Слияния и поглощения на рынке розничной торговли

До недавнего времени слияния и поглощения в российском ритейле существовали лишь в теории да в презентациях инвестиционных банкиров. Первые значительные сделки на этом рынке появились лишь относительно недавно. Информация о крупнейших сделках на российском рынке ритейла приведена в табл. 4.4.

Одной из знаковых сделок явилось недавнее слияние двух лидеров российской розничной торговли – «Пятерочки» и «Перекрестка». Информация об этой сделке приведена во врезке.

«СДЕЛКА ВЕКА»

Вчера два крупнейших продуктовых ритейлера – «Пятерочка» и «Перекресток» – объявили о слиянии. В результате сделки оба бизнеса перейдут на баланс публичной компании «Pyaterochka Holding N. V,», по контролировать ее будет основной владелец «Перекрестка» «Альфа – групп». Эксперты называют сделку беспрецедентной как но объему ($1,365 млрд), так и по сути – лидеры рынка розничной торговли еще пи разу не объеди нялись. Объединенная компания займет третье место в рейтинге крупнейших розничных торговцев.

Слияние компаний будет осуществляться двумя этапами. На первом этане «Пятерочка» станет владельцем «Перекрестка», заплатив за это $300 млн и передав 15,8 млн своих акций из новой эмиссии владельцам сети – сумма сделки составит $1,365 млрд. На втором этапе «Альфа – групп» купит 14,5 млн акций объединенной компании у акционеров «Пятерочки» за $1,178 млрд. В результате «Альфа – групп» и другие акционеры и топ – менеджеры «Перекрестка» получают 54 % акций объединенной Pyaterochka Holding, а у учредителей «Пятерочки» остается 21,2 %. Доля акций в свободном обращении составит 24,8 %. Закрытие сделки запланировано на второй квартал 2006 г.

Дата Покупатель Объект покупки Продавец Сумма сделки Особенности сделки
16.11.2003 ИК«Никойл» ТД «Копейка» НК ЮКОС $60 млн ЮКОС продал 50,5% акций
11.02.2005 Холдинг «Марта» Сеть магазинов «Продмак» ФПГ «Нефтехимпром» $38^10 млн
05.04.2005 Dixons (UK) Сеть «Эльдорадо» Акционеры «Эльдорадо» $1,9 млрд Соглашение предусматривает сохранение бренда «Эльдорадо» и развитие совместных проектов потребительского кредитования
12.07.2005 «Седьмой континент» Сеть «Алтын» Акционеры сети «Алтын» $36 млн
02.08.2005 «Евросеть» Сеть «Техмаркет» Акционеры «Техмаркета» н/д
15.12.2005 ТД «Пятерочка» «Сеть розничной торговли» Акционеры «Сети розничной торговли» $90 млн
05.04.2006 Rewe Group (ФРГ) Сети «Продмак» и Grossmart Холдинг «Марта» $45–50 млн Продано 75% бизнеса 15 магазинов, магазины перейдут под бренд Billa
06.04.2006 ТД «Копейка» Сеть «Самарапро–дукт» ООО «Торговая фирма "Самарапродукт» $35 млн
12.04.2006 ТД Перекресток ТД «Пятерочка» Акционеры «Пятерочки» $ 1,365 млрд Слияние в форме продажи. В результате сделки оба бизнеса перейдут на баланс публичной компании Pyaterochka Holding N. V.. но контролировать ее будет основной владелец «Перекрестка» «Альфа–групп»

Главным исполнительным директором новой компании станет председатель совета директоров «Перекрестка» Лев Хасис, финансовым директором – финансовый директор «Перекрестка» Виталий Подольский. В наблюдательный совет войдут независимый директор Дэвид Нобл, акционеры «Пятерочки» Андрей Рогачев и Татьяна Франус, а также пять представителей «Альфа – групп».

В результате «Пятерочка» станет крупнейшей компанией в сфере продовольственного ритейла. Ее суммарный розничный оборот превысит $2,54 млрд (по данным за 2005 г.), что выводит объединенную компанию на третье место в рейтинге крупнейших розничных торговцев после «Эльдорадо» и «Евросети».

Эксперты отмечают, что сделка между «Перекрестком» и «Пятерочкой» беспрецедентна для российского рынка розничной торговли. «Это очень хороший почин, когда люди, по сути, поступились собственными амбициями ради экономики бизнеса,– говорит аналитик компании «Уралсиб» Марат Ибрагимов.– Особенно необычно для России, когда сливаются практически равные компании». «Эту сделку можно считать новым этапом в развитии российского ритейла, – соглашается аналитик из компании»Финам» Владислав Кочетков. – В результате объединения двух его лидеров появился новый игрок, который практически недосягаем для всех остальных».

Источник: газета «Ведомости». 03.05.2006.

Попробуем проанализировать, что же произошло на российском рынке ритейла в апреле 2006 г. Если рассмотреть исходные позиции, которые занимали торговые сети перед этой сделкой, и посмотреть па ее структуру, то получается следующая картина:

1. Несмотря на то, что сделка позиционируется как слияние равных, «Перекресток» купил «Пятерочку», более того, если посмотреть на структуру нового менеджмента – все ключевые руководители – выходцы из «Перекрестка».

2. Владельцы «Перекрестка» купили «Пятерочку» достаточно дешево в связи с наличием у компании некоторых проблем (падение продаж и т. д.).

2.Собственники «Пятерочки» изначально выстраивали сеть на продажу.

3. По мнению экспертов, основной актив, из–за которого была куплена «Пятерочка», не столько бизнес – модель или отлаженные логистические схемы, а физические активы – магазины сети, которых у нее много и в неплохих местах.

Из этой картины можно сделать следующие выводы:

1. В ближайшее время менеджмент объединенной сети будет реформировать и развивать сеть магазинов «Пятерочки». Скорее всего эта деятельность может занять от 2 до 3 лет.

2. Полноценного слияния двух сетей не будет – слишком разный ассортимент, не будет и значительной дополнительной экономии по этой же причине.

3. Если говорить про количество форматов в одной сети, то на динамичных рынках успеха добиваются одно форматные компании, так как они быстрее занимают его. Если рынок насыщен, то тогда компании работают в нескольких форматах, но сами эти подсети практически не пересекаются друг с другом, имеют разную логистику, менеджмент и т. п. Российский рынок настолько не насыщен торговыми сетями, что покупать стратегическому инвестору, имеющему крупные отраслевые лимиты, кроме «Пятерочки» нечего.

Безусловно, что объем рынка слияний и поглощений розничных торговцев будет расти. В будущем, после того как точка насыщения рос–сштекого рынка розничной торговли будет достигнута, практически единственным методом расширения деятельности для ритейлеров станут слияния и поглощения (так как емкости географических рынков не бесконечны). Но в настоящее время, и на ближайшие 10, а то и больше лет, с учетом бурного роста доходов российских граждан, основной фокус ритейлеров будет направлен на «неосвоенную целину».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: