Тема 1. Понятие логистики

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «логистика» является достаточно новым для экономики России, при этом оно быстро завоевывает себе место среди общепризнанных и общеизвестных направлений экономической деятельности. Это связано главным образом с тем, что логистика позволяет:

- существенно сократить временные затраты на поставку сырья и материалов и готовой продукции;

- выделить приоритетные группы запасов, при снижении объемов излишних;

- ускорить процесс получения информации и т.д.

В конечном результате применение на практике приемов и методов логистики позволяет фирме повысить качество обслуживания потребителей, снизить издержки, т.е. приобрести конкурентные преимущества.

В рамках логистики фирма рассматривается с точки зрения движения материальных и информационных потоков через системы закупок, складирования, производства, хранения, сбыта. В этом проявляется новизна логистического подхода: все функциональные области фирмы определяются как единая материалопроводящаясистема, и предполагают сквозное управление материальными потоками.

В рамках данного пособия рассматриваются основные приемы, методы, виды логистики. Цель пособия – ознакомить студентов с логистическим подходом к анализу эффективности работы фирмы.

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ

Термин «логистика» имеет древнее происхождение: он возник во времена Византии, и обозначал организацию работы тыла под требования фронта.

Переход из военной сферы в экономическую сформировался во второй половине 20 в. Более всего это было связано со следующими двумя причинами: во-первых, это переход от рынка продавца к рынку покупателя; во-вторых, это экономический кризис 70-х гг., который выразился в росте цен на топливо. Обе причины вынудили продавцов товаров искать новые конкурентные преимущества, основные из которых можно отнести к сервисным услугам, то есть это: искусство доставки, это тара и упаковка, это оптимизация качества и количества.

Определений понятия «логистика» достаточно много. Наиболее полным из всего множества видится следующее. Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производства, внутризаводской переработки сырья и материалов до производства, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.

С точки зрения функционального подхода (на микроуровне) логистика есть управление всеми физическими операциями, связанными с доставкой товаров. С точки зрения более широкого подхода - макроуровня, к вышеперечисленному добавляются анализ риска поставщиков и потребителей, координация спроса и предложения.

Как уже упоминалось выше, логистика рассматривает фирму с точки зрения движения материальных и информационных потоков. При этом выделяют несколько видов логистики, в зависимости от того, на каком уровне находится поток. Так можно выделить логистику:

- закупочную;

- производственную;

- сбытовую;

- транспортную.

Это достаточно укрупненное деление. Для более детального рассмотрения проще перейти к функциональным областям, на уровне которых чаще всего и ведут анализ, так как проблемы, решаемые логистикой, ставятся и решаются именно в рамках функциональных областей. Основные проблемы, которые решаются в этих областях следующие:

- планирование оптимального уровня запасов, обеспечивающих минимальные издержки (в рамках логистики запасов);

- выбор максимально подходящего вида и типа транспорта и определение маршрутов и времени доставки грузов (в рамках транспортной логистики);

- определение вида и типа склада и складского оборудования (в рамках складской логистики);

- обработка данных (в рамках информационной логистики); и т.д.

Путь, по которому товары и информационные потоки проходят от поставщика к потребителю, называется логистической цепью. Такого рода цепи могут включать как все функциональные службы логистики, если предприятие является крупным и в рамках своей деятельности включает в себя всю цепочку от закупок сырья и материально до продажи готовой продукции конечному потребителю; так и только некоторые области, если предприятие занимается одной сферой деятельности (например, транспортная фирма).

К основным функциям логистики относят оперативные и координационные. Оперативные функции логистики связаны с управлением движением материальных ценностей в сферах снабжения, производства и распределения. То есть это функции МТО (материально технического обеспечения). К функциям координации относят: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах; анализ рынков, обработка данных.

Вся совокупность элементов логистики в рамках предприятия образуют систему логистики, которая призвана решать ряд задач. Все задачи логистики можно разделить на общие и локальные. К общим относят такие как: разработка общей концепции логистики, определение целей логистики, и т.д. К локальным относят: определение оптимального размера заказа товаров, расчет времени доставки, определение оптимального числа погрузочно-разгрузочных механизмов на складе и т.д.

Важным моментом в деятельности фирмы является разработка модели логистической системы. При этом должны учитываться: число и размещение производственных единиц; количество и размещение складов; транспортные модели; связь и информационная система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: