Скрестите пальцы на столе, чтобы между ними был любой угол, кроме 0 или 180 градусов. Два вектора плоскости
линейно независимы в том и только том случае, если они не коллинеарны. Итак, базис
получен. Не нужно смущаться, что базис получился «косым» с неперпендикулярными векторами различной длины. Очень скоро мы увидим, что для его построения пригоден не только угол в 90 градусов, и не только единичные, равные по длине векторы
Любой вектор плоскости
единственным образом раскладывается по базису
:
, где
– действительные числа. Числа
называют координатами вектора в данном базисе.
Также говорят, что вектор
представлен в виде линейной комбинации базисных векторов. То есть, выражение
называют разложением вектора
по базису
или линейной комбинацией базисных векторов.
Например, можно сказать, что вектор
разложен по ортонормированному базису плоскости
, а можно сказать, что он представлен в виде линейной комбинации векторов
.
Сформулируем определение базиса формально: Базисом плоскости называется пара линейно независимых (неколлинеарных) векторов
, взятых в определённом порядке, при этом любой вектор плоскости является линейной комбинацией базисных векторов.
Существенным моментом определения является тот факт, что векторы взяты в определённом порядке. Базисы
– это два совершенно разных базиса! Как говорится, мизинец левой руки не переставишь на место мизинца правой руки.
С базисом разобрались, но его недостаточно, чтобы задать координатную сетку и присвоить координаты каждому предмету вашего компьютерного стола. Почему недостаточно? Векторы являются свободными и блуждают по всей плоскости. Так как же присвоить координаты тем маленьким грязным точкам стола, которые остались после бурных выходных? Необходим отправной ориентир. И таким ориентиром является знакомая всем точка – начало координат. Разбираемся с системой координат:
Начну со «школьной» системы. Уже на вступительном уроке Векторы для чайников я выделял некоторые различия между прямоугольной системой координат и ортонормированным базисом
. Вот стандартная картина:

Когда говорят о прямоугольной системе координат, то чаще всего имеют в виду начало координат, координатные оси и размерность по осям. С другой стороны, создается впечатление, что прямоугольную систему координат вполне можно определить через ортонормированный базис
. И это почти так. Формулировка звучит следующим образом:
Точка
плоскости, которая называется началом координат, и ортонормированный базис
задают декартову прямоугольную систему координат плоскости. То есть, прямоугольная система координат однозначно определяется единственной точкой и двумя единичными ортогональными векторами
. Именно поэтому, вы видите чертёж, который я привёл выше – в геометрических задачах часто (но далеко не всегда) рисуют и векторы, и координатные оси.
Думаю, всем понятно, что с помощью точки
(начала координат) и ортонормированного базиса
ЛЮБОЙ ТОЧКЕ плоскости и ЛЮБОМУ ВЕКТОРУ плоскости можно присвоить координаты. Образно говоря, «на плоскости всё можно пронумеровать».Обязаны ли координатные векторы быть единичными? Нет, они могут иметь произвольную ненулевую длину. Рассмотрим точку
и два ортогональных вектора
произвольной ненулевой длины:

Такой базис называется ортогональным. Начало координат с векторами
задают координатную сетку, и любая точка плоскости, любой вектор имеют свои координаты в данном базисе. Например,
или
. Очевидное неудобство состоит в том, что координатные векторы в общем случае имеют различные длины, отличные от единицы. Если длины равняются единице, то получается привычный ортонормированный базис.!! Примечание: в ортогональном базисе, а также ниже в аффинных базисах плоскости и пространства единицы по осям считаются УСЛОВНЫМИ. Например, в одной единице по оси абсцисс содержится 4 см, в одной единице по оси ординат 2 см. Данной информации достаточно, чтобы при необходимости перевести «нестандартные» координаты в «наши обычные сантиметры».
Как определить коллинеарность векторов плоскости?
Типовая вещь. Для того чтобы два вектора плоскости
были коллинеарны, необходимо и достаточно, чтобы их соответствующие координаты были пропорциональны
. По существу, это покоординатная детализация очевидного соотношения
.
Ранг нулевой матрицы = 0.
Ранг любого ненулевого вектора-строки (вектора-столбца) равен единице
И вообще – если в матрице произвольных размеров есть хотя бы один ненулевой элемент, то её ранг не меньше единицы.
Метод Гауса-приводим матрицу к ступенчатому виду.
В уравнении выражаем через х5 х4 х3… все остальные х