double arrow

И группу


В СМИ используются определенные методы подготовки и реали- зации программ воздействия на личность, группы. При этом учитыва- ется аудитория, на которую они рассчитаны, время реализации, осо- бенности психологии потребителей предлагаемых программ. В зави- симости от передачи, стоящих перед ней задач, аудитории, на которую


218 Раздел IV. Среда и формирование личности

она рассчитана, определяются наиболее целесообразные методы. К таким методам относят:

информационный метод. Он активно используется при подготов- ке реклам, информационных сообщений, проведении рекламной кам- пании и направлен на информирование зрителей о том или ином со- бытии, человеке, явлении;

эмоциональный метод. Учитывая важность эмоциональной со- ставляющей при формировании установок личности, данный метод применяется очень активно в зависимости от решаемой СМИ пробле- мы и, как правило, совместно с другими методами, усиливая их вли- яние на аудиторию;

патриотический метод. В его основе лежит воздействие на патриотические чувства аудитории. Большинство людей далеко не безразличны к своему краю, дому, отечеству, используя данный факт, СМИ активизируют внимание людей, формируют у них опре- деленные установки, побуждают к определенным действиям. Метод широко применяется в рекламных целях, при проведении полити- ческих акций, выполнении определенных социальных заказов, для побуждения людей на определенные действия (вызвать протест к чему-либо либо организовать «всеобщую» поддержку чего-либо и пр.);

метод пробуждения страха. Это один из наиболее эффективных методов, основанный на интересе людей, к своему здоровью, благопо- лучию своему и своих близких. Он воздействует на эмоции человека. Принимая во внимание то, что предлагаемая информация направлена на сохранение благополучия, безопасности зрителя и его близких, СМИ привлекают зрителя (потребителя) к информации, формируют у него неравнодушное отношение к ней, включают в активное осмыс- ление и побуждают к определенным действиям. Метод широко ис- пользуется в рекламных целях, при проведении различных полити- ческих акций и кампаний;

метод создания достижений, ситуации успеха. Человек чувству- ет удовлетворение, когда он ощущает свою правоту, добивается каких- либо результатов в своей деятельности в настоящее время или в про- шлом. Сообщая информацию о чем-либо, стараясь показать, что человек этого может добиться достаточно легко, это ему необходимо и от него не потребуется большого труда, СМИ побуждают его вклю- чаться в предлагаемый процесс взаимодействия. Например, организуя различные игры, викторины, конкурсы и прочее, СМИ широко ис- пользуют этот метод;

юмористический метод. Юмор достаточно легко и быстро за- хватывает аудиторию своей простотой, доступностью. Он делает


Глава 16. Социально-педагогические возможности СМ И 219

зрителя соучастником, активно внушая с помощью информации точку зрения авторов. Информация представляется ненавязчиво, за- поминается вместе с юмором намного легче. Этот метод широко ис- пользуется при подготовке различных программ, в том числе раз- влекательных, политических, рекламных и пр. Одним из важных требований при его применении является необходимость учитывать особенности аудитории и соответствие юмора ее культуре, возрасту, менталитету и пр.

На телевидении есть и специальные методы (приемы), основанные на психологических эффектах. Они имеют особое назначение и порой могут серьезно влиять на психику человека. Неслучайно при этом оп- ределяется аудитория или предусматриваются ограничения для про- смотра. К наиболее типичным методам относятся:

А. Эффект процесса искаженного восприятия действительности. В основе метода лежит представление о явлении, которым человек мог бы восхищаться, но связанное с ужасными событиями, оно уси- ливает естественные страхи. Метод разработан Маей Дерен, с 1943 по

 
1959 г. снявшей в Голливуде семь короткометражных фильмов (в частности, «Полуденные сети»). Например, красивейший крупный мак вдруг превращается в некое окровавленное нечто, вызывающее безотчетный страх. Или девушка, идущая по улице, открывает дверь, поднимается по лестнице, входит в дом и подходит к окну. В нем она видит, как она идет по улице, в дом, открывает дверь... и все повторяется вновь и вновь, только финал становится каждый раз страшнее и напряженнее. В итоге зритель, после череды повторов ви- дящий перед собой убитую героиню, с облегчением вздыхает. Ведь с ее кончиной рвется и череда пугающей его круговерти. Так, мирный обыватель начинает склоняться к агрессии, к навязанному ему выбо- ру, который он до показа фильма, несомненно, отверг бы.

Такие приемы используются в предвыборных рекламных роликах. Б. Создание фона резкого эмоционального сопереживания, вкрапливая в него кратковременные (в пределах двух секунд) опре- деленные факты. Воздействие сюжета усиливается соответствую- щим музыкальным сопровождением. Таким образом обеспечивается значительное направленное влияние на психику зрителя. Автор ме- тода Стэн Брэкидж, создатель 23 фильмов. Его фильм «Окно. Вода. Движение Младенца» (1959) — это череда сцен реальных мучений рожающей женщины, ловко смонтированных с двухсекундными —

«эйзенштейновской» нарезкой — кадрами. На фоне возрастания боли усиливается и многократность повторения начальных сцен. Длинные схватки рожающей женщины перемежает мельтешение

«предыстории».


220 Раздел IV. Среда и формирование личности

Подобные приемы в настоящее время активно используют созда- тели видеоклипов (нарезка планов с мельчайшей продолжительнос- тью), рекламщики и авторы ужастиков.

В. Эффект постепенного ненавязчивого, но длительного воспри- ятия, приводящий к психическому истощению зрителя, вследствие чего он становится безоружным перед воздействием экрана. Автор ме- тода Энди Уорхолл, знаменитый художник, король поп-арта. Извест- но, что нарушение психики начинается после полуторачасового тако- го «занудства». В его картине «Девушки из Челси» на протяжении трех с лишним часов на двух экранах с разным звуком и сюжетом (вернее, их отсутствием) идут почти житейские сцены. Парень рас- спрашивает девушку о ее первом сексуальном опыте: девушка стри- жет челку; парень медленно раздевается и любуется собой... Периоди- чески сцена с одного экрана перепрыгивает на соседний, повторяется и логически возникает в конце...

По этому принципу строятся многие лекции, проповеди или теле- визионные публицистические передачи, ток-шоу, рекламные блоки (одинаковые на разных каналах).

С помощью каждого метода решаются определенные задачи воз- действия на аудиторию (см. табл. 3).

 
3

Используемый метод СМИ Преимущественное воздействие метода
Информационныйметод Информирование зрителей о том или ином со- бытии, человеке, явлении
Эмоциональный метод Создание эмоционального напряжения, активное включение зрителя в сопереживание с героями события, чем усиливается эффект воздействия
Патриотический метод Воздействие на патриотические чувства ауди- тории, вызывающие чувство гордости или глу- бокого возмущения
Метод пробуждения страха Искусственное нагнетание страха с целью фор- мирования отвращения, негодования и возму- щения по отношению к какому-либо явлению
Метод создания достижений, си- туации успеха Постепенное вовлечение потребителя инфор- мации, создавая состояние удовлетворения раз- вивающимися событиями и, таким образом, постепенное навязывание ему определенного ва- рианта решения проблемы. Создавая иллюзию простоты достижения успеха, втягивают человека в подобные действия (участие в лото и пр.)

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМ И 221

Продолжение табл. 3

Используемый метод СМ И Преимущественное воздействие метода
Юмористический метод Увлекая аудиторию легким юмором, ненавязчиво делают ее соучастником информации (активным потребителем). Запоминается такая информация значительно легче и устойчивее
Специальные методы (приемы)  
Эффект процесса, искаженного восприятия действительности Представление о явлении, которым человек мог бы восхищаться, в связи с ужасными событиями, усиливающими естественные страхи человека
Создание фона резкого эмоцио- нального сопереживания, вкрапли- вая в него кратковременные (в пре- делах двух секунд) определенные факты. Для усиления эффекта воз- действия используется и специаль- ная музыка Мощное психологическое воздействие на пси- хику человека, его восприятие определенной ин- формации, на этом фоне провоцируется форми- рование неадекватной реакции на нее
Эффект постепенного ненавязчи- вого, по длительного восприятия, приводящий к психическому исто- щению зрителя Полное обезоруживание человека как потре- бителя информации, при котором он безропотно воспринимает все, что ему предлагает экран

Британские специалисты провели исследование психического со-

стояния трех групп людей, которым предлагали прослушать или уви- деть репортажи соответственно чернушно-негативного, положитель- ного или нейтрального уровня. Поведение всех без исключения участников первой «чернушной» группы характеризовалось повыше- нием беспокойства, депрессивным состоянием или просто откровен- ным страхом. Когда ученые предложили участникам эксперимента перечислить все, что их заботит, то «у негативистов» проблем набра- лось гораздо больше, чем у остальных.

СМИимеютиположительные,иотрицательныестороны,кото- рыенеобходимоучитыватьсоциальномупедагогу:

Положительные стороны СМ И Отрицательные стороны СМ И
Массовость Однообразие в мышлении, ощущениях
Получение знаний о мире Иллюзия знания
Скорость передачи информации Нарушение внутреннего ритма, выработка автоматизма
Проживание определенного жизненного опыта Превалирование эмоции, отключение разума
Просмотр большого количества фильмов Привитие плохого вкуса к разным видам искусства
Спокойная (домашняя) обстановка поль- зования Иллюзия одиночества

222 Раздел IV. Среда и формирование личности

Изложенное требует учета особенностей информационных про- грамм для использования в социально-педагогической работе с чело- веком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизи- ровать его позитивные возможности для созидательной деятельности, выполнения своего гражданского долга, но могут деформировать, вы- зывать низменные чувства и даже разрушать личность.

Получение информации есть естественный, единственный способ социального развития личности. В процессе социального развития у человека формируются информационные потребности. Под ними по- нимаются его естественные потребности в различных видах, качестве и объеме информации. Под их воздействием формируются характер взаимодействия человека со СМИ. Они выступают одним из факто- ров социальной активности и самореализации человека.

Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека информационно- педагогическую культуру — один из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их со- держанию, качеству, объему информации, а также к их целесообраз- ному использованию в самообразовании и самовоспитании.

Такая культура формируется прежде всего в семье с раннего воз- раста ребенка. Данный факт требует от родителей внимательного от- ношения к различным информационным системам, предлагаемым ими информационным программам, и педагогически правильно ис- пользовать их в воспитании и обучении. Своей социально-педагоги- ческой деятельностью родители способствуют оптимизации информа- ционных контактов растущего ребенка, управляют процессом формирования у него информационных потребностей, информацион- ной культуры. По своей сущности такая деятельность родителей на- зывается педагогизацией информационной среды ребенка.

Педагогизацией информационной среды занимаются также соци- альные педагоги, воспитатели, классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, специальных образовательных учреж- дениях, досуговых центрах. В их задачу входит целесообразное ис- пользование информационных программ в социальном воспитании детей и подростков.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что понимается под средствами массовой информации?

2. Назовите основные виды СМ И и дайте им социально-педагогическую характе- ристику.

3. Каковы основные функции СМИ ?

4. Каковы основные концептуальные подходы, определяющие социально-педагоги- ческое влияние СМИ на аудиторию?


Глава 16. Социально-педагогические возможности СМ И 223

5. Назовите и дайте характеристику основных факторов, обусловливающих влия- ние СМ И на аудиторию.

6. Каковы наиболее типичные последствия влияния СМ И на человека?

7. Назовите и дайте характеристику основных методов, используемых при подго- товке информационных программ.

8. Какова специфика специальных методов, приемов, используемых в СМ И для достижения психологического эффекта воздействия?

9. Что понимается под информационными потребностями человека, его информа- ционно-педагогической культурой?

10. Место и роль семьи в педагогизации информационной среды ребенка.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Телевидение как совоспитатель ребенка в семье.

2. Компьютерные технологии в социальном формировании личности растущего ребенка.

3. Основы культуры взаимодействия со СМИ .

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев ВТ. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

3. Воробьев В.В. Твоя информационная культура. М., 1988.

4. Воспитательное воздействие на личность средств массовой информации и учреж- дений культуры. М., 1979.

5. Голицын ГЛ., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991.

6. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и про- блемы измерения. М., 1979.

7. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Ведомос- ти Верховного Совета РФ . 1992. № 7.

8. Малахова Ю. Ловцы человеческих душ // Российская газета. 2000. 10 ноября.

9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

10. Харис Р. Психология массовых коммуникаций. Изд. 4-е. СПб., 2001.


Глав а 17

Профессиональная деятельность социального работника и деформация личности

Значительное место в жизни человека занимает профессиональная деятельность. Она оказывает огромное влияние на социальное форми- рование человека, его образ жизни и поведение. При этом ее роль может носить не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание;

2) факторы профессиональной деятельности, существенно влия- ющие на личность и ее проявление;

3) типичные проявления профессиональной деформации личнос- ти социального работника;

4) пути предупреждения и преодоления негативной профессио- нальной деформации социального работника.


Сейчас читают про: