Источники угроз

4. Источники угроз 4.1. Люди Посторонние лица
Пользователи
Персонал
4.2.Технические устройства Регистрации Передачи Хранения Переработки Выдачи
4.3. Модели, алгоритмы, программы Общего назначения Прикладные Вспомогательные
4.4. Технологические схемы обработки Ручные Интерактивные Внутримашинные Сетевые
4.5. Внешняя среда Состояние атмосферы Побочные шумы Побочные сигналы

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

  • деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационно сфере;
  • стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
  • обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
  • деятельность международных террористических организаций;
  • увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
  • деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;
  • разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа ним.

К внутренним источникам относятся:

  • критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
  • неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
  • недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
  • неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
  • недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;
  • недостаточная экономическая мощь государства;
  • снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
  • недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
  • отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

Способы воздействия угроз на объекты защиты информации подразделяются на информационные, аппаратно-программные, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые.

К информационным способам относятся:
- нарушение адресности и своевременности информационного обмена;
- несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
- незаконное копирование данных в информационных системах;
- хищение информации из банков и баз данных;
- нарушение технологии обработки информации.

Аппаратно-программные способы включают:
- внедрение компьютерных вирусов;
- установку программных и аппаратных закладных устройств;
- уничтожение или модификацию данных в информационных системах.

Физические способы включают:
- уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
- уничтожение, разрушение или хищение машинных или других оригиналов носителей информации;
- хищение аппаратных или программных ключей и средств криптографической защиты информации;
- воздействие на персонал;
- поставку "зараженных" компонентов информационных систем.

Радиоэлектронными способами являются:
- перехват информации в технических каналах ее утечки;
- внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства передачи информации и помещения;
- перехват, дешифрование и внедрение ложной информации в сетях передачи данных и линиях связи;
- воздействие на парольно-ключевые системы;
- радиоэлектронное подавление линий связи и систем управления.

Организационно-правовые способы включают:
- закупки несовершенных или устаревших информационных технологий и компьютерных средств;
- невыполнение требований законодательства Российской Федерации в информационной сфере;
- неправомерное ограничение доступа к документам, содержащим важную для граждан и органов информацию.

10. Меры защиты информации: законодательного, административного, процедурного, программно-технического уровней.

Успех в области информационной безопасности и в государственных, и в коммерческих структурах может принести только комплексный подход, сочетающий меры четырех уровней: законодательного, административного, процедурного и программно-технического. Понятно, что обеспечение ИБ в госсекторе существенно отличается от принимаемых мер в коммерческих организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: