Основные условия страхования грузов при внешнеэкономических операциях

Внешнеторговые контракты предусматривают погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товаров, в ходе которых возникают определенные риски. Страхование товаров и грузов призвано сгладить такие риски. Для минимизации ущерба от этих рисков стороны контракта страхуют товары и грузы. Если страхование, согласно условиям контракта, осуществляется в пользу импортера, то экспортер должен представить страховой документ на товары и грузы.

Сегодня при выполнении международных перевозок применяются два вида страхования: обязательное и добровольное. Целью страхования внешнеторговых грузов является покрытие убытков, которые могут возникнуть вследствие частичной утраты, повреждения или полной потери товаров при доставке их от грузоотправителя до грузополучателя. Услугами страхования пользуются также и перевозчики - для возмещения потерь из-за аварий на транспорте. По договору транспортного страхования груза страховая организация обязуется за определенную плату (страховую премию) при наступлении указанных в договоре опасностей или случаев, которые испытывает груз, возместить страхователю (владельцу груза), в пользу которого заключен договор, понесенный ущерб.

Объектом транспортного страхования может быть как сам груз, так и имущественные интересы, юридически связанные с перевозкой груза (например, ожидаемая прибыль и комиссия, фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой). Страхователем может быть собственник груза, залогодержатель, перевозчик. Страховые компании осуществляют страхование грузов, перевозимых автомобильным, железнодорожным, речным, морским, авиационным транспортом, а также находящихся в промежуточном складском хранении. На страхование принимаются грузы любой группы: промышленные; продовольственные; произведения искусства и антиквариат, изделия из драгоценных металлов и камней; денежные знаки и ценные бумаги и тому подобное.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. В заявлении должны быть указаны: информация о грузе (вид, вес, число мест, вид упаковки), вид транспорта, способ перевозки (поштучно, в пакетах, в контейнерах), время отправления груза, перевозочные документы, страховая сумма груза, условия страхования. При заключении договора страхования в ней указываются "события" и "опасности", при наступлении которых ущерб возмещается страхователю. Договор страхования груза считается заключенным с момента, когда страховая организация выдала за своей подписью документ - страховой полис, а страхователь оплатил страховую премию. Страховой полис должен быть выписан на условиях, которые точно соответствуют условиям страхования, указанным в аккредитиве.

Условиями внешнеторговых контрактов предусматриваются различные базисные условия поставки, при этом в зависимости от них страхование товаров осуществляет продавец или покупатель.

Такие условия поставки, как CIF и CIP, требуют оформления страхования товара продавцом с передачей страхового документа покупателю, поскольку риск гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента перехода товаром поручней судна в порту погрузки (при GIF) и с момента передачи товара первому перевозчику (при CIP). Контрактом определяется, от каких рисков и на какой процент от стоимости товара он должен быть застрахован, а также вид страхового документа, который должен быть оформлен.

Cost, insurance and freight (CIF) – «Стоимость, страхование и фрахт» - продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда товар переходит через поручни судна в указанном порту отгрузки. По условию CIF продавец должен обеспечить морское страхование против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию, при этом согласно условию CIF от продавца требуется обеспечить лишь минимальное страховое покрытие. Условие CIF можно использовать только для морского или речного транспорта.

Carriage and insurance paid to (CIP) - "Перевозка и страхование оплачены до" -продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он поставляет товар назначенному им же перевозчику. От продавца требуется обеспечить страхование против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Согласно CIP от продавца требуется обеспечить лишь минимальное страховое покрытие.

Условие FPA (free from particular average - свободно от (или не несет) ответственности за частную аварию) регламентирует только риск полного убытка или повреждения товаров, а также риск "частной аварии". Случай частной аварии подразумевает любые издержки или повреждения, причиненные добровольно, в ситуации опасности, с целью предохранения товаров или собственности под угрозой общей опасности. FPA полис не застрахует против рисков частичной потери или частичного повреждения. По условиям FPA, однако, каждая коробка, ящик и т.д. грузятся отдельно, с тем чтобы обеспечить страховое покрытие. В случае если одна коробка испорчена полностью, страховая компания возместит убыток, но если все коробки повреждены только частично, то компенсация не будет выплачена.

Условие WA (with average - включая частную аварию) в страховых контрактах покрывает как общую, так и частичную аварию и во многих случаях почти совпадает с пунктом "все риски" в контрактах (см. ниже).

Страхование на условиях "все риски" (All Risks). Основными условиями страхования грузов является страхование "с ответственностью за все риски" (All Risks). Несмотря на его назначение, условие "все риски" не покрывает любой риск, который может случиться с товаром. По этим условиям подлежат возмещению убытки, расходы и взносы по общей аварии, а также убытки от повреждения и всего или части застрахованного груза, произошедшие по любой причине, кроме военных рисков прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя, особых свойств и качеств груза и ряда других рисков, связанных со спецификой груза и его транспортировкой. По договоренности сторон большинство исключенных из объема ответственности рисков могут быть застрахованы за дополнительную премию.

"А", "В" И "С". Указанные параграфы стандартных условий Institute Cargo Clauses определяют риски, покрываемые страховым контрактом, но не полностью тождественной с условиями "все риски", WA и FPA, которые эти параграфы заменяют. "А" покрывает все риски и повреждения в манере, схожей с условием "все риски". "С" покрывает только повреждения, возникшие по причине общей аварии, пожара, затопления судна, землетрясения и столкновений. "В" покрывает вдобавок к рискам, регламентируемым пунктом "С", повреждения, возникшие в результате проникновения воды в груз и полной потери товара во время погрузки и разгрузки.

SRCC (Strikes, Riots and Civil Commotion). Этот пункт покрывает физическую потерю или повреждение товаров в результате забастовок, мятежей и гражданских волнений, но не покрывает повреждения, происшедшие в результате гражданских войн или революций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: