Введение. Дневного и заочного обучения всех направлений бакалавриата

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

дневного и заочного обучения всех направлений бакалавриата

Брянск 2014


УДК 17

ББК 87.7

В75

Нравственная культура личности: методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов дневного и заочного обучения всех направлений бакалавриата / сост. О.В. Вороничева. – Брянск: БГИТА, 2014. – 70 с.

Данное пособие включает в себя рабочую программу по курсу нравственная культура личности, тексты, рекомендуемые для изучения, задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации к их выполнению, краткий словарь терминов.

Рецензент

кандидат педагогических наук

доцент БГУ А.Е. Чижевский

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА.

Протокол № _____ от __ ____________ 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1 ВВЕДЕНИЕ. 4

2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 6

3 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 15

4 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 31

5 ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ КУРСА «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ». 38

6 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 65

7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

8 ЛИТЕРАТУРА.. 69


ВВЕДЕНИЕ

Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

Нравственность – это та незыблема основа, которая определяет уровень сформированности личности, ее направленность, потребность в духовном поиске, способ существования, меру социальной активности и пр. Это непременное условие для всестороннего развития личности: ее гражданских, интеллектуальных, волевых, физических, профессиональных свойств и качеств. Не став Человеком, индивид не сможет стать ни гражданином, ни патриотом. Более того, интенсивностью духовной жизни и выбором нравственных ориентиров определяется счастье или несчастье человека. Счастливым может быть только человек духовный и нравственный, поскольку он освободил себя от тяжести корысти, зависти и стяжательства и мир для него наполнился любовью и обрел множество ярких красок и оттенков.

Воспитание нравственности – приоритетная задача любого общества, поскольку ее решение, во-первых, создает надежные предпосылки для формирования социально значимых качеств личности и, во-вторых, способствует реализации предназначения человека – наполнить «смыслом каждое мгновенье, часов и дней неуловимый бег». Интенсивные социокультурные изменения в современном обществе, сказывающиеся на смене ценностных ориентаций у молодежи, настоятельно требуют актуализации задачи формирования духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Одним из эффективных путей нравственного совершенствования личности студента является введение в планы высших и средних образовательных учреждений курса «нравственная культура личности».

Цель изучения элективного курса «нравственная культура личности» – способствовать становлению социально зрелой и нравственно ответственной, свободной, творчески ориентированной в своей деятельности личности специалиста, гражданина и патриота.

Задачи преподавания:

1.1 Обеспечение общекультурной подготовка студентов в области морали, нравственности, этики; приобщение к достижениям мировой нравственной культуры, высшим духовно-нравственным ценностям, следование которым определяет прогресс общества. Раскрытие сущности и социальной значимости нравственных категорий, принципов и норм, регулирующих поведение человека в обществе; развитие представлений о ценности нравственных качеств личности и путях их формирования, об активной роли человека в обществе; о принципах и способах этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации; об этических основах поведения в образовательном учреждении, дома, в общественных местах, на природе.

1.2 На основе представлений о нравственных нормах, принципах, категориях и ценностях воспитание у студентов этических чувств как регуляторов морального поведения; самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; патриотизма, гражданственности, толерантности, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; уважения к семейным ценностям, трудовым традициям; активизация интереса к национальным духовно-нравственным традициям.

1.3 Развитие интереса студентов к своему внутреннему миру, потребности в духовном развитии, нравственном самосовершенствовании; мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций России, к созданию дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимной поддержке.

Курс в целом требуют творческого освоения. Творческий уровень отличается от репродуктивного тем, что он не ограничивается воспроизведением или даже самостоятельным продумыванием знания, а предполагает еще его применение. Необходимость творческого подхода к изучению этики связана с ее спецификой как нормативной науки. Еще Аристотель установил, что цель этики – не познание, а поступки; ее изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть добродетельным.

Формирование личностно окрашенного отношения к этическим теориям, выработка навыков их применения к типовым ситуациям морального выбора – важная задача и показатель овладения учебной дисциплиной «нравственная культура личности», которая имеет прикладной, междисциплинарный и дискуссионный характер, предполагает системное использование активных методов обучения (постановку проблемно-ситуативных задач, выполнение письменных работ). В преподавании нравственной культуры личности сочетаются формы работы, при которых происходит не только усвоение новых знаний, но и дается их качественная оценка, учитывается разброс мнений по обсуждаемым проблемам.

Отчётность по результатам аудиторной и самостоятельной работы:

1) подготовка эссе, докладов, тезисов по темам курса;

2) устный и письменный анализ оригинальных литературно-философских текстов этической тематики (на основе предложенных в методических рекомендациях вопросов);

3) участие в студенческих научно-практических конференциях и написание статей в соавторстве с преподавателем (теоретическая разработка социально значимой нравственной проблемы).

Преподавание и изучение нравственной культуры личности осуществляется на основе гуманитарных, социально-экономических и специальных знаний, полученных студентами в общеобразовательных учебных заведениях и в процессе обучения в академии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: