№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Аномалии развития (дизонтогенез) | ограничение, сужение границ психологических возмож-ностей ребенка в силу функциональной недостаточности, грубого дефекта или распада психологических функций |
2 | Арттерапия | специализированная форма психотерапии, основанная на творческой деятельности, основная цель которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство |
3 | Возрастная норма развития | средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе |
4 | Группы личностного роста | тренинг, ориентированный на психологические задачи самоопределения подростков |
5 | Детство | период становления ребенка полноценным членом общества, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости |
6 | Деформация развития | отклонения, нарушения в развитии, вытекающие из подавленности самореализации личности и приводящие к извращению самой сути развития |
7 | Дисгармонии развития | несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию |
8 | Игровая коррекция поведения | форма коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, основанная на деятельностном подходе и использующая детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях |
9 | Игровая терапия | динамическая система отношений психолога с ребенком, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение опасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное “Я” – чувства, мысли, переживания, поступки |
Индивидуальность | психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех eго свойствах и отношениях (Б.Г. Ананьев) | |
Интериоризация | формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности | |
Направленная (директивная) игротерапия | игротерапия, которая предполагает активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символи-ческой игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их “проигрывания” в направлении социально приемлемых стандартов и норм | |
Недостатки в развитии | отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста | |
Ненаправленная (недирективная) игротерапия | игротерапия, которая ориентирована на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновре-менно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достиже-ние эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррек-ция отношений в системе ребенок – взрослый | |
Общая коррекция | мероприятия, нормализующие микросреду клиента, норма-лизующие психофизические и эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возмож-ностями, что может способствовать гармонизации личности в ходе дальнейшего развития | |
Отклонения в развитии | появление отрицательных качеств, свойств, привычек в характере ребенка | |
Поведенческая терапия | модификация поведения как научение новым адаптивным формам поведения либо как угасание, торможение имеющихся у ребенка дезадаптивных форм | |
Практическая психология образования | научно-практическое направление психологии развития, изучающее индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах | |
Психическое здоровье | состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечи-вающее адекватную условиям окружающей действитель-ности регуляцию поведения и деятельности | |
Психодиагностика | деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного и школьного детства в контексте семьи и образовательно-развивающей среды образователь-ного учреждения | |
Психокоррекция | характеризуется как совокупность психолого-педагоги-ческих воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка | |
Психологический диагноз | заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик | |
Психологическое консультирование | (в условиях детского учреждения) система коммуникатив-ного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера | |
Психологическое просвещение | приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям | |
Психолого-педагогическое сопровождение | деятельность, направленная на создание системы социально-психологических условий для успешного обучения, воспи-тания и развития ребенка в конкретной школьной среде | |
Психопрофилактика | специальный вид деятельности детского психолога, направленный на предупреждение отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей | |
Самоопределение личности | сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях | |
Симптом | характерные проявления определенных состояний | |
Социально-диспетчерская деятельность | получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функцио-нальных обязанностей и профессиональной компетенции психолога, работающего в школе | |
Специальная психокоррекция | комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в затруднении адаптации | |
Статус | правовое положение (совокупность прав и обязанностей) | |
Цель психологической службы образования | обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов | |
Частная коррекция | специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, включающие в себя набор психолого-педагогических воздействий, коррекционные приемы и методы, основанные на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции | |
Эмпатия | способность понимания психических состояний других людей, сопереживание им, доброжелательность, наблюдательность, терпение, настойчивость |
Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:
34 – приведенных понятия;
1 – дифференциальную компетенцию