Вопрос 7 Особенности функционального цикла логистики производства

Особенности функционального цикла логистики производства.
Внутрипроизводственная логистика — это управление доставкой МР на рабо­чие места (по мере их движения от стадии к стадии производственного процесса) и запасами незавершенного производства.

Целью внутрипроизводственной логистикиявляется обеспечение непрерывно­сти производственного процесса. Она реализуется посредством его логистической организации, включая:

- оперативно-календарное планирование, в границах которого разрабатыва­ются графики доставки МР с производственного склада и внутрипроизвод­ственного движения грузов;

- диспетчирование с ориентацией на предупреждение отклонений в организации подачи МР, инструментов, оснастки и т. п. в цеха, на рабочие места и в организа­ции внутрипроизводственного перемещения грузов.

Стадия диспетчирования объединяет всех участников движения внутрипроиз­водственного материального потока — материальный склад, производственные, транспортные цеха и склад готовой продукции. В конечном счете, она стыкует внешний входной поток МР с внешним выходным потоком готовой продукции.

Движение внутрипроизводственного потока обусловливается ритмом произ­водства, т. е. согласуется с объемом изготовления продукции в единицу времени, регламентированным производственным циклом — периодом времени между моментами начала и окончания производственного процесса.

Производственный цикл состоит из рабочего периода, в течение которого вы­полняются операции с добавленной стоимостью, и времени перерывов в обработ­ке МР. Рабочий период складывается из основного технологического времени, времени выполнения межоперационного перемещения и приемочного контроля, времени комплектации и т. п. Время перерывов включает время ожидания вы­полнения производственных операций, межоперационного перемещения и т. п.

Движение внутрипроизводственного материального потока задает функцио­нальный цикл логистики производства (рис. 4.8).

Основными принципами логистический организации производственного про­цесса в пространстве и во времени являются упорядоченность и непрерывность движения внутрипроизводственного материального потока (предметов труда).

Упорядоченность движения предусматривает однонаправленность внутрипро­изводственных материальных потоков при минимуме каналов их движения. Это условие достигается за счет типизации и стандартизации технологических маршрутов (т. е. последовательности выполнения технологических операций), проек ­ тирования типовых схем движения предметов труда, рациональной очередностизапуска МР в производство и т. п. В случае дискретного поточного производстватехнологический маршрут определяет трассу конвейерной линии.

Непрерывность движения внутрипроизводственного материального потокадостигается в результате:

- согласования сроков необходимого межоперационного пролеживания обработанных МР и загрузки производственных мощностей;

- календарной синхронизации частных производственных циклов: например, основного производственного процесса и внутрипроизводственных логисти­ческих процессов, т. е. выдачи МР, внутризаводской транспортировки и т. п. На характер движения внутрипроизводственного материального потока влия­ет тип производства ( рис. 4.9 ) и тип логистической организации производствен­ного процесса.

Вопрос 8

Объяснить целесообразность применения системы управления производством «Канбан».

Канбан — это сигнальная система, в которой требование об изготовлении продукции поступает от предшествующего процесса начиная с заказа потребителя. Цель системы канбан — производить только необходимую продукцию в требуемом количестве и в нужное время. Главное преимущество системы канбан состоит в предотвращении перепроизводства. Слово «канбан» обозначает «бирка» или «знак». Канбаном называется контрольная карточка запасов, используемая в вытягивающей системе. Такая карточка, прикрепляясь к детали или узлу, информирует о том, откуда поступила та или иная деталь и куда она должна быть перемещена дальше. Этот наряд-заказ на выполнение работы сопровождает любое изделие. Таким образом, канбан является информационной системой, которая организует завод в единое целое, устанавливает связи между различными процессами и координирует поток создания ценности в соответствии с потребительским спросом.

Целесообразно приступать к внедрению системы канбан, когда в компании уже применяют вытягивающую систему и практикуют мелкосерийное производство, а именно поток единичных изделий и ячеечное производство.

Применяя систему канбан, вы сможете избежать перепроизводства, увеличите гибкость производства в реагировании на колебания спроса, перейдете к выпуску продукции малыми партиями, расширите ассортимент выпускаемой продукции, упростите систему снабжения и объедините производственные процессы в единое целое, привязав их к удовлетворению потребностей потребителей. Канбан обеспечит вас простой, доступной, регулярно обновляемой информацией о любом изделии и производственными инструкциями, устранит избыток незавершенного производства и выявит источники скрытых потерь на вашем рабочем месте.

Применение системы канбан в вашей компании позволит:

1. устранить перепроизводство — главную причину потерь;

2. увеличить маневренность производства, для того чтобы лучше реагировать на изменения потребительского спроса;

3. координировать выпуск продукции малыми партиями и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции;

4. упростить процесс снабжения;

5. интегрировать все производственные процессы, привязав их к потребностям потребителей.

6. получать информацию о детали или изделии;

7. пользоваться простой, понятной и постоянно обновляемой информацией;

8. иметь в распоряжении четкие производственные инструкции;

9. устранить запасы незавершенного производства;

10. обнаружить скрытые потери в своей работе.

Вопрос 9.

Опишите основные системы планирования материальными потоками и управления ими в производстве.

Ход производственного процесса во всех подразделениях предприятия должен быть подчинен единому ритму выпуска готовых изделий сборочным цехом. Для согласования работы подразделений предприятия и стыковки её с конечным переделом используют различные методы, которые принято называть системами оперативно-календарного планирования (ОКП).

Система ОКП – метод комплектования календарных заданий цехам и согласование их работы во времени.

По степени централизации различают:

- централизованную систему ОКП,

- децентрализованную систему ОКП.

По методу передачи обрабатываемых предметов из цеха в цех, с участка на участок:

- Выталкивающие («принудительные») системы ОКП,

- Вытягивающие (по требованию) системы ОКП.

При централизованной системе весь объем межцехового планирования, и основная часть внутрицехового осуществляется заводоуправлением. Это система широко применяется при массовом производстве и при предметной специализации цехов в производстве других типов (единичном, серийном, крупно серийном).

Децентрализованная система межцехового планирования осуществляется по укрупненным показателям, а детализация программы цеха и отдельных его участков возлагаются на цеховые органы оперативного планирования (ПДБ, планово-распределительное бюро). Эта система применяется с меньшей или большей степенью децентрализации в серийном и единичном производстве со сложной структурой производства цехов.

В зависимости от принятых в календарном плане планово-учетных единиц различают подетальную и комплектную системы.

При подетальной системе основным методом комплектования календарных заданий является набор конкретных заготовок деталей, сборочных единиц для каждого отрезка времени планового периода (неделя, смена, сутки, час). Применение этой системы требует разработки сложного календарного плана, предусматривающего программу выпуска и движения деталей каждого наименования по всем основным технологическим стадиям соответствия с календарно-плановыми нормативами и строгое согласование работы основных производственных подразделений по срокам запуска, выпуска и передачи из цеха в цех по каждой позиции.

Комплектная система ОКП. При таких системах разработка календарных заданий цехам и согласование их работы ведется не по деталям каждого наименования, а по укрупненным показателям – комплектам деталей на узел, машину, заказ, на определенный объем работы, выраженный в нормо-часах, рублях, либо других объемных единицах. Календарные задания участкам по конкретным деталям и срокам их запуска и выпуска разрабатываются цеховыми органами ОКП, т.е. децентрализировано.

Различают:

1) Комплектно-узловую,

2) Комплектно-цикловую (групповую),

3) Машинно-комплектную,

4) Суточно-комплектную,

5) Комплектно-позаказную системы ОКП.

При комплектно-узловой системе разработка календарных заданий цехам и согласование их работы во времени осуществляется по конструктивным узлам. В каждый такой узел входит комплект конкретных заготовок и готовых деталей, необходимых для его сборки, которые должны быть поданы или переданы к определенному сроку. При этом сроки запуска-выпуска комплекта деталей по цехам определяется, исходя из длительности производственного цикла ведущей детали. Система отличается простотой общезаводских расчетов и малым числом позиций календарного плана.

При комплектно-цикловой (групповой) системе разработка календарных заданий цехам и согласование их работы во времени выполняется по укрупненным группам (комплектам) различных деталей машин, но имеющих часть одинаковых календарно-плановых нормативов, входит в такую группу комплект конкретных деталей, разных конструктивных узлов, имеющих одинаковый или схожий технологический маршрут или одинаковую длительность производственного цикла (или опережения) и периода запуска-выпуска партий деталей.

Машинно-комплектная система. При этой системе разработку календарных заданий цехам и согласование их работы во времени осуществляют по укрупненным комплектам (группам) деталей, идущих на данную конкретную машину. Система отличается крайней простотой межцеховых оперативных программ. Задание и учет выпуска продукции цехами в заводском масштабе ведется по комплектовочным номерам машин. Цеху сообщается номер машины и дата выпуска комплекта на неё. Иногда для упрощения указывают порядковый номер только последней машины, подлежащей укомплектованию в предстоящем месяце.

При суточной комплектной системе календарные задания цехам на каждые сутки устанавливается в виде условного комплекта деталей для всех, предусмотренных программой изделий в объеме среднесуточной потребности в них. Применение этой системы эффективно в мелкосерийном и серийном производстве, с меняющейся номенклатурой выпуска и при отсутствии в производственной программе ведущего изделия, имеющего наибольший удельный вес.

Комплектно-позаказная система. При данной системе календарное задание и согласование работы цехов устанавливается по комплектам деталей и узлов, идущих на изготовление изделий по заказу и подлежащих выпуску в плановом периоде. Система применяется в мелкосерийном и единичном производстве с длительным циклом подготовки производства и непосредственного изготовления изделия.

Ключом к пониманию динамики функционального цикла физического распределения служит ориентация на заказы потребителей. Поэтому целесообразно разработать программу координации действий с потребителями, на основе которой строить управление заказами.

В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:

- По какому каналу довести продукцию до потребителя

- Как упаковать продукцию

- По какому маршруту отправить

- Нужна ли логистике сеть складов, если да, то какая, где и сколько

- Какой уровень обслуживания обеспечить, а так же на ряд других вопросов

Вопрос 12

Сочетание централизованных и децентрализованных функций сбытовой деятельности.

Определение мест территориального размещения пунктов реализации (приема и выдачи заказов) товара является прерогативой маркетинга. Однако маркетинговые решения следует соизмерять с возможностями распределительной логистики в выполнении заказов на поставку товаров при приемлемых логистических затратах.

Более высокий уровень обслуживания покупателей достигается при децентрализованных продажах, поскольку они способствуют гармонизации спроса и предложения в точках их проявления. Такие продажи осуществляются при организации торгового и логистического посредничества, что предопределяет сложность функциональных циклов логистики распределения.

Маркетинговые исследования рынка способствуют обоснованному отбору изделий для дальнейшего производства и сбыта, т.е. эффективному планированию ассортимента продукции. Соответствие ассортимента продукции запросам потребителей во многом определяет успех сбытовой и хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Существует три основных метода сбыта: прямой (или непосредственный), косвенный и комбинированный (смешанный).

Прямой сбыт характерен тем, что производитель продукции вступает в непосредственные коммерческие отношения с потребителем, не прибегая к услугам независимых посредников. Данный метод имеет ряд достоинств: дает возможность сохранить полный контроль за ведением торговых операций, позволяет лучше изучить рынок своих товаров и наладить долговременные связи с основными потребителями. Однако исследования показывают, что посредническое звено сбытовой деятельности предприятия в большинстве случаев повышает эффективность сбытовых операций: высокий профессионализм посредника позволяет ускорить окупаемость затрат и оборачиваемость средств за счет крупномасштабных, универсальных и специализированных операций, создает удобства для конечных потребителей.

При косвенном методе сбыта производитель использует услуги различного рода независимых посредников (оптовых и розничных продавцов, брокеров, дилеров, консигнаторов и т.д.). Реализация косвенного метода возможна в трех вариантах:

- интенсивный сбыт предполагает реализацию продукции через большое количество разнообразных посредников (обычно товары массового спроса и фирменные товары);

- эксклюзивный сбыт предполагает, как правило, использование только одного посредника, которому предоставляется исключительное право на реализацию товара в данном регионе;

- селективный (выборочный) сбыт представляет собой промежуточный вариант между двумя вышеназванными; данный метод отличается выбором ограниченного числа посредников в зависимости от характера их клиентуры, возможностей обслуживания и ремонта продукции, уровня подготовки персонала.

Комбинированный (смешанный) сбыт предполагает использование в качестве посредников организаций со смешанным капиталом (т.е. с капиталом производителя и другой независимой компании).

Вопрос 13

Классификация торговых и логистических посредников.

Классификация посредников приведена на рис. Она достаточно условна, так как торговые посредники часто выполняют операции по физическому распределению товаров.

Среди торговых посредников особое место занимают дистрибьюторы и дилеры. В отечественной литературе по логистике эти понятия используют, подчеркивая факт приобретения ими прав собственности на товар в полном объеме. Между тем в зарубежной практике они употребляются в более конкретном смысле. Дистрибьюторов и дилеров как торговых посредников отличает содействие производителю в продвижении его товара на строго определенной территории. Отличительными чертами дистрибьюторской деятельности являются:

- приобретение и перепродажа товаров от своего имени и за свой счет;

- тесные и доверительные связи с производителем; принятие обязательств по продвижению и/или организаций сбыта на закрепленной за ним определенной территории;

- предоставление дистрибьютору права сбыта, в том числе простого и исключительного (в этом случае производитель утрачивает привилегированное положение на территории дистрибьютора, т. е. посредник становится монопольным);

- установление отношений с производителем на согласованный период времени, что лежит в основе их длительного сотрудничества;

- осуществление сбыта маркированных товаров под товарным знаком производителя;

- зависимость формирования собственной сети субдистрибьюторов или агентов от разрешения поставщика;

- право поставщика осуществлять прямые продажи потребителям на территории дистрибьютора (если их список приводится в дистрибьюторском договоре);

- фиксирование в дистрибьюторском договоре гарантированного минимума объема продаж товаров дистрибьютором.

Свобода действий дистрибьютора часто ограничивается обязательством воздерживаться от конкуренции, т. е. размещать или не продавать на своей территории продукцию, конкурирующую с товарами поставщика, на время дистрибьюторского договора. Это требование на практике не распространяется на дистрибуцию товаров, специфика продаж которых обусловливается предложением марочного ассортимента товара. Последний представляет собой набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных, например продукции пивоваренной промышленности.

Территориальная зона ответственности дистрибьютора шире, чем у дилера. В России она часто увязывается с границами федеральных округов и регионов. Пределы полномочий дилера находятся в границах отдельных единиц административно-территориального деления регионов (районов, городов и т. п.). По сравнению с дистрибьюторами дилеры более приближены к потребителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: