общностей. Динамическая модель социологии языка имеет целью установить причины и спо­собы избирательного поведения одного и того же сообщества в различных ситуа­циях [Fishman, 1979: 47]. Речь идет о выявлении кодекса норм языкового коллек­тива, с одной стороны, и типов поведения этого коллектива, с другой стороны. Дескриптивная социолингвистическая модель, ориентированная на раскры­тие компонентов коммуникативной ситуации, наиболее полно, на наш взгляд, раз­работана Д. Хаймсом. Основные восемь рубрик коммуникативного события обо­значаются посредством акронима SPEAKING — Situation, Participants, Ends, Act sequence, Key, Instrumentalities, Norms, Genres — ситуация, участники, эффект, ход действия, ключ, инструментарий, нормы и жанры. Ситуация трактуется как обстановка и сцена: первый термин относится ко времени и месту протекания ком­муникативного акта, второй термин — к культурному определению события, на­пример, по признаку официальности. Под участниками речи имеются в виду го­ворящий и слушающий в личном диалоге, отправитель и получатель речи, если беседа идет по телефону, адресант и публика, если говорящий выступает перед большой аудиторией. Эффект коммуникативного события включает два соотно­шения: «цель — непредвиденный результат» и «цель — достижение цели». Цели говорящего и слушающего могут не совпадать. Противопоставляются также цели общества (системы) и цели индивида. Например, общественные нормы предписывают обращаться к определенным лицам с использованием титулов, вместе с тем использование титула в том или ином контексте является выбором говорящего. Ход действия характеризует форму и содержание сообщения, после­довательность того, что сказано и как сказано. Ключ — это манера передачи

сообщения и сигнал для адресата, например, информация в виде торжественного заявления или в виде шутки. Инструментарий включает каналы и формы речи. Каналы речи являются взаимодополнительными способами передачи содержа­ния — речь, мимика, жестикуляция и др. Формы речи представляют собой ту или иную разновидность языка (язык, диалект, арго). Нормы коммуникативного акта распадаются на нормы поведения участников акта и нормы интерпретации содер­жания. Под жанрами понимаются стандартные языковые формы передачи типи­зируемого содержания, например, светская беседа, допрос, исповедь [Hymes, 1977]. Социальный статус проявляется прежде всего в характеристиках участников общения, однако, в той или иной степени опосредованности, находит выражение во всех компонентах коммуникативной ситуации.

Разновидности каждого компонента речевого акта избирательно связаны с разновидностями других компонентов: цель общения диктует стратегию обще­ния, и это выражается в выборе манеры разговора, формы и содержания сообще­ния, уместной формы речи, обстановки и т. д. Нарушения норм и ожиданий при­водят к сбою общения.

К числу важнейших характеристик говорящего относится установка (attitude), центральное понятие социальной психологии — субъективная ориентация инди­вида как члена группы в терминах оценочных измерений на те или иные способы социального поведения. Установки бывают аффективными, когнитивными и по­веденческими [Eiser, 1986: 54]. Примером статусного учета в установке может быть отношение полицейского инспектора к жертвам разных преступлений: минимум подозрений вызывают состоятельные жители, подвергшиеся нападению; состоя­тельные жертвы грабежа вызывают некоторое подозрение, так как они могли ими­тировать грабеж для получения страховки; бедные люди, у которых что-либо укра­ли, вызывают еще большее подозрение, поскольку вероятно, что они сами кра­дут; максимальное подозрение вызывают представители низшего класса, подверг­шиеся нападению, поскольку, с точки зрения полицейского, такие люди обычно сами вызывают или провоцируют нападение [Goffman, 1974: 306].

В ином ракурсе проявляются характеристики говорящего и слушающего, если строится модель коммуникации в целом. Простейшая модель общения включает отправителя и получателя информации, сообщение и канал связи. Д. Берло, кон­кретизируя модель коммуникации, выделяет следующие характеристики отправи­теля и получателя речи: коммуникативные умения, установки, знания, социальная система, культура; в сообщении выделяются элементы, структура, код, содержа­ние и отношение к содержанию; канал связи — это зрение, слух, осязание, обоня­ние и вкус [Berlo, 1960]. Простота является несомненным достоинством приведен­ной кибернетической модели, но нельзя не согласиться с мнением М. М. Бахтина о том, что рассматривать «слушающего» или «получателя речи» как пассивного партнера «говорящего» было бы в корне неверно, в научном плане такое понима­ние — фикция [Бахтин, 1986: 259].

Упомянутая выше дескриптивная модель Дж. Фишмана включает как компо­ненты речевой ситуации, так и более абстрактные конструкты: 1) социальную си-

туацию, определяемую взаимопересечением обстановки, времени и ролевых отно­шений, которые представляют собой принятые в обществе взаимные права и обя­занности, 2) сферу общения (domain), например, общение в семье, в школе, в церк­ви, в учреждении, 3) комплекс ценностей (value cluster), выводимый из поведен­ческих сфер общения, 4) коммуникативную сеть (network type), представляющую собой совокупность ролевых отношений, связь участника общения с другими людь­ми, 5) интеракцию — взаимодействие между коммуникантами; интеракция мо­жет носить личный и формальный характер. Социальная ситуация и тип интер­акции наблюдаются в речи. Ролевые отношения определяют коммуникативную сеть, социальную интеракцию и тип интеракции [Fishman, 1976: 257]. В несколько упрощенном виде дескриптивная модель Дж. Фишмана показана на схеме 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: