Порядок возмещения налога

Налоговые вычеты следует отличать от возмещения налога. Возмещение возникает тогда, когда сумма налоговых вычетов (по итогам данного налогового периода) превышает общую сумму НДС (в этом отчетном налоговом периоде). Полученная от этого разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии со ст. 176 НК.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В этот период налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе в возмещении. Зачет денежных средств налогоплательщика в счет недоимок и пеней по налогам, задолженности по присужденным налоговым санкциям, а также в счет текущих платежей по налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, производится налоговым органом самостоятельно. В течение 10 дней после вынесения решения налоговый орган обязан уведомить об этом налогоплательщика (абз. 5 п. 4 ст. 176 НК РФ). Возврат налога производится налогоплательщику по его заявлению (п. 4 ст. 176 НК РФ).

Основное значение заявления заключается в выражении воли налогоплательщика относительно способа проведения возмещения. Но, принимая во внимание, что зачет денежных средств производится налоговым органом самостоятельно, подача заявления о возврате в случае отсутствия оснований для проведения зачета, согласно абз. 6, 7 п. 4 ст. 176 НК РФ, носит формальный характер.

Налоговым законодательством не установлен срок подачи заявления о возврате налога на расчетный счет. Наиболее удобный способ заявить о своем желании возвратить денежные средства на расчетный счет - подача заявления о возврате одновременно с налоговой декларацией по ставке 0% и комплектом документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В случае отказа налоговым органом в возмещении НДС факт наличия или отсутствия заявления в форме письма не имеет значения, так как неправомерное невозмещение налога начинается с момента истечения 3-месячного срока, отведенного НК РФ налоговому органу для проверки обоснованности применения вычетов. Таким образом, именно по истечении этого срока должны начисляться проценты за несвоевременный возврат сумм НДС, если налоговый орган бездействует, независимо от того, было ли представлено налогоплательщиком заявление, предусмотренное абз. 9 п. 4 ст. 176 НК РФ. Заявление о возмещении может быть подано в форме как письма, так и искового заявления, причем выбор формы можно основывать на принятом налоговым органом решении. В случае бездействия налогового органа заявление должно быть подано в форме искового заявления.

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Право на зачет и возврат переплаты предоставлено также плательщикам сборов и налоговым агентам. Порядок для них будет тот же, что и для налогоплательщиков.

Переплата в бюджете может оказаться по двум причинам: первая - их переплатил сам налогоплательщик, вторая - налоговая инспекция взыскала большую сумму денег, чем было необходимо.

Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности процедуры зачета и возврата для каждого из этих случаев. Если сумма налогов была излишне уплачена налогоплательщиком, то зачесть и возвратить ее можно в порядке, который предусмотрен ст. 78 Налогового кодекса РФ. Суммы налога и пени, излишне взысканные налоговой инспекцией, возвращаются (ст. 79 НК РФ).

Переплата возникает у налогоплательщика по разным причинам. Допустим, он может допустить неточности в исчислении налогов при определении налоговой базы и ставок, а также обычные технические ошибки при таких расчетах. Переплата может образоваться и в результате ошибок, которые сделаны при перечислении налоговых платежей.

Если налоговая инспекция предполагает, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу, то в этом случае налогоплательщику могут предложить провести совместную сверку.

Налоговый кодекс РФ устанавливает в данном случае право, а не обязанность налогового органа проводить выверку уплаченных налогов. Но, как правило, о переплате заявляет сам налогоплательщик, направляя заявление в налоговую инспекцию.

Зачет или возврат излишне уплаченного налога производится в российской валюте, и не важно, в какой валюте произошла излишняя уплата налога. Если это иностранная валюта, то сумма, подлежащая возврату или зачету, определяется исходя из курса Банка России на день излишней уплаты налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Сумму переплаты по налогу можно направить на погашение недоимки, зачесть в счет предстоящих платежей или возвратить на расчетный счет.

Зачесть переплату можно только в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена сумма излишне уплаченного налога (п. 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

В первоочередном порядке переплата направляется на погашение недоимки и пеней, и в этом случае налоговые органы могут самостоятельно, без заявления, погасить недоимку в счет переплаты. Об этом в течение двух недель они должны известить налогоплательщика.

Если у налогоплательщика нет недоимок или пеней, он вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей. Однако подобный зачет возможен только по заявлению налогоплательщика. Самостоятельно зачесть переплату в счет предстоящих платежей налоговая инспекция не вправе.

Заявление о зачете составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование организации (Ф.И.О., если ПБОЮЛ), ее ИНН и КПП, а также по каким налогам произошла переплата и в счет каких платежей ее надо направить.

При наличии ошибки в платежке к заявлению желательно приложить данное поручение и выписку из банка. Если же налогоплательщик сделал ошибку в расчете налога и это явилось причиной переплаты, то вместе с заявлением о зачете или возврате надо подать уточненную декларацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей должно быть вынесено налоговой инспекцией в течение пяти дней с момента поступления заявления (п. 4 ст. 78 Налогового кодекса РФ). После принятия решения инспекция заполняет уведомление по форме N 54 и направляет его в органы Казначейства.

Пример. Бухгалтер организации в июле 2005 г. выявил, что при перечислении НДС по декларации за май 2005 г. была допущена ошибка в платежном поручении. В результате этой ошибки в бюджет ошибочно была перечислена сумма на 15 000 руб. больше. Организация 18 июля 2005 г. направила заявление в налоговую инспекцию о зачете переплаты в размере 15 000 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. К заявлению организация приложила копию платежного поручения и выписку банка о произведенном платеже.

В соответствии с данными карточки лицевого счета организации за ней на момент поступления заявления числится задолженность:

- по налогу на прибыль (в части федерального бюджета) - пени 4800 руб.;

- по ЕСН (в части федерального бюджета) - недоимка и пени 3600 руб.;

- по налогу на имущество - пени 2000 руб.

Инспекция изначально направила переплату в счет уплаты пеней по налогу на прибыль и недоимки и пеней по акцизам в сумме 8400 руб. (4800 руб. + 3600 руб.). В счет уплаты пеней по налогу на имущество направить переплату нельзя. Дело в том, что этот налог зачисляется в региональный бюджет, а переплата возникла в федеральном бюджете.

25 июля 2005 г. руководитель налоговой инспекции вынес решение о зачете оставшейся переплаты в сумме 6600 руб. (15 000 руб. - 8400 руб.) в счет предстоящих платежей по НДС. Организации было направлено извещение о вынесенном решении с приложенной копией решения.

Для возврата излишне уплаченных сумм налогоплательщик подает заявление в налоговую инспекцию, в котором указываются такие сведения: наименование, ИНН и КПП налогоплательщика, по каким налогам образовалась переплата и реквизиты банковского счета, на который следует возвратить эту сумму.

Если у налогоплательщика есть недоимка или пени по тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат производится только после зачета сумм переплаты в счет погашения задолженности. Поэтому перед тем как направить заявление о возврате, следует провести сверку расчетов с бюджетом для уточнения сумм переплаты и возможной задолженности.

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Чтобы подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов, в налоговые органы представляют следующие документы:

1) в случае, если товары помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, представляется контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

Выпиской банка (копией выписки) признается документ, подтверждающий фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке. Выписка банка представляет собой копию лицевого счета, в котором, в свою очередь, отражаются поступление денежных средств на счет и их списание со счета (п. 2.1 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Положением Банка России от 05.12.2002 N 205-П). В подтверждение поступления денежных средств на счет к выписке банка прилагаются документы, на основании которых совершены записи по счету (это могут быть платежные поручения и другие документы).

Если в контракте предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров.

Налогоплательщик может не представлять выписку банка о поступлении денежных средств на счет в российском банке только при осуществлении бартерных операций. В этом случае он должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территорию Российской Федерации и их оприходование;

3) полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта (при вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи);

4) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей:

а) при вывозе товаров в режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;

- копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации;

б) при вывозе товаров в режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров;

в) при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации;

5) контракт (копия контракта) с резидентом особой экономической зоны, платежные документы об оплате товаров либо свидетельствующие о помещении вывозимых с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом, а также таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Целый ряд изменений и дополнений в гл. 21 НК РФ посвящен применению нулевой налоговой ставки и возмещению налога. В первую очередь, эти новшества касаются состава документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0%.

С 1 января 2006 г. становится возможным применение нулевой ставки в случаях, когда выручка от реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (перемещения припасов), получена не непосредственно от иностранного покупателя, а от третьих лиц. На это указывают поправки, внесенные в пп. 2 п. 1 и в пп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ.

Важная поправка - замена термина "грузовая таможенная декларация" термином "таможенная декларация", что исключит отказ в применении нулевой ставки по формальному основанию.

На исключение формального подхода направлено расширение перечня документов, подтверждающих факт приема экспортируемых товаров к перевозке. В действовавшей до конца 2005 г. редакции ст. 165 НК РФ в качестве такого документа упоминается только коносамент, что часто позволяло налоговым органам отклонять ссылки на другие документы.

Существенные изменения и дополнения связаны с возмещением НДС. Следует учитывать, что эти новшества вводятся в действие с 1 января 2007 г.

Спустя год будет расширен перечень операций, позволяющих налогоплательщикам претендовать на возмещение налога.

Вместе с реализацией (передачей) товаров, работ, услуг (имущественных прав), а также с передачей товаров (работ, услуг) для собственных непроизводственных нужд в число таких операций войдет выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Сокращается срок, отводимый для возмещения НДС. Важно отметить, что этот срок будет отсчитываться от даты представления налоговой декларации и составит не более трех месяцев с указанной даты. Данный срок включает:

- срок проверки налоговым органом обоснованности сумм налога, заявленных к возмещению (два месяца);

- срок принятия решения о возмещении налога или об отказе в возмещении (семь дней);

- срок уведомления налогоплательщика о возмещении или об отказе в возмещении (десять дней);

- срок направления решения о возврате налога из бюджета в орган Федерального казначейства.

Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства или реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Это изменение закрепляет в законодательном порядке сложившуюся практику применения методики раздельного учета для определения сумм НДС, относящихся к операциям, по которым применяется ставка 0%. Организации самостоятельно разрабатывают подобную методику, так как единой методики, рекомендованной к применению, нет. Поэтому организации обязаны разработать подобную методику раздельного учета и закрепить в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения.

Федеральный закон от 28 февраля 2006 г. N 28-ФЗ направлен на устранение неточности, возникающей с момента внесения в Налоговый кодекс изменений в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Согласно этим изменениям с 1 января 2006 г. перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС, должен быть дополнен документами, подтверждающими факт поставки товаров резиденту особой экономической зоны. В этот перечень включаются, в частности, контракт с резидентом особой экономической зоны, платежные документы об оплате товаров, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны и др. Наличие подобного положения являлось препятствием для применения налогоплательщиками вычетов по НДС. Федеральным законом устанавливается, что указанные документы необходимо представлять только в случаях помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. Кроме того, уточняется порядок применения вычета по НДС по капитальному строительству в отношении объектов, строительство которых началось до 1 января 2006 г. Данное уточнение предоставляет возможность применения указанного вычета только в случае фактической уплаты НДС, что позволяет не допустить необоснованное возмещение сумм НДС в 2006 г. Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, и действие указанных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Исходя из положений ст. 823 ГК РФ порядок применения НДС в отношении процентов, выплачиваемых иностранным лицом по коммерческому кредиту, предоставленному российской организацией при экспорте товаров, производится в рамках договора по реализации товаров. В связи с этим проценты, выплачиваемые иностранным лицом российской организации за предоставление коммерческого кредита при реализации товаров на экспорт, являются суммами, связанными с оплатой этих товаров. Статья 162 НК РФ предусматривает, что при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), сумма НДС определяется расчетным методом, и налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной ст. 164 НК, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Пункт 1 ст. 164 НК РФ устанавливает, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение НДС производится по ставке в размере 0%.

Поскольку определение суммы НДС расчетным методом при применении ставки НДС в размере 0% в ст. 164 НК не предусмотрено, денежные средства, получаемые в виде процентов, выплачиваемых иностранным лицом по коммерческому кредиту, предоставленному российской организацией при экспорте товаров, включаются у данной российской организации в налоговую базу по НДС в составе выручки от реализации товаров, подлежащей налогообложению НДС по ставке 0%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: