Роль ИС в обеспечении конкурентоспособности современного предприятия

Вся система конкурентных отношений и ее элементы, могут быть разложены до отдельного субъекта конкуренции. В зависимости от уровня исследования обычно выделяют три типа субъектов: - на микро уровне – товар; - на мезо уровне – предпринимательская структура, отдельная отрасль; - на макро уровне – национальная экономика.

Процесс формирования конкурентоспособности и одновременно ее реализация как рыночной категории происходит фактически на мезоуровне – уровне отдельных экономических субъектов. Среди современных тенденций и особенностей формирования конкурентоспособности можно выделить следующие: -усиление конкурентной борьбы происходит нарастающими темпами; - интенсификация экономических отношений и ускорение процессов обмена экономической информацией сокращает время для реагирования и принятия конкурентных решений для субъектов конкурентной среды; - в результате развертывания интеграционных процессов в мире снижаются пространственные, ресурсные, технологические и временные барьеры входа на рынки; - конкурентные преимущества (в т.ч. ресурсные преимущества) обесцениваются гораздо быстрее, операционные преимущества сохраняют значительный вес, а стратегические преимущества несут наиболее мощный конкурентный потенциал; - в экономике акцент конкурентной борьбы постепенно смещается со стремления субъектов занять определенное положение на рынке в сторону повышения гибкости и развития процесса самообновления, повышения уровня экономической безопасности; - предварительная выработка и осуществление работоспособной конкурентной стратегии в современных условиях становится все более сложной, но крайне важной задачей; - инновации, являясь частью стратегических конкурентных преимуществ, приобретают все больший вес; - возрастает роль информации как ресурса для создания новых конкурентных преимуществ и повышения уровня конкурентоспособности; - использование современных средств, методов и технологий работы с информацией, особенно на уровне стратегии является определяющим по в процессе повышения конкурентоспособности субъектов конкурентной борьбы как на уровне отдельной страны, так и в глобальном экономическом пространстве; - в условиях обострения политического экономического противоборства между странами, в мире возникают и утверждаются субъекты инициирующие глобализацию и глобализуемые; при этом важность конкурентоспособности отдельных крупных национальных компаний приобретает значение, определяющего конкурентоспособность национального уровня.

Вне зависимости от типа субъекта конкуренции, его конкурентоспособность, как относительная величина, может быть рассмотрена с двух сторон: - как «внутренняя» конкурентоспособность (конкурентоспособность, обусловленная внутренними факторами), которая характеризует конкурентоспособность самого этого субъекта: то, насколько он конкурентоспособен по отношению к средней или абстрактной свойственной ему величине; - как «внешняя» конкурентоспособность (конкурентоспособность, обусловленная внешними факторами) – характеристика того, насколько остальные субъекты рассматриваемого конкурентного поля более или менее конкурентоспособны по отношению к рассматриваемому субъекту.

Современные экономисты, занимающиеся проблемами конкурентоспособности, обычно выделяют три класса конкурентных преимуществ: - ресурсные – обладание ресурсами особого качества или количества (природными или приобретенными); - операционные – характеристика степени или эффективности использования имеющихся ресурсов; - программно-стратегические – наличие определенной стратегии развития субъекта-носителя конкурентных преимуществ и качество этой стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: