Движущие силы социального развития человека

Движущие силы — один из важнейших факторов, которые обеспе- чивают реализацию потенциальных источников социального разви- тия, воспитания и обучения человека. Они также подразделяются на внутренниеивнешние.

Внутренниедвижущиесилы,обеспечивающиереализациюличност- ного потенциала ребенка, — это те, которые присущи только человеку

и способствуют реализации его индивидуального потенциала в про- цессе социализации. К основным из них относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.

Неосознаваемые механизмы развития человека. Они обусловлены теми физиологическими и психическими потенциями, которые чело- век получает от рождения. Их характерной особенностью является то, что они функционируют на уровне подсознания (почти рефлекторно), им присуща ранняя активность и стабильность. Наиболее существен- ное влияние они оказывают на психологическое и социальное разви- тие человека. Более всего важна их роль в раннем возрасте. Именно в этот период динамика его развития в различных сферах (психической и социальной) особенно велика и перспективы их реализации значи- тельны. С возрастом их значение меняется, но не исчезает на протя- жении всей жизни человека.


Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 57

К наиболее важным движущим силам, обеспечивающим функци- онирование неосознаваемых механизмов человека, относятся:

А. Устремленность в самом раннем возрасте преимущественно к тому, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищен- ность — к матери, которая уделяет ему большее внимание. Со време- нем эта устремленность может усиливаться или ослабляться и даже, при определенных условиях, превращаться в свою противополож- ность. Последнее может проявляться при получении устойчивого резко негативного результата от взаимодействия с предметом. Напри- мер, ребенок тянется к утюгу и при недосмотре матери задевает его, обжигается и пугается. В дальнейшем в подсознании у него сохраня- ется болезненная реакция и боязнь утюга.

Б. Эмоциональная заразительность ребенка (эмпатия — греч. en... — приставка, означающая — находящийся внутри, в пределах чего-либо и pathos — чувство, переживание — ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека.). Она проявляется очень рано. Уже на первом месяце жизни ребенка можно наблюдать, когда вид улыбающейся мамы (лица, ее заме- няющего), подходящей к нему, вызывает у него улыбку. Грустный вид мамы вызывает слезы и у ребенка. Постепенно эмоциональная чувствительность матери (лица, ее заменяющего) передается ее ре- бенку.

B. Эмоциональная обусловленность активности и устремленнос- ти ребенка. Дитя нуждается во внимании и ласке, что способствует поддержанию и укреплению его эмоциональной обусловленности. Существует даже мнение, что ребенка переласкать нельзя. Это так, когда любовь и ласка проявляются к месту, соизмеримы с поведени- ем ребенка. При неадекватности проявления изобилия любви и ласки возникает очень существенная проблема. Неразумность в про- явлении любви нередко приводит к вседозволенности, «необуздан- ности Я». Такой ребенок считает, что все должны ему и все обязаны, а он никому. Формируется эгоцентризм, настолько ярковыражен- ный, что управлять, направлять воспитание обычными средствами становится практически невозможным. В дальнейшем исключитель- но сложно будут строиться отношения с ним не только родителей, но и других людей. С таким ребенком тяжело его социальному ок- ружению, воспитателям, учителям, детям, что создает трудности и ему самому.

Г. Подражательность. Ребенку, как и многим живым существам вообще, присуща подражательность. Благодаря ей ребенок неосознан- но усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков. Повседневно ко-


58 Раздел II. Социальное формирование личности

пируя тех, кто непосредственно и больше всего общается с ним, — мать (лицо, ее замещающее), сестра (брат), бабушка, ребенок усваива- ет их манеры, интонации, походку, своеобразие характера. Мальчики нередко в большей степени копируют своих отцов, девочки — мать. Наблюдения за детьми, особенно в условиях детского сада, начальной школы, — убедительное подтверждение этому. Часто учителя, встре- чая впервые родителей в школе, по их манерам, стилю поведения, речи безошибочно определяют, кого они представляют. Их дети до- статочно полно (почти зеркально) напоминают внешними проявле- ниями своих родителей.

Подражательность выступает важным движителем механизма раз- вития ребенка. Он часто включается в деятельность, которой занима- ется мама или папа: старается сам одеваться, есть, как другие, вместе с мамой подметать пол, мыть полы, посуду, убирать со стола и многое другое. Такая деятельность обладает значительным потенциалом в развитии ребенка. Нередко мама, стараясь чтобы ребенок не разбил что-то или не мешал ей, небрежно прекращает даже первые попытки проявления инициативы. Маме всегда не хватает времени, и она, чтобы сделать все побыстрее, не дает ребенку проявлять элементар- ную самостоятельность во время одевания, кормления, умывания и прочее. Тем самым мать невольно сдерживает развитие у него элемен- тарной самостоятельности, навыков выполнения простых действий по самообслуживанию. При этом она забывает или не знает о том, что если ребенка лишать самостоятельности, то она не формируется. Если у ребенка и были элементарные навыки деятельности в чем-либо и потребность (желание) их проявлять, то с прекращением их примене- ния они со временем утрачиваются и на смену им приходит неприятие и нежелание этой деятельности. Впоследствии, даже заставляя ребен- ка что-то сделать, в чем-то помочь по дому, что он когда-то делал, но от чего его отучили, достигнуть положительного результата очень сложно.

В повседневной жизни можно наблюдать, что один ребенок в два года самостоятельно одевается, другой и в семь многое не может; один имеет обязанности По дому и успешно их выполняет, другой не только их не имеет, но и когда его просят что-то сделать, то ему становится непонятно, почему именно он должен это делать. Подобных социаль- ных аномалий достаточно много, что обусловлено недостатками вос- питания.

Д. Внушаемость в раннем возрасте выступает значительным дви- жителем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакции на что-либо и пр. Наибольшей внушающей силой отличаются те, кто являются для него неоспоримым авторитетом.


Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 59

В раннем возрасте — это мать (лицо, ее заменяющее), постоянно на- ходящаяся с ним. С возрастом авторитет может изменяться и заме- няться. У мальчиков им становится отец или старший брат; у дево- чек — мать или старшая сестра. У первоклашек, которых активно готовили и настраивали на учебу, — учительница, особенно если она им понравилась.

Внушаемость воздействует на подсознание. Влияние внушения достаточно сильно, если оно направлено на оценку, характеристику или перспективу безопасности человека, его здоровья, благополучия. При наличии у человека негативного опыта, соответствующего вну- шаемому воздействию, его влияние значительно возрастает. Напри- мер, «дети улицы», имеющие негативный опыт поведения, объедине- ны в «стаю». Для них лидер «стаи» является авторитетом. Его пример, действия обладают внушающим воздействием и побуждают невольно подражать ему в отношениях и поведении, беспрекословно подчиня- ются его указаниям.

Характерно, что внушаемость сохраняется у человека практически всю жизнь. Сила ее возрастает, если информация имеет жизненно важное значение для того, на кого она направлена. С возрастом она может усиливаться или ослабляться в определенных пределах. Для внушаемых людей это влияние приобретает особую значимость в их социальном развитии.

Е. Потребность человека в социальном общении появляется с рож- дения и требует удовлетворения. Именно в семье она получает наи- большую возможность в реализации. Мать, общаясь со своим ребен- ком с первых дней, стимулирует развитие у него этой потребности. Неслучайно после рождения рекомендуют как можно раньше прино- сить его к матери, чтобы она взяла его на руки и прижала к себе. Этим усиливается взаимная физиологическая и социальная потребность матери и ребенка в общении. Нереализация этой потребности суще- ственно сказывается на его социальном развитии. Данный фактор можно установить на примере формирования детей, оставшихся без попечения родителей. Их недостаток в социальном общении сущест- венно сказывается на развитии. У таких детей формируется состоя- ние, которое получило название «госпитализм»1.

1 Госпитализм (от фр. hospital — больница) — синдром патологии детского психи- ческого и личностного развития, являющийся.результатом младенца от мате-

ри и его ранней институализации. В младенческом возрасте госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности ребенка, тормозя интел- лектуальное и эмоциональное развитие, искажая разрушая физическое

благополучие и т.д.


60 Раздел II. Социальное формирование личности

Ж. Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно вза- имосвязаны и взаимообусловлены. Любознательность — это стремле- ние к познанию нового. Для ребенка все, что его окружает, новое. Же- лание взять, пощупать, «обыграть» естественно для него. С возрастом любознательность не проходит. Она получает еще большее своеобра- зие. Неудовлетворение ее в объеме, нужном этому ребенку, приводит к ее затуханию (снижению уровня проявления), что негативно сказы- вается на его социальном развитии.

Д. Активность присуща ребенку с рождения, и с каждым днем, ме- сяцем она приобретает все новое и новое содержание и направление. Она обусловливает интенсивность социального саморазвития, а сфера ее проявления — его направленность. Активность проявляется в общей динамике поведения ребенка, способствуя формированию его организма в целом. Ее частное проявление помогает соответствующе- му направлению развития ребенка. Например, активность в играх с игрушками, которые попадают ему в руки, развивает познавательные возможности, способствует освоению окружающей среды с ее много- образием предметов, форм, движений, помогает общению с близкими ему людьми, взаимодействию с ними, формированию опыта самооб- служивания, овладению культурой, опытом социального поведения и многому другому.

Исследования специалистов свидетельствуют, что укутывание, стягивание пленками ребенка сдерживает проявление его активности и негативно сказывается на развитии. Однако следует подчеркнуть, что при определенных условиях и в отношении конкретных детей ро- дители вынуждены либо сдерживать, либо, наоборот, стимулировать и направлять их активность. Это позволяет им управлять процессом развития, его коррекции.

К неосознаваемым механизмам относят и другие явления, харак- терные для человека. В совокупности они способствуют его наиболее полному социальному развитию.

С неосознаваемыми механизмами социального развития челове- ка тесно связаны осознаваемые. Они обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В ос- нове их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие, самовоспитание. Осознаваемые механизмы также способствуют ак- тивному психологическому и социальному развитию человека. С возрастом их роль в самосовершенствовании человека значитель- но возрастает.


Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 61

К осознаваемым механизмам относят:

А. Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека, —

это такие явления, как:

1. Саморазвитие психики человека. На самом раннем этапе этого процесса саморазвитие психики выполняет функцию неосознаваемого механизма. В этот период имеет место либо неосознаваемая самоак- тивность, либо своего рода «дрессура» со стороны воспитателей, либо и то и другое. С возрастом развитие психики в большей степени ста- новится зависимым от осознаваемых действий и поступков.

С рождения ребенок слышит, когда взрослые говорят о том или ином действии, и видит, что и как они после этого делают. Постепенно он привыкает и знает: если говорят, что будем есть, то он, естественно, получит еду, будем одеваться, чтобы идти на улицу, его одевают. За- поминаются слова, со временем усваивается их смысл. Именно слово в наибольшей степени способствует формированию мысли, становит- ся средством осмысления того, что происходит, регулятором действий и поступков. Мыслительная деятельность способствует дальнейшему развитию сознания человека.

2. Эмоциональная восприимчивость. Об эмоциональной зарази- тельности и эмоциональной обусловленности говорилось, когда речь шла об источниках социального развития. Эмоциональная восприим- чивость человека является той силой, которая активизирует его инди- видуальные возможности, волевые усилия, способствует направлен- ному социальному развитию и дает эмоциональное удовлетворение. Если ребенку не нравится что-либо делать, то он активно этому со- противляется, и наоборот, то, что нравится, — стимулирует ее прояв- ление, увлеченность.

3. Волевая активность. Одной из важнейших движущих сил осоз- наваемых механизмов социального развития и воспитания человека является воля, волевая активность. Устремленность ребенка к чему- либо новому, к свету, человеку проявляется на уровне, естественной потребности, подсознания. Постепенно это способствует появлению осознаваемых источников — волевых основ, стимулирующих его саморазвитие. С возрастом у человека формируется целая гамма во- левых качеств, определяющих его индивидуальные возможности по обеспечению направленного самосовершенствования. Совокупность этих качеств, их развитость, выраженность и влияние на саморазвитие личности человека исключительно индивидуальны.

Наблюдения за детьми показывают необходимость с самого раннего детства создавать условия для формирования у ребенка, закладывать еще на подсознательном уровне основы будущих волевых качеств. Дети часто стоят перед выбором: «хочу» и «надо». Ведь то, что не дается ре-


62 Раздел II. Социальное формирование личности

бенку для выполнения каких-либо действий, требует от него проявле- ния волевого усилия — «надо». В этом плане рекомендуется:

— с самого начала стремиться создавать ребенку наиболее благо- приятные условия для саморазвития на основе свободного воспитания. На этом этапе у него возникает некая способность достигать чего- либо.

Идеи свободного воспитания нашли отражение в трудах многих педагогов прошлого. Среди них Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вент- цель и другие. Свободное воспитание в большей степени стимулирует развитие волевых возможностей личности. Имеется в виду свободное, но не вседозволенное воспитание. Об этом еще в 1916 г. писал A.M. Обухов. Анализируя взгляды теоретиков свободного воспита- ния, а также данные психологической науки и практиков, он отмечал, что оно не должно переходить во вседозволенность. Даже у ребенка не могут быть только права. Они есть у детей независимо от их воз- раста, родителей, учителей. Каждый ребенок обязан уважать не толь- ко свои, но и права других (детей, родителей, учителей). Кроме того, ребенок по недопониманию иногда стремится к тому, что угрожает его жизни, и родители обязаны защитить его, оградить от последствий. Например, он дополз до края кровати и тянется за игрушкой, лежащей на полу, если его не остановить, он упадет и ушибется. Мама, естест- венно, не будет ждать, когда он упадет. Она обязательно ограничит его активность: либо опустит его на пол, либо отвлечет чем-либо;

уметь различать проявление каприза и настойчивости: «хочу» и «надо». Исключительно важно уметь пресекать, преодолевать кап- риз и, наоборот, поощрять, поддерживать настойчивость, позитивную устремленность. Грань между ними далеко не так ясно и четко про- сматривается. Часто родители, видя, что ребенок капризничает, чтобы его лишний раз не расстраивать, потакают ему. Некоторые считают, что со временем это пройдет. Они не задумываются над тем, что к этому времени у ребенка сформируются определенные негативные ка- чества, привычки, преодолевать которые в дальнейшем исключитель- но сложно;

— максимальная поддержка позитивного самопроявления, актив- ности в самообслуживании. Предусматривать, что кормление, одева- ние, игры, ползание, хождение и проч. обладают своим социальным потенциалом и их следует наиболее полно использовать в развитии и воспитании ребенка.

Б. Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания —

это такие явления, как:

1. Социальная предрасположенность к развитию (социальному развитию). Она — результат многовековой эволюции человека, разви-


Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребёнка 63

тия его мозга. Эта предрасположенность обладает значительным по- тенциалом, который даже при самых минимальных условиях челове- ческого общения может способствовать социальному становлению ре- бенка. Главная задача родителя и воспитателя — обеспечить необходимое взаимодействие с ним.

2. Уровень развития сознания человека как основы социальной пер- спективы. Чтобы представить сущность данного фактора, как движу- щей силы социального развития и воспитания человека, воспользуем- ся аналогией, приведенной известным отечественным психологом В.П. Зинченко. Он сравнивал развитие человека с межконтиненталь- ной ракетой. В процессе полета двигатель ракеты, отрабатывая свой ресурс, способствует достижению определенной скорости, затем включается следующая ступень. Вследствие чего скорость ракеты по- лучает дополнительное ускорение относительно предыдущей и т.д.

Человек в своем развитии в определенной степени проходит ана- логичный путь. Он не отбрасывает того, что получил в социальном развитии ранее, и, как ракета, наращивает скорость. С каждым днем, месяцем, годом ребенок достигает определенного качественного со- стояния. Последующее развитие, в том числе и направленное, инди- видуально-коррекционное, начинается (реализуется) именно с того уровня, который он уже имеет, и, опираясь на (отталкиваясь от) него, самосовершенствуется, устремляясь к более высокому уровню.

Изложенное позволяет сделать некоторые выводы:

а) задержка в развитии ребенка на его первоначальном этапе су- щественно сказывается на последующем. Отставание в развитии на определенном возрастном этапе может оказаться для ребенка непре- одолимым (маугли ограничены в социальном развитии и не достига- ют многого);

б) стимулирование педагогически организованного раннего разви- тия ребенка создает основу для его последующего более активного самосовершенствования. Дети, получившие необходимое развитие в семье, уже в детском саду проявляют себя достаточно активно, опе- режая в социальном развитии своих сверстников, не имевших такой возможности. Данный фактор проявляется и на этапе начальной школы. Подготовленные к школе дети, достаточно легко адаптиру- ются к учебному процессу и успешно справляются с учебной про- граммой.

Данные наблюдений практических работников и исследователей позволяют установить, что:

— как природное существо, ребенок развивается по законам живой природы, при этом он достаточно динамичен и активен. Однако его формирование не может идти скачкообразно, перескакивая через


64 Раздел II. Социальное формирование личности

этапы. Сами этапы могут быть более или менее длительными. В каж- дом конкретном случае процесс становления индивидуален;

— направленность и интенсивность в развитии человека определя- ются его личностным потенциалом, средой, воспитанием и самоактив- ностью. Если ребенок глух от рождения, слух у него не разовьешь. Однако чаще всего он рождается с зачатками слуха, которые нужда- ются в направленном развитии с самого раннего детства. В противном случае они могут быть утрачены вовсе, и человек потеряет возмож- ность обрести слух;

в) развитие ребенка — это не прямая, односторонняя дорога. Оно представляет собой достаточно сложный процесс. Динамика его пред- определяется предрасположенностью ребенка к развитию, его состоя- нием в данный конкретный момент, условиями, в которых он нахо- дится, и самоактивностью. В этом смысле показательный пример — воспитание спортсмена. Это человек, который имеет предрасположен- ность в физическом развитии в определенной области и благодаря специальным тренировкам достигает значительных результатов. На- блюдения за спортсменами показывают, что у них норма самопрояв- ления в физических упражнениях выше, чем у их сверстников, не за- нимающихся регулярно спортом. Например, для спортсмена высшей категории существует планка, с которой он начинает разминку, но она значительно выше, чем та, на которую может претендовать неспорт- смен. то же время он далеко не всегда готов показать свой наи- высший результат. Ему требуются постоянные и серьезные трениров- ки, и даже в этом случае его достижения колеблются порой в значительных пределах.

Данный факт позволяет сделать некоторые замечания:

— направленная работа с ребенком по его индивидуальному раз- витию способствует достижению им лучших результатов, и наоборот, прекращение занятий, отсутствие прежней направленности и интен- сивности приводят к «застою» и даже потере прежнего опыта;

— развитие ребенка в одной сфере (области) создает благоприят- ные условия для его более активного самопроявления и развития в других. Организм и психика в раннем возрасте достаточно динамич- ны. Они способны к более активному развитию, его коррекции. Уче- ные не рекомендуют увлекаться односторонними занятиями (разви- тием) с ребенком и считают целесообразным всячески добиваться привлечения его к более широкому спектру деятельности в интересах разностороннего развития;

— более развитый ребенок испытывает потребность в большей ак- тивности по самореализации. Если этого не происходит, то под воз- действием его адаптации в новых условиях, требующих меньшей ди-


Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 65

намики, начинается перестройка его организма. Он теряет прежний динамизм и усваивает новый. Новое состояние имеет сдерживающий характер, ограничивающий интенсивность его направленного разви- тия, что может иметь негативные последствия. Неумение воспитателя видеть динамику ребенка и обеспечить ему необходимую активность будет мешать его развитию в целом.

Нередко в семье очень активно готовят ребенка к школе, при его нормальном развитии и любознательности такой подход вполне оп- равдан. Приходит такой ребенок, психологически и педагогически подготовленный, в класс, где ему предстоит учиться, и оказывается с детьми, которые не знают даже букв. Учитель, естественно, начи- нает с азов, больше уделяя внимания тем, кто меньше знает. Он ста- рается их подтянуть, а затем надеется активизировать деятельность всего класса. Можно представить себе состояние подготовленного ребенка. Он так хотел в школу, а здесь учат тому, что он уже давно знает. На него в такой обстановке влияет ряд негативных факторов: его чаще всего не замечают на занятии; он знает ответ, но его не спрашивают, лишая самопроявления и обрекая на пассивность; но- вого для него практически ничего нет или очень мало; если бы он не знал, то его чаще спрашивали, за правильные ответы чаще хвали- ли; ему становится совершенно неинтересно учиться; то, что он знает, ему кажется очень простым, и неясно, почему другие не могут это понять и запомнить. Подобные факты формируют у ребенка не- гативное отношение к слабым в учебе детям и осознание того, что в, школе можно получать «пятерки», ничего не делая, совершенно не затрачивая труда, и пр. Он (этот ребенок) «остывает» к учебе, у него постепенно пропадает интерес к занятиям. Как следствие, ребенок отказывается идти в школу, очень мало уделяет внимания учебе. На- чиная с пятерок, он, исчерпав потенциал, снижает результаты в учебе. Впоследствии такой ребенок вообще может с трудом справ- ляться со школьной программой.

Изложенное диктует необходимость:

— дифференцированного подхода к комплектованию классов;

— дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения (особенно в начальных классах);

— обеспечения развития ребенка в соответствии с уровнем его ин- дивидуальных возможностей. Данный факт наиболее целесообразно учитывать в процессе индивидуального развития, воспитания и обу- чения ребенка. Он в своем развитии не может перепрыгнуть через невозможное. К сожалению, далеко не каждый родитель может это понять. Существует множество спецшкол (математических, лингвис- тических, гуманитарных, с музыкальным воспитанием, физическим

5 - 5887


66 Раздел II. Социальное формирование личности

уклоном и пр.), спецклассов, гимназий. Нередко это коммерческие уч- реждения. Иногда родители отдают детей в платные школы без учета их индивидуальных возможностей. В дальнейшем они предъявляют большие претензии к учителям, если ребенок показывает невысокие результаты: «мы платим, а вы обязаны учить», «почему у моего ребен- ка тройки» и пр. Бывает, что в этой ситуации учитель забывает о своем педагогическом назначении. Он меньше всего думает о ребенке. Ему нужны оценки, и он, не считаясь с индивидуальными возможнос- тями ребенка, старается «выжать» из него высокие результаты. Слу- чается, что учитель диктует родителям: не нравится, забирайте доку- менты и отдавайте ребенка в обычный класс, желающих учиться в этом много.

Перегрузка ребенка в процессе обучения более опасна, чем недо- грузка. Последняя ведет к тому, что ребенок не получает развития и воспитания, к которому он предрасположен. В дальнейшем он что-то сможет наверстать в развитии и обучении посредством самоактивнос- ти, самообразования, самовоспитания. Перегрузка чревата серьезны- ми психологическими последствиями, преодоление которых требует значительных усилий специалистов — психологов, социальных педа- гогов. Сформировавшиеся психические отклонения, могут сказаться на всей последующей жизни человека;

— в оценке результатов деятельности ребенка с особыми нуждами их сравнивают с его личными, а не сверстников достижениями. Его личный результат — это оценка достигнутого в процессе реабилита- ционной работы с ним.

3. Интеллектуальныепотребности,желания,интересы,устрем- ления, цели, идеалы. Это все то, что определяет интеллектуальную предрасположенность человека к социальному развитию. Она фор- мируется с возрастом и направляет его устремленность в интеллек- туальном поиске, социальном саморазвитии, самосовершенствова- нии. Интеллектуальная предрасположенность у каждого человека своя, индивидуальная. Она не постоянна и может изменяться с воз- растом, от нее зависит склонность человека к умственной, физичес- кой или умственной и физической деятельности и соответствующе- му развитию.

4. Самокритичность, самоуправление. Это отношение к себе харак- терно для человека, формируется с возрастом, развитием самосозна- ния. Человек далеко не безразличен к тому, что и как он делает и как оценивают его самого и его деятельность. Самокритичность и самоуп- равление зависят от нравственных ориентиров человека, его Я и во многом определяют направленность и интенсивность работы человека над собой по самосовершенствованию и самопроявлению. Самокри-


Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 67

тичность помогает ребенку оценить свою способность достижения того или иного результата в самосовершенствовании.

К осознаваемым механизмам относят и другие проявления, харак- терные для человека. В совокупности они способствуют его социаль- ному развитию, воспитанию, самовоспитанию и самообразованию.

Следует подчеркнуть, что проявление только неосознаваемых ме- ханизмов может иметь место лишь у детей, когда рациональный ком- понент сознания еще не сформирован. Вследствие изложенного ребе- нок оказывается неспособным осознать и выработать оценочное отношение к групповым нормам и предписаниям, а также к тем видам социально-психологических воздействий, которые он испытывает со стороны ближайшего окружения. Постепенно усиливается влияние осознаваемых механизмов под воздействием внутренних и внешних источников (факторов).

Между всеми внутренними движущими силами (неосознаваемы- ми и осознаваемыми механизмами) социального развития человека существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодо- полнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное направленное и интенсивное индивидуальное и индивидуально-кор- рекционное развитие и воспитание человека. Одновременно следует подчеркнуть взаимосвязь внешних источников и движущих сил соци- ального развития и воспитания человека.

Внешниедвижущиесилы,обеспечивающиереализациюпотенциала ребенка.

Внешние движущие силы — это те, которые стимулируют, активи- зируют или сдерживают внутренние движущие силы социального раз- вития и воспитания человека. Им принадлежит важное место в соци- альном развитии человека. С их помощью можно направлять (управлять) всем процессом социального развития и воспитания. К ним относятся:

А. Среда непосредственного воздействия на микроуровне: на ран- нем этапе — это уход за ребенком; среда жизнедеятельности и воспи- тание; семья; коллективы и группы, в которые попадает ребенок в пер- вые годы жизни и которые существенно оказывают влияние на его развитие; отдельные личности, мнение и/или деятельность которых имеют особое значение для ребенка; собственно воспитание.

Уход за ребенком осуществляется родителями или лицами, их за- меняющими, в интересах обеспечения ребенку наиболее оптимальных условий жизнедеятельности; по сути, это условия жизни ребенка: комната, где он спит, играет, ее санитарно-гигиенические условия; пи- тание; режим дня; физические упражнения; закаливание; прогулки и пр. Правильный, соответствующий индивидуальным особенностям


Раздел II. Социальное формирование личности

ребенка уход за ним способствует его здоровому образу жизни, раз- витию.

Среда жизнедеятельности и воспитания. К ней относятся: семья, государственное учреждение (детский дом, дом ребенка, приют, ин- тернат и пр.), образовательное учреждение, в том числе специальное (детский сад, школа, высшее учебное заведение), улица. Для каждого средового фактора характерны типичные условия, существенно влия- ющие на социальное развитие и воспитание ребенка.

Семья — это та микросреда, в которой формируется личность ре- бенка. В ней все сказывается на развитии ребенка: микроклимат, вза- имоотношения, отношения членов семьи к ребенку, материальные условия и др. Семья определяет своеобразие ухода за ребенком, явля- ется примером для подражания во всем, помогает в реализации по- требности в первичном социальном общении, удовлетворении интере- са и любознательности и др.

Средовые коллективы, группы. Речь идет о группах, в которые по- падает ребенок в процессе его развития и которые оказывают на него существенное влияние. К ним относятся: группа детского сада, школьные, трудовые коллективы; группы (сверстников) непосредст- венного взаимодействия; неформальные группы и объединения. В них на ребенка оказывают влияние: микроклимат, который там складывается, его личные устремления, общественное мнение, взаи- мопомощь и поддержка, настроение и пр. Они могут быть благопри- ятными для ребенка и стимулировать его самопроявление; нейтраль- ными, безразличными, где каждый живет сам по себе (явление крайне редкое); агрессивными, подавляющими личность и не позволяющими реализовать себя, свои возможности.

Отдельныеличности,мнениеи/илидеятельностькоторыхимеют особое значение для ребенка. В жизни каждого человека бывают лич- ности, оказывающие большое влияние на его самопроявление, иници- ативу, творческое самосовершенствование. Это могут быть один из родителей, старший брат (старшая сестра), бабушка (дедушка), родст- венник, учитель, воспитатель, а также герой фильма или книги, това- рищ (старший товарищ) и др. Воздействие такой личности на ребенка бывает разное — положительное и отрицательное. Данный факт сви- детельствует о необходимости учитывать, кто реально окружает ре- бенка и как влияет на него.

Воспитание — деятельность воспитателей (родителей, лиц их за- меняющих, воспитателей дошкольных учреждений, учителей), на- правленная на формирование и развитие у ребенка определенных ка- честв, свойств, привычек поведения, образа жизни, в соответствии с принятыми в обществе социальными нормами и правилами. Еще в


Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 69

начале XX в. А. Дернова-Ярмоленко отмечала, что «дело воспитания, собственно, и сводится к тому, чтобы, считаясь с воздействием клима- та, санитарных условий, среды и индивидуальности ребенка, по воз- можности уменьшать те вредные влияния, каковые имеются и не могут быть устранены вполне, и по возможности усилить действие тех благоприятных условий, которые существуют, а также создать тако- вые искусственно, если есть к этому возможность». По своей сути оно сводится к умению учитывать индивидуальность ребенка, считаться с окружающей средой, пользоваться ею в управлении процессом его раз- вития и воспитания.

Практика показывает, что в процессе роста ребенка наиболее существенные отклонения в его социальном формировании обусловле- ны теми ошибками воспитания, которые имели место в семье, об- разовательном учреждении. Исправление результата воспитания пред- ставляет значительную сложность и требует соответствующих усилий.

Б. Среда непосредственного и опосредованного воздействия на ре- бенка на мезоуровне: средства массовой коммуникации — печать, радио, телевидение, искусство, литература и пр.

Наиболее существенным фактором непосредственного и опосредо- ванного влияния на ребенка в процессе его развития являются сред- ства массовой информации. В первую очередь следует выделить те- левидение. Оно может обогащать ребенка, процесс его воспитания и в то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым ребенок еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявле- ния к садистским явлениям и пр. Данный факт требует особой стро- гости в обеспечении управления процессом взаимодействия ребенка с телевидением с самого раннего детства, когда у него только формиру- ется интерес, понимание того, какая информация предназначена для него, а какая — для родителей. Запреты здесь действуют плохо, нужны корректность и искусство воспитательного взаимодействия с ребен- ком.

Не менее существенным фактором воспитывающего воздействия становится компьютер с его информационными возможностями и включением ребенка в процесс взаимодействия с ним. Компьютер об- ладает уникальными возможностями самовключения ребенка в отно- шения человека и техники, при которых он становится не просто поглотителем информации, но и активным соучастником. Неконтро- лируемость и всеядность во взаимодействии ребенка с компьютером может иметь достаточно серьезные отрицательные последствия. Нега- тивное влияние на психику ребенка оказывает и электромагнитное


70 Раздел II. Социальное формирование личности

поле экрана компьютера, что требует жесткой регламентации его ра- боты но времени.

Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обраще- ния с современной электронной техникой; получение широкой и раз- носторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специ- альных программ информационного и развивающего воздействия; осу- ществление частной реабилитации с использованием специальных про- грамм, позволяющих преодолевать определенные патологические явления; профориентационная работа с ребенком, подготовка его к пос- ледующей профессиональной деятельности, требующей знаний ком- пьютерных технологий.

В. Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: «эффект доверия»; групповые ожида- ния, референтная группа; взаимопомощь и поддержка, авторитет и др.

«Эффект доверия». В самопроявлении ребенка особое значение имеет доверие со стороны старших, группы. Умение воспитателя ус- танавливать такие отношения создает благоприятные условия, стиму- лирующие самопроявление ребенка. Они окрыляют ребенка, побуж- дают его к активности, стремлению показать, что он может и сделает. Все это позитивно сказывается на взаимодействии ребенка с воспита- телем.

Групповые ожидания — это ожидание от человека выполнения ро- левых предписаний, оценочные стереотипы окружения. Они нередко предписывают индивиду определенный образец поведения и могут играть как позитивную, так и негативную роль в его социальном раз- витии.

Референтная группа — это группа, имеющая особую значимость при оценке поступков человека. Она бывает: условной, реальной, сравнительной, нормативной, престижной. С ней сталкивается ребе- нок уже в детском саду. Особенно сильно ее влияние в подростковом и юношеском возрасте.

Взаимопомощь и поддержка. Наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка в среде и среды к нему создает взаимопомощь и поддержка. В этих условиях ему легче проявлять себя, не бояться на- смешек, неумелости и стремиться к наибольшему самопроявлению. Взаимопомощь позволяет ребенку на определенном этапе включаться в работу по оказанию помощи более слабому. В этом случае он при- обретает особую значимость в своих глазах, происходит дальнейшее развитие его возможностей.


Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 71

Авторитет — степень влияния, оказываемого отдельными лица- ми в той или иной отрасли знания или сфере занятости. Авторитетной личности легче строить свою работу с ребенком. Ему как бы больше доверяют, в него верят и стараются сделать так, как требует именно он. Такой авторитет могут иметь родители, воспитатели. Авторитет — это «капитал» воспитателя, который нужно сохранять и заботиться о его повышении. Эксплуатация его может быть кратковременной и по- стоянной. Все зависит от того, как о нем заботятся. Дети не всегда прощают ошибки вследствие самоуверенности. Если воспитатель про- являет некорректность, необязательность, нечестность, сохранить ав- торитет в работе с ребенком ему практически невозможно.

Между всеми внутренними и внешними движущими силами соци- ального развития человека существует тесная взаимосвязь. Они как бы взаимодополняют друг друга в этом процессе. Характерно, что раз- витие ребенка в одном направлении способствует (стимулирует) его развитие и в других. Развитие ребенка в возможной для него сфере способствует активизации его развития в целом. В то же время следу- ет особо подчеркнуть, что направленная активность человека не озна- чает разносторонность его становления. Она лишь создает условия для этого. Необходимы направленные усилия по стимулированию (самопроявлению) активности ребенка в других сферах, чтобы доби- ваться его наиболее разностороннего развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: