Основные положения при решении дилеммы «централизация или децентрализация»

Конфигурация функционального цикла логистики снабжения определяется системой корпоративных закупок, предметное содержание которых состоит в решении дилеммы «централизация закупок или децентрализация закупок».
Преимущества централизованных закупок заключаются в следующем:
- консолидация закупаемых материальных ресурсов обеспечивает скидки за большие партии.
- у поставщиков, взаимодействующих с центральным отделом закупок, появляется стимул конкурировать за все или большую часть заказов;
- снижаются затраты по размещению заказов;
- упрощается процесс стандартизации видов закупок;
- отсутствует административное дублирование;
- повышается степень контроля за исполнением поставщиками договорных обязательств;
- повышается специализация сотрудников отдела закупок и т.п.
Существует три варианта централизованных закупок:
1) закупки из единого места (полностью централизованное снабжение);
2) координированное снабжение, осуществляемое отдельными структурами;
3) снабжение на основе рекомендаций центра (рис.3-5).
Степень централизации закупок напрямую зависит от однотипности приобретаемых материальных ресурсов и услуг. Недостатком таких закупок является сложность оперативного управления поставками.
Потребность в децентрализованных закупках диктуется близо­стью расположения к поставщикам и возможностью поддержания с ними хороших отношений и их контроллинга. Главным их преимуществом служит возможность быстро реагировать на изменения потребностей в закупках. Среди других причин, работающих на децентрализацию, выделяются:
- необходимость того, чтобы решения по закупкам осуществлялись как можно ближе к тому месту, где будут решаться проблемы;
- общая тенденция по созданию независимых центров прибыли, име­ющих децентрализованные полномочия (идея выражается в том, что если на закупочные расходы приходится более половины общих издержек, то каждый центр прибыли должен получить право самостоятельно принимать решения в отношении закупок и постав­щиков);
- обычно децентрализация способствует более тесным взаимоотноше­ниям с поставщиками;
- появляется возможность осуществления бенчмаркинга, т.е. сопоставления своих показателей с показателями других предприятий, где ведется похожая деятельность.
- поддержка местных поставщиков, что приводит к сниже­нию расходов на транспортировку.
Недостатками децентрализованных закупок являются:
- координация взаимосвязанных функциональных областей логистики усложняется;
- разделение организации на подразделения может способствовать усилению корпоративных межфункциональных конфликтов

- сложность повышения квалификации сотрудников отделов закупок и подготовки менеджеров по корпоративному снабжению;
- создаются предпосылки для использования корпоративными подразделениями неформальных процедур в закупках и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: