Логистический анализ

Под анализом понимается разложение (декомпозиция) изучаемого объекта или процесса на части с целью экономического, финансового, технического и т.п. исследований этих частей. С позиции логистики необходимо проводить экономический и финансовый анализ – аудит, позволяющие оценить принимаемые логистическими менеджерами предприятий решения, сказывающиеся в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих показателях.

На уровне предприятия можно выделить следующее основные задачи стратегического, тактического и оперативного логистического анализа:

1.анализ выполнения стратегического логистического плана;

2.анализ соответствия логистического стратегического плана маркетинговому и производственному;

3.анализ качества продукции логистического сервиса;

4.анализ степени удовлетворения запросов потребителей;

5.анализ эффективности выполнения отдельных логистических функций и работы звеньев логистических систем и др.

В основу логистического анализа положены такие принципы как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и другие.

Для повышения точности достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико – математических методов моделей, составляющих научную базу логистики:

1.методы математической статистики (факторный, индексный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно – регрессионные модели, спектральный анализ и др.);

2.функционально – стоимостной анализ;

3.методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ;

4.различные эконометрические методы модели;

5.методы экспертных оценок.

3. Логистическое стратегическое планирование

Логистическое стратегическое управление – высокопрофессиональная управленческая деятельность со своей логистической структурной специализацией, направленная на выживание логистической системы предприятия в неопределенной внешней среде, обязательно включающая стратегическое планирование, как строго заданный процесс и строго определенную подсистему.

Можно выделить три стадии процесса логистического стратегического управления:

1. стадия логистического стратегического планирования;

2. стадия стратегической организации или настройки организационной системы в соответствии с выбранной логистической стратегией;

3. стадия стратегического контроля и регулирования функционирования логистческой системы.

Разработка логистической стратегии осуществляется в четыре этапа: оценка, анализ возможностей, установление приоритетов, выполнение.

Основными направлениями разработки логистических стратегий предприятия являются следующие их виды:

1. стратегия дифференциации – стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя.

2. стратегия лидерства по затратам – стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок. Стратегия уменьшения затрат направлена на сокращение операционных составляющих издержек, связанных в основном с движением материального потока и запасами продукции;

3. стратегия фокусирования – концентрация на удовлетворение потребностей потребителей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии – удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты.

4. стратегия диверсификации используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.

Виды диверсификации:

1. горизонтальная предполагает расширение деятельности предприятия в отношении традиционных для него групп потребителей с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи; расширение номенклатуры продукции путем добавления к ней родственных и новых видов продукции;

2. вертикальная – предприятие расширяет свою деятельность на предыдущие или последующие стадии процесса производства и распределения;

3. латеральная – включение в производственную программу, не имеющей непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, отсутствие какой – либо связи между традиционными и новыми областями деятельности предприятия.

Модель логистического стратегического управления представлена на рисунке 7.

При разработке удачной стратегии возникает синергии, т.е. стратегический системный эффект. Истоки общей синергии организации – в эффективности использования всех ее различных ресурсов, а особенность стратегической синергии – в эффекте от использования именно стратегического фактора. Таким образом, специфическая ключевая цель стратегического логистического управления – это достижение максимальной синергии по стратегическому фактору.

Рекомендуемая литература:

1.Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика. – М.: Экзамен, 2003.

2.Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. 2 изд., переаб и доп. М.: ЮНИТИ:ДАНА, 2000.

3.Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. Учебник. – М.: Инфра, 2001.

4.Тулембаева А.Н. Логистика. Учебное пособие. Алматы: «Қазақ университеті», 2002.

  1. Волгин В. В. Склад. Организация и управление: Практическое пособие. - 4-е издание, перераб. и дополн. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002.
  2. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и Ко, 2004.
  3. Николайчук В. Е. Логистика в сфере распределения. - СПб: Питер, 2001.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию "материальный запас".

2. Назовите основные причины, которые вынуждают предпринимателей создавать материальные запасы.

3. Перечислите известные вам виды материальных за­пасов.

4. Каковы основные показатели управления запасами?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: