Понятие склада и основные функции склада в торговле

Эффективное использование складских площадей – одна из важных составляющих при проектировании логистической системы торговых предприятий. При этом может возникать множество вариантов решения, в зависимости от специфики обозначенной проблемы.

Склад – это здание, сооружение, предназначенное для приемки, размещения и хранения поступивших товаров, подготовки товара к продаже.

Современный крупный склад – сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.

Применительно к торговым структурам основное назначение склада заключается в хранении товаров, поступающих с производства, для последующей реализации с целью непрерывного удовлетворения потребностей покупателей.

Склады относят к сложным системам из–за многообразия параметров, технологических и объемно – планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры перерабатываемых грузов.

Основная цель складской логистики в торговле – минимизация затрат посредством организации эффективной системы размещения, хранения, учета товаров на складе.

Склад в торговой структуре выполняет следующие функции:

– способствует преобразованию получаемого разнообразного ассортимента товаров от разных предприятий в востребованный покупателем комплект;

сглаживает возникновение временных диспропорций при поступлении товара и его потреблении;

– выравнивает объемы реализации товаров потребителям;

– обеспечивает товарный вид продукции (фасовка, распаковка);

– сохраняет товарный вид продукции;

– способствует сокращению запасов розничных предприятий.

На складе торговых предприятий выделяют следующую последовательность трудовых процессов: приемка, размещение товара, обработка заказов, сбор заказа, проверка, упаковка и отгрузка.

Приемка осуществляется с момента получения информации о прибытии товара. Далее товар разгружается для размещения на складе. Он сканируется и инспектируется по количеству и качеству.

Размещение н а складе позволяет выбрать подходящее свободное место хранения. При размещении продукта место хранения заносят в информационную базу.

Обработка заказов покупателей подразумевает сравнение заказов с имеющимся наличием на складе, составление листа отбора товара и формирование отгрузочных документов. Для этого применяются автоматизированные системы управления.

Сбор заказа самая затратная операция (50 % общих складских затрат). Эффективность этой составляющей зависит от увеличения плотности хранения товаров и сосредоточением наиболее востребованных товаров в одном месте. При крупноассортиментных заказах могут использоваться два варианта выборки: вся сборка заказа осуществляется одним человеком на складе, либо параллельно несколькими. Некоторыми практиками в области совершенствования эффективности выборки предлагается объединять заказ по нескольким клиентам или комплектовать заказ на один вид наименования товара в определенной зоне.

Проверка и упаковка позволяет избежать неточностей сбора заказов, предотвратить возникновение жалоб со стороны покупателя.

Отгрузка, последняя составляющая трудового процесса, должна осуществляться в обратном порядке приемке товара на склад, грузовик сканируется для учета его отправки, и данные направляются покупателю.

Таким образом, можно сделать вывод: основные затраты на складе – трудовые, приходящиеся на сбор заказов.

Помимо зональной выборки товаров на складе может использоваться бригадная выборка, когда рабочие самостоятельно перемещают товары и не требуется точный учет времени и расстановка рабочих по задачам. Бригада выгодна в условиях, когда:

– вся работа основана на одинаковых навыках;

– рабочие могут перемещаться и подключаться к работе без лишних затрат времени и без оформления лишних документов;

– спрос на продукцию значительно варьирует, так как при минимальных запасах и быстрой конфигурации трудовых ресурсов обеспечивается гибкость и короткое время реагирования, движение самих рабочих балансирует цепь (используется принцип взаимовыручки, если один запаздывает – другой идет навстречу), что сокращает время подготовки линии при меняющихся основных задачах, производительность линии увеличивается и автоматически оптимизируется при введении дополнительных рабочих в цепь.

Выбор того или другого подхода определяется затратами в конкретной ситуации. Эти затраты входят в состав затрат, связанных с решением глобальных задач складской деятельности:

– сколько складов иметь в логистической системе;

– где разместить склады;

– иметь собственный склад или пользоваться наемным;

– какие функции возлагаются на склад в проектируемой логистической системе.

Руководитель предприятия на основе анализа затрат выбирает наиболее рациональное решение этих проблем, сводя к минимуму издержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: