Транспортно – экспедиционное обслуживание перевозок экспортных и импортных грузов в международном морском сообщении имеет свою специфику обслуживания, связанную и обусловленную перевозками массовых грузов (наливных, насыпных, навалочных, лесных) трамповым тоннажом и генеральных грузов (штучных) линейными судами, объемами предъявляемых к перевозке грузов, необходимостью концентрации экспортных грузов в портах к определенному сроку для отправки на судах, подготовки подвижного состава других видов транспорта для отгрузки (вывоза) прибывших импортных грузов из портов к местам их назначения, заблаговременным фрахтованием трампового тоннажа для перевозки массовых грузов и букированием (резервированием места на судне) генеральных грузов для перевозки на линейных судах.
В силу этой специфики обслуживания грузов в международном морском сообщении транспортно – экспедиторские услуги разделяются на такие этапы:
1) организация, планирование и обеспечение перевозок грузов соответствующим видом транспорта от мест их предъявления грузовладельцем экспедитору с учетом условий контрактов купли – продажи и договора транспортной экспедиции в порт перевалки и последующей их отгрузки (из порта: на судно – экспортные грузы, на другие виды транспорта – импортные грузы) к местам назначения;
|
|
2) транспортно – экспедиционное обслуживание экспортных и импортных грузов в российском порту перевалки: оформление таможенных и карантинных формальностей по поручению грузоотправителя (по импортным грузам – возможно оформление документа контроля за доставкой груза), транспортной и товаросопроводительной документации, контроль и обеспечение погрузочно – разгрузочных работ, осуществление расчетов с портами за перевалку и хранение грузов, направление транспортной и товаросопроводительной документации по экспортным грузам непосредственно грузоотправителю для производства расчетов за отгруженные товары или по поручению грузоотправителя – в имеющееся для этих целей отделение банка в порту, другие согласованные между сторонами работы и услуги;
3) фрахтование трампового тоннажа для перевозки массовых грузов и букирование грузов на линейные суда.
Выполнение вышеуказанных услуг может осуществляться на основании договора транспортной экспедиции между грузоотправителем (грузовладельцем) как с различными экспедиторами, так и с одним экспедитором, предоставляющим самостоятельно все виды услуг на отдельном маршруте перевозки, либо имеющим соответствующие договоры с другими экспедиторами на выполнение отдельных работ и услуг на соответствующих этапах конкретного маршрута перевозки. Однако фрахтование трампового тоннажа осуществляется, как правило, либо самим грузовладельцем (отправителем), либо по его поручению брокером (брокерской фирмой).
|
|
Договор фрахтования судна (чартер) заключается между перевозчиком (фрахтовщиком) и грузовладельцем (фрахтователем) для перевозки соответствующего объема груза (или объемов грузов) по согласованному маршруту (рэндж), в обусловленные сроки и по установленной сторонами плате (фрахт). Фрахтование трампового тоннажа может производиться с использованием судна полностью или частично на один рейс, на круговой рейс, на последовательные рейсы, на более длительные сроки (на год и т. д.), в режиме тайм – чартер, т. е. в зависимости от объема грузов и их партионности, необходимого времени для перевозки предъявляемых количеств груза, складывающейся конъюнктуры по стоимости перевозок на мировом фрахтовом рынке и т. д.
На фрахтовом рынке для ускорения оформления чартера используются стандартные чартеры для перевозки соответствующих грузов (нефть, уголь, руда, апатиты, лесные грузы, зерно и т. д.), содержащие характерные условия по перевозке груза, дополняемые сторонами соответствующими условиями в силу различных обстоятельств и требований сторон договора как в виде аддендума (дополнения) к чартеру, так и внесением соответствующих оговорок в типовой чартер. Из числа стандартных проформ чартеров, применяемых на фрахтовом рынке, следует отметить такие: «Дженкон» – для перевозки генеральных грузов (штучных большими партиями, металлоконструкции, металлы и т. д.); «Совьетвуд», «Балтпалп», «Нъюбалтвуд», «Кэнадавуд» – для перевозки лесных грузов; «Зернокон», «Острэл», «Остунт» – для перевозки зерна; «Соворкон», «СИ (ор)», «Дженоркон» – для перевозки руды; «Мурманапатит» – для перевозки апатитов; «Болткон», «Нелкоул», «Совкоул» – для перевозки угля; Лондонская проформа танкерного чартера – для перевозки наливных грузов; другие чартеры.
Основными условиями чартера являются наименование сторон, название судна и его грузовая характеристика, а именно валовая и чистая регистровая вместимость, выражающаяся в брутто – и нетто – регистровых тоннах, дедвейт в тоннах, грузовместимость в куб. футах или метрах, число грузовых помещений (трюмов), флаг (национальная принадлежность судна), класс судна (присваивается классификационными обществами, например Морским регистром России или регистрами других стран – регистром Ллойда, Хапаг), место погрузки, наименование груза и его количество, порт назначения, плата за перевозку (фрахт), устанавливаемая через ставку фрахта (за тонну или кубометр груза, за штуку) или в виде общей суммы – «люмпсум» («лампсам»), другие условия: извещение (нотис, поИсе) о дате прибытия судна под погрузку, извещение о готовности судна к погрузке, время на погрузо-разгрузочные работы в портах (сталийное время), условия по оплате простоя судна (демеред – плата за задержку судна фрахтователем фрахтовщику; диспач – плата или премия фрахтовщика за сэкономленное фрахтователем сталийное время или сталию; контрсталия или детеншен – плата простоя сверх установленного сталийного времени), распределение расходов по погрузке и выгрузке (РЮ, РЮ5, РЮТ, гее 1п, Ргее ОЩ (см. раздел «Термины»), а также отнесение части расходов на судовладельца – например, сепарация, укладка, штивка и деш – гивка груза и т. п.), условие по выдаче коносамента и т. д.
Из других важных условий чартера для перевозчика и фрахтователя (грузоотправителя), требующих включения в чартер, могут быть такие: по марджину – по верхнему и нижнему пределу предъявления груза к перевозке, по «мертвому фрахту» в связи с недогрузом, по «лейдейсу» и «канцеллингу» – по датам начальной и окончательной датах прибытия судна под погрузку, по исчислению сталийного времени (сталии) исходя из понятий о «рабочих днях», «рабочих погожих днях», «текущих (последовательных) днях», других оговорках (ледовая, о забастовке и т. д.), дающим право фрахтовщику или фрахтователю рассторгнуть чартер, переадресовать судно в другой порт, задержать судно до окончания забастовки, отправить судно с частью груза и полной оплатой фрахта и т.д. Как правило, эти условия отражают существующие на фрахтовом рынке практику и обычаи портов. На практике вышеперечисленные условия чартера могут дополняться другими условиями, отражающими многообразие обстоятельств и факторов при перевозках, специфику требований, предъявляемых к перевозке грузов.
|
|
Вышеуказанные условия чартера являются обязательными только для фрахтовщика и фрахтователя и не возлагают никаких обязательств на грузополучателя, кроме тех, которые обусловлены продавцом в контракте купли – продажи. Правоотношения грузополучателя с перевозчиком основываются на подписанном капитаном судна коносаменте и на тех условиях, которые соответствуют условиям контракта купли – продажи и внесены в этот коносамент, в том числе со ссылкой на отдельные статьи чартера, например на условиях, которые определяют сталийное время в порту назначения, размер ставок демереджа/ диспача, оплату фрахта фрахтователем (фрахт оплачен полностью или часть фрахта должна быть оплачена по прибытии судна в порт) и т. д.
При перевозке грузов трамповыми судами эти правоотношения основываются подписанным капитаном судна коносаментом и перечисленными в нем условиями, а также теми условиями, которые внесены в этот коносамент с согласия перевозчика (судовладельца) из контракта купли – продажи, в том числе из чартера. Например, могут быть внесены возлагаемые на покупателя согласно контракту купли – продажи условия по выгрузке груза из судна в порту назначения (исчисление сталийного времени, оплату простоя судна под выгрузкой, размер ставок демереджа/диспача).
|
|
Другой функцией коносамента является подтверждение выполнения обязательств продавца (грузоотправителя) перед покупателем (грузополучателем) по поставке – отправке грузов согласно контракту по количеству товара и в обусловленные сроки.
При перевозке грузов на линейных судах договором морской перевозки является подписанный и выданный перевозчиком линейный коносамент, которым регулируются правоотношения между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем. Каждая из организованных судоходных линий имеет свой перевозочный документ (коносамент), предусматривающий условия перевозки как характерные для всех судоходных линий, так и специально относящиеся к данной конкретной судоходной линии. Об этих частностях упоминалось в гл. 4.8.