Под формой организации производственного обучения понимается способ организации построения учебного воспитательного процесса, определяющий характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны мастера, а также его структуру, содержание, методы и средства обучения.
Выделяют следующие формы организации производственного обучения:
- формы организации процесса производственного обучения(урочные, неурочные)
- формы организации учебно- производственного труда учащихся(фронтально- групповые, индивидуальные, бригадные или звеньевые)
- формы организации труда мастера производственного обучения (мастер-группа, бригадная организация работы мастеров)
- урок-организационная форма процесса обучения, при котором мастер производственного обучения в течение установленного времени в специально отведенном месте (учебной мастерской, лаборатории) руководит учебно-производственной деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения.
|
|
В процессе производственного обучения уроки различаются по содержанию, месту в учебном процессе, целям и задачам проведения.
Исходя из дидактических целей выделяют следующие уроки производственного обучения:
- вводные (ознакомление учащихся с профессией, содержанием работы, правилами безопасности в учебной мастерской).
Перспективная и текущая подготовка преподавателя к занятиям. Планирование теоретического обучения.
Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и примерной программы дисциплины, которая утверждена соответствующие инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами и переходит к подготовке к занятиям. При этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных педагогических знаний. Четкое и детальное представление о содержании курса позволяет преподавателю приступить к разработке перспективного тематического плана.
Тематический план может быть составлен на 1 или 2 семестра соответствующего учебного года. Составление тематического плана следует начинать с распределением материала внутри каждой темы на отдельные занятия.
При подготовке к занятиям преподаватель продумывает его структура, то есть обучающую, развивающую и воспитательную цели занятия, форму опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный); метод изучения и закрепления нового материала, использование наглядных пособий и ТСО, содержание и объем самостоятельной работы.
|
|
При разработке плана занятий преподаватель должен главное внимание уделить изучению специальной и педагогической литературы, анализу учебного материала и особенностей студентов.
В плане рекомендуется раскрыть тему, цель и тип занятия, учебно-наглядные пособия и ТСО, межпредметные и внутрипредметные связи, основные вопросы изучения темы, сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа студентов, контроль за деятельностью студентов и проверка приобретенных знаний, задание для самостоятельной работы.
Перспективная и текущая подготовка мастера производственного обучения. Планирование производственного обучения.
Перспективная и текущая подготовка мастера производственного обучения включает: изучение ГОС по профессии, учебного материала, изучение, анализ и корректировку программного предмета, разработку перспективно тематического плана, разработку перечня учебно - производственных работ и другого сопровождения.
Рассмотрим поэтапно схему перспективной подготовки к занятиям:
- разработка перечня учебно – производственной работы
- нормирование
- создание учебно – методического сопровождения (инструкционных карт, методических указаний для учащегося и мастера)
- подготовка учебно материальной базы
- изготовление образцов, размещение их в специальных витринах
Текущая подготовка включает в себя: постановку целей изучения темы, распределение материала темы по урокам, определение учебно -производственной работы.
Цели создания производственно- тематического плана:
-рационализация содержания и организация учебного процесса
- обеспечение полного и своевременного обеспечения выполнения программы профессионального обучения
- подготовка к занятиям
-рациональное использование оборудования, пополнение учебно методической базы, установление связи с предметами общепрофессиональной и профессиональной подготовки.