Эластичность спроса по доходам характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя. Принимая решение о цене товара, следует учитывать, что изменение доходов потребителей может по-разному сказаться на динамике спроса. Графическое изображение этой зависимости представлено кривыми Энгеля, а форма зависимости описывается уравнениями Тронквиста. Возможные ситуации:
■ коэффициент эластичности меньше нуля - с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары первой и не первой необходимости, при возможности переключения спроса на более дорогие товары);
■ коэффициент эластичности равен нулю - с увеличением доходов спрос остается стабильным;
■ коэффициент эластичности от нуля до единицы - по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);
■ коэффициент эластичности больше единицы - темпы изменения спроса выше темпов изменения дохода.
Эластичность спроса по доходам существенно различается для разных категорий покупателей, поэтому коэффициентами эластичности следует пользоваться только в пределах одной доходной группы. Более точные модели учитывают различную эластичность спроса по доходам, выделяя различные категории по возрасту, полу, социальным характеристикам.
|
|
Нет четких границ для отнесения товаров к товарам необходимости и предметам роскоши. Эластичность спроса на товар может меняться в разные периоды.
По мере сближения степени дифференциации в уровне доходов происходит снижение различий в степени эластичности расходов на различные блага, т.е. выравнивается степень настоятельности потребности.
Контрольные вопросы
1. Какую роль играют в ценообразовании коэффициенты эластичности?
2. Как «показное потребление» влияет на эластичность спроса по цене?
3. Как на чувствительность покупателя к цене влияет наличие на рынке заменяющих товаров?
4. Какие факторы определяют эластичность спроса на товары-инновации?
5. Какие типы товаров можно выделить с точки зрения их влияния на уровни цен друг друга?
6. Какой из типов связи между товарами порождает сезонные колебания спроса на сахар?
7. Как изменится поведение покупателей при отсутствии товаров-заменителей? В чем заключаются экономические преимущества фирмы, выпускающей уникальные товары?
8. Зачем фирмы расширяют параметрический ряд товаров наиболее совершенными и дорогостоящими модификациями?
9. Различается ли эластичность спроса по цене в краткосрочном и долгосрочном периодах? Почему?
10. Почему снижение цен на авиаперевозки ценится деловыми пассажирами гораздо меньше, чем различные формы вознаграждения, которые предлагают авиакомпании постоянным клиентам?
|
|
11. Для каких товаров повышение цены может стать фактором роста объемов реализации?
12. Две подруги зашли в кафе и заказали мороженое, не глядя на цену. Первая попросила два шарика мороженого, а вторая на 50 руб. Оцените для каждой подруги эластичность спроса по цене.
13. Фирма «Эльдорадо» предлагает покупателям в период с 1 по 8 марта товары со скидкой 10%. Какой вид эластичности обосновывает применение данной скидки?
Тесты
1. Снижение цены на товар приводит к росту выручки от продаж в случае:
а) высокоэластичного спроса;
б) низкоэластичного спроса;
в) единичной эластичности;
г) положительной эластичности.
2. Товар Гиффена - это товар:
а) объем спроса на который растет при росте денежного дохода потребителя;
б) объем спроса на который может расти при падении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;
в) объем спроса на который не изменяется при изменении цены данного товара;
г) предложение которого не зависит от изменения цен.
3. На какую категорию товаров падает спрос при росте денежного дохода населения:
а) товары первой необходимости;
б) бытовые услуги;
в) предметы роскоши;
г) товары с единичной эластичностью спроса?
4. Эластичность спроса по цене - это:
а) зависимость спроса от цены;
б) зависимость изменения спроса от изменения цены;
в) зависимость спроса от изменения цены;
г) зависимость спроса от доходов.
5. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:
а) взаимозаменяемыми;
б) взаимодополняемыми;
в) независимыми;
г) нормальными.
6. Снижение эластичности спроса по цене может быть достигнуто в результате:
а) активной рекламной компании;
б) снижения затрат на производство единицы продукции;
в) выгодного размещения предприятия;
г) повышения цен.
7. Если коэффициент эластичности спроса по цене равен -2, то снижение цены на 3% вызовет:
а) увеличение выручки на 6%;
б) снижение выручки на 3%;
в) увеличение выручки на 2,8%;
г) увеличение объема спроса на 6%.
8. Если при снижении цены выручка уменьшается, то это:
а) высокоэластичный спрос;
б) низкоэластичный спрос;
в) спрос с единичной эластичностью;
г) спрос с положительной эластичностью.
9. Определите, что произойдет при повышении цен на бифштексы в студенческом кафе:
а) рост цены на сосиски;
б) снижение цены на сосиски;
в) уменьшение спроса на бифштексы;
г) рост спроса на сосиски.
10. Если бы эластичность спроса на сумки была нулевой, это означало бы, что:
а) по текущим ценам можно продавать любое количество сумок;
б) данное количество сумок будет куплено по сколь угодно высоким ценам;
в) потребители готовы купить любой объем данного блага по любой цене;
г) потребители не согласны на изменение количества продаж сумок и цены.
11. Если большинство жителей районного города решат, что мясо вредно для здоровья, то при прочих равных условиях в городе:
а) повысится спрос на рыбу и снизится спрос на мясо;
б) понизится спрос на рыбу и мясные продукты;
в) повысится спрос на рыбу и не изменится спрос на мясо;
г) понизится спрос на рыбу и повысится спрос на мясо.
12. Если спрос на бытовую технику эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет:
а) к росту расходов населения на бытовую технику;
б) снижению расходов населения на бытовую технику;
в) повышению спроса на бытовую технику;
г) снижению спроса на бытовую технику.
13. Субъективные психологические издержки:
а) растут по мере роста доходов населения;
б) снижаются по мере роста доходов населения;
в) не зависят от изменения доходов населения;
г) зависят от социального статуса покупателя.
|
|
14. Редкие блага отличаются от престижных товаров:
а) низкой эластичностью спроса по цене;
б) ростом цены под влиянием ограниченности предложения;
в) готовностью покупателей платить высокую цену ограниченное время;
г) высокой эластичностью спроса по цене.
15. Спрос можно считать неэластичным, если:
а) при существенном снижении цены спрос увеличивается незначительно;
б) при несущественном снижении цены спрос увеличится значительно;
в) при изменении цены спрос не изменится;
г) при постоянной цене изменяется спрос.
16. Производитель считает возможным повышение цен, если:
а) стремится расширить свое присутствие на рынке;
б) имеет незанятые производственные мощности;
в) считает спрос неэластичным;
г) производит уникальную продукцию.