Роль информационных технологий в жизнедеятельности предприятий, влияние использования ИС в бизнесе на конкурентоспособность предприятия

ИТ нередко рассматриваются как механизм преобразования бизнеса. Организации все чаще приходят к выводу, что реинжиниринг бизнес-процессов в сочетании с внедрением ИТ может привести к кардинальному сокращению времени выполнения цикла производства, снижению трудоемкости, повышению качества обслуживания клиентов, сокращению времени реакции на изменение требований рынка и пр. Достижение этих результатов требует от сотрудников ИТ – подразделений знаний в области организации бизнес–процессов. ИТ проявляется и как механизм выработки стратегии. Информация и компоненты ИТ становятся неотъемлемой частью все большего числа продуктов и услуг. Это приводит к необходимости привлечения ИТ – специалистов к разработке корпоративной стратегии. По мере изменения роли ИС в рамках фирмы меняются организационная схема и процессы управления. Условно информационные системы можно разделить на следующие четыре класса: стратегические, сдвигающие, поддерживающие, заводские.

Стратегическая ИС. Для значительного числа западных фирм ИС существенны для реализации текущих стратегий и операций. Кроме того, разрабатываемые приложения являются основой успеха таких фирм в будущем. Эти фирмы требуют постоянного планирования информационных систем, и организации отношений между управлением ИС и управлением внешнего эшелона. Сдвигающая ИС (усиливающая). Определенные группы западных фирм получают поддержку своей производственно-хозяйственной деятельности от использования ИТ, но полностью не зависят от них при достижении производственных целей. Это, как правило, быстрорастущие фирмы обрабатывающей промышленности. Поддерживающая ИС. Для некоторых фирм, несмотря на высокий уровень расходов на ИТ, стратегическое влияние ИС на производство и будущие стратегии низкое. Фирма могла бы продолжать функционировать, хотя и неровно, и в случае выхода ИС из строя. Соответственно, ИТ имеют низкие организационные позиции, они не играют большой роли в планировании бизнеса, особенно в верхних эшелонах управления. Заводская ИС. Отдельные фирмы сильно зависят от надежности поддержки производственной информационной системы, облегчающей выполнение работ. Фирмы "заводской категории" используют ИТ подобно инвестиционным банкам с тем, чтобы критические, зависящие от времени операции, функционировали гладко. Для фирм этой категории даже одночасовое прерывание услуги может иметь сильные негативные производственные, конкурентные и финансовые последствия. При внедрении на предприятии, независимо от класса систем (стратегических, сдвигающих, сдерживающих, заводских), мы можем говорить об улучшениях, условно разделенных на прямые и косвенные. Прямые результаты внедрения – это качественные улучшения, связанные с параметрами, которые можно легко выделить после внедрения системы. Косвенные результаты внедрения – улучшения от воздействия системы, о которых мы можем говорить достаточно условно. К этим факторам, в первую очередь, относятся преимущества, полученные предприятием в борьбе за рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: