Экспедирование перевозок грузов в морском сообщении

Транспортно – экспедиционное обслуживание перевозок экспортных и импортных грузов в международном морском сообщении имеет свою специфику обслуживания, связанную и обусловленную перевозками массовых грузов (наливных, насыпных, навалочных, лесных) трамповым тоннажом и генеральных грузов (штучных) линейными судами, объемами предъявляемых к перевозке грузов, необходимостью концентрации экспортных грузов в портах к определенному сроку для отправки на судах, подготовки подвижного состава других видов транспорта для отгрузки (вывоза) прибывших импортных грузов из портов к местам их назначения, заблаговременным фрахтованием трампового тоннажа для перевозки массовых грузов и букированием (резервированием места на судне) генеральных грузов для перевозки на линейных судах.

В силу этой специфики обслуживания грузов в международном морском сообщении транспортно – экспедиторские услуги разделяются на такие этапы:

1) организация, планирование и обеспечение перевозок грузов соответствующим видом транспорта от мест их предъявления грузовладельцем экспедитору с учетом условий контрактов купли – продажи и договора транспортной экспедиции в порт перевалки и последующей их отгрузки (из порта: на судно – экспортные грузы, на другие виды транспорта – импортные грузы) к местам назначения;

2) транспортно – экспедиционное обслуживание экспортных и им­портных грузов в российском порту перевалки: оформление таможенных и карантинных формальностей по поручению грузоотправителя (по импортным грузам – возможно оформление документа контроля за доставкой груза), транспортной и товаросопроводительной документации, контроль и обеспечение погрузочно – разгрузочных работ, осуществление расчетов с портами за перевалку и хранение грузов, направление транспортной и товаросопроводительной документации по экспортным грузам непосредственно грузоотправителю для производства расчетов за отгруженные товары или по поручению грузоотправителя – в имеющееся для этих целей отделение банка в порту, другие согласованные между сторонами работы и услуги;

3) фрахтование трампового тоннажа для перевозки массовых грузов и букирование грузов на линейные суда.

Выполнение вышеуказанных услуг может осуществляться на основании договора транспортной экспедиции между грузоотправителем (грузовладельцем) как с различными экспедиторами, так и с одним экспедитором, предоставляющим самостоятельно все виды услуг на отдельном маршруте перевозки, либо имеющим соответствующие договоры с другими экспедиторами на выполнение отдельных работ и услуг на соответствующих этапах конкретного маршрута перевозки. Однако фрахтование трампового тоннажа осуществляется, как правило, либо самим грузовладельцем (отправителем), либо по его поручению брокером (брокерской фирмой).

Договор фрахтования судна (чартер) заключается между пере­возчиком (фрахтовщиком) и грузовладельцем (фрахтователем) для перевозки соответствующего объема груза (или объемов грузов) по согласованному маршруту (рэндж), в обусловленные сроки и по уста­новленной сторонами плате (фрахт). Фрахтование трампового тоннажа может производиться с использованием судна полностью или частично на один рейс, на круговой рейс, на последовательные рейсы, на более длительные сроки (на год и т. д.), в режиме тайм – чартер, т. е. в зависимости от объема грузов и их партионности, необходимого времени для перевозки предъявляемых количеств груза, складывающейся конъюнктуры по стоимости перевозок на мировом фрахтовом рынке и т. д.

На фрахтовом рынке для ускорения оформления чартера исполь­зуются стандартные чартеры для перевозки соответствующих грузов (нефть, уголь, руда, апатиты, лесные грузы, зерно и т. д.), содержащие характерные условия по перевозке груза, дополняемые сторонами со­ответствующими условиями в силу различных обстоятельств и тре­бований сторон договора как в виде аддендума (дополнения) к чартеру, так и внесением соответствующих оговорок в типовой чартер. Из числа стандартных проформ чартеров, применяемых на фрахтовом рынке, следует отметить такие: «Дженкон» – для перевозки генеральных грузов (штучных большими партиями, металлоконструкции, металлы и т. д.); «Совьетвуд», «Балтпалп», «Нъюбалтвуд», «Кэнадавуд» – для перевозки лесных грузов; «Зернокон», «Острэл», «Остунт» – для перевозки зерна; «Соворкон», «СИ (ор)», «Дженоркон» – для перевозки руды; «Мурманапатит» – для перевозки апатитов; «Болткон», «Нелкоул», «Совкоул» – для перевозки угля; Лондонская проформа танкерного чартера – для перевозки наливных грузов; другие чартеры.

Основными условиями чартера являются наименование сторон, название судна и его грузовая характеристика, а именно валовая и чистая регистровая вместимость, выражающаяся в брутто – и нетто – ре­гистровых тоннах, дедвейт в тоннах, грузовместимость в куб. футах или метрах, число грузовых помещений (трюмов), флаг (национальная принадлежность судна), класс судна (присваивается классификацион­ными обществами, например Морским регистром России или регистрами других стран – регистром Ллойда, Хапаг), место погрузки, наименование груза и его количество, порт назначения, плата за перевозку (фрахт), устанавливаемая через ставку фрахта (за тонну или кубометр груза, за штуку) или в виде общей суммы – «люмпсум» («лампсам»), другие условия: извещение (нотис, поИсе) о дате прибытия судна под погрузку, извещение о готовности судна к погрузке, время на погрузо-разгрузочные работы в портах (сталийное время), условия по оплате простоя судна (демеред – плата за задержку судна фрахтователем фрахтовщику; диспач – плата или премия фрахтовщика за сэкономленное фрахтователем сталийное время или сталию; контрсталия или детеншен – плата простоя сверх установленного сталийного времени), распределение расходов по погрузке и выгрузке (РЮ, РЮ5, РЮТ, гее 1п, Ргее ОЩ (см. раздел «Термины»), а также отнесение части расходов на судовладельца – например, сепарация, укладка, штивка и деш – гивка груза и т. п.), условие по выдаче коносамента и т. д.

Из других важных условий чартера для перевозчика и фрахтователя (грузоотправителя), требующих включения в чартер, могут быть такие: по марджину – по верхнему и нижнему пределу предъявления груза к перевозке, по «мертвому фрахту» в связи с недогрузом, по «лейдейсу» и «канцеллингу» – по датам начальной и окончательной датах прибытия судна под погрузку, по исчислению сталийного времени (сталии) исходя из понятий о «рабочих днях», «рабочих погожих днях», «текущих (последовательных) днях», других оговорках (ледовая, о забастовке и т. д.), дающим право фрахтовщику или фрахтователю рассторгнуть чартер, переадресовать судно в другой порт, задержать судно до окончания забастовки, отправить судно с частью груза и полной оплатой фрахта и т.д. Как правило, эти условия отражают существующие на фрахтовом рынке практику и обычаи портов. На практике вышеперечисленные условия чартера могут дополняться другими условиями, отражающими многообразие обстоятельств и факторов при перевозках, специфику требований, предъявляемых к перевозке грузов.

Вышеуказанные условия чартера являются обязательными только для фрахтовщика и фрахтователя и не возлагают никаких обязательств на грузополучателя, кроме тех, которые обусловлены продавцом в контракте купли – продажи. Правоотношения грузополучателя с перевозчиком основываются на подписанном капитаном судна коносаменте и на тех условиях, которые соответствуют условиям контракта купли – продажи и внесены в этот коносамент, в том числе со ссылкой на отдельные статьи чартера, например на условиях, которые определяют сталийное время в порту назначения, размер ставок демереджа/ диспача, оплату фрахта фрахтователем (фрахт оплачен полностью или часть фрахта должна быть оплачена по прибытии судна в порт) и т. д.

При перевозке грузов трамповыми судами эти правоотношения основываются подписанным капитаном судна коносаментом и пере­численными в нем условиями, а также теми условиями, которые внесены в этот коносамент с согласия перевозчика (судовладельца) из контракта купли – продажи, в том числе из чартера. Например, могут быть внесены возлагаемые на покупателя согласно контракту купли – продажи условия по выгрузке груза из судна в порту назначения (исчисление сталийного времени, оплату простоя судна под выгрузкой, размер ставок демереджа/диспача).

Другой функцией коносамента является подтверждение выпол­нения обязательств продавца (грузоотправителя) перед покупателем (грузополучателем) по поставке – отправке грузов согласно контракту по количеству товара и в обусловленные сроки.

При перевозке грузов на линейных судах договором морской пе­ревозки является подписанный и выданный перевозчиком линейный коносамент, которым регулируются правоотношения между перевоз­чиком, грузоотправителем и грузополучателем. Каждая из организо­ванных судоходных линий имеет свой перевозочный документ (коно­самент), предусматривающий условия перевозки как характерные для всех судоходных линий, так и специально относящиеся к данной кон­кретной судоходной линии. Об этих частностях упоминалось в гл. 4.8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: