Содержание (дидактика) дисциплины

Раздел 1. «Мораль и нравственность в науке и общественной практике».

Мораль как форма общественного сознания, способ духовно-практического освоения мира и регулирования противоречий между личным и общественным интересом. Мораль как система нравственных норм, принципов, идеалов. Основные исторические этапы развития морали. Причины исторической изменчивости морали. Обусловленность морали социокультурными факторами. Основные функции морали. Теории происхождения морали.

Нравственность как философская категория и основа человеческой жизни, показатель степени осознанности моральных норм личностью и обществом. Понятие нравственный человек. Нравственность и духовность. Духовность как многомерное понятие.

Мораль и нравственность: сравнительная характеристика понятий.

Раздел 2. «Этика как наука о морали и нравственности». Этика как философская наука о морали и нравственности. Основные виды традиционной этики: этика счастья, этика долга (деонтология), этика добра (аксиология), этика справедливости, этика добродетели (аретелогия), этика любви и т.д. Многообразие этико-культурных традиций. Основные этапы и направления развития этики. Место этики в русской философской традиции. История этических учений. Типы этических учений в соответствии с трактовкой морального идеала: гедонистические, утилитаристские, перфекционистские и гуманистические учения. Учение о совершенном человеке в истории этики. Проблемы человека в современном конфликтном, изменяющемся мире. Становление «глобального мышления» и этика будущего.

Раздел 3. «Нравственная культура личности и общества». Понятие нравственной культуры в контексте общей культуры личности и общества. Нравственная культура как важнейшее основание духовной жизни личности и общества.

Понятие и структура нравственной культуры личности. Источники этического знания и его роль в расширении сферы морального выбора. Нравственное сознание как совокупность норм, принципов, категорий, нравственных ориентаций и идеалов. Нравственные отношения как выражение единства нравственного сознания и нравственной деятельности. Понятие нравственного поступка, его мотивы и последствия. Типология поведенческих моделей. Диалектическая взаимосвязь структурных элементов нравственной культуры личности.

Понятие нравственной культуры общества: соотношение сущего и должного. Структура нравственной культуры общества. Роль нравственных ценностей в общественной жизни. Нравственные аспекты межнационального общения. Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа. Безнравственность национализма и шовинизма. Глобальные проблемы человечества в свете нравственности. Проблема технического и нравственного прогресса. Проблемы нравственной регуляции в условиях глобализирующегося мира. Направления этического осмысления киберпространства

Раздел 4. «Формирование ценностных ориентаций общества и личности. Мораль и другие формы общественного познания». Механизм становления нравственной культуры личности и общества. Нравственное просвещение, образование и воспитание в обществе как условие формирования нравственной культуры личности. Профессионально-нравственная деформация: ее основные причины и профилактика. Нравственное самовоспитание и нравственное творчество в системе социальной деятельности личности как условие нравственного прогресса.

Религия, искусство как средства формирования нравственных ценностных ориентации общества и личности. Нравственное содержание мировых религий. Влияние религии на моральное сознание. Искусство как средство выражения нравственного идеала. Художественные средств утверждения добра. Этическое и эстетическое в истории развития философской мысли. Художественно-эстетическая деятельность как фактор нравственного воспитания. Моральные критерии политической деятельности. Основные подходы к характеристике взаимоотношений нравственности и политики. Взаимопроникновение морали и права, историческая относительность границ разделения их компетенции в регуляции поступков. Вопрос зависимости морали от характера экономических отношений.

Раздел 5. «Нравственные категории, нормы, принципы, ценности».

Дидактическая единица 5.1. «Универсальные нравственные принципы и нормы. Основные категории нравственного сознания. Проблем соотношения цели и средств в морали. Этика ненасилия». Универсальные нравственные принципы как наиболее общие формулы, из которых можно вывести конкретные нормы. Принцип талиона. Золотое правило нравственности. Категорический императив И. Канта как универсальная формула морали. Принцип наибольшего счастья (Иеремия Бентам, Стюарт Милль). Принцип справедливости (Джон Ролз). Любовь, гуманизм, альтруизм, патриотизм, добросовестное отношение к труду, гармония с природой, сострадание и уважение к личности, духовность и душевность как принципы общечеловеческой морали. Гармония отношений человека с природой, обществом и самим собой. Древний спор между индивидуализмом и коллективизмом. Нравственные нормы как устойчивые формы коммуникации людей. Категории добра и зла в истории этической мысли.

Этика ненасилия. Понятие ненасилия. Ненасилие как моральный выбор и общественная позиция. Ненасилие как форма конструктивного разрешения общественно-политических конфликтов. Ненасилие и пассивность. Ненасилие как постнасильственная стадия в борьбе за социальную справедливость. Позитивный смысл отрицания насилия. Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу силою и об абсолютной несовместимости насилия и морали. Шесть принципов ненасильственного сопротивления, сформулированных М.-Л. Кингом. Эффективность ненасилия; опыт ненасильственной политики в XX веке. Критика И.А. Ильиным толстовской идеи непротивления злу силой. Насилие как один из способов поведения в конфликтной ситуации. Прагматический и абсолютистский подходы к определению насилия. Основные аргументы в оправдание насилия. Добро и насилие.

Дидактическая единица 5.2. «Высшие нравственные ценности как внутренние регуляторы нравственной деятельности человека. Проблема нравственного выбора». Справедливость как категория нравственного сознания и принцип деятельности, мера соответствия деяния и воздаяния. Справедливость как критерий добра. Виды справедливости. Долг и нравственная свобода личности. Совесть как осознание моральной ответственности человека перед обществом. Понятие чести и достоинства как личностная самооценка и отражение нравственной ценности и значимости личности.

Понятие и специфика нравственных ценностей, их место в иерархии социальных ценностей и роль в мотивации поведения. Ценность как основание нормы, норма как ценность. Ценность и идеал. Роль моральных норм, ценностей и понятий нравственного сознания в мотивации поведения. Смысл жизни и предназначение человека. Диалектическая взаимосвязь смысла жизни и счастья. Счастье и несчастье, радость и страдание. Проблема нравственного выбора. Свобода и необходимость. Необходимость внешняя и внутренняя. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Ответственность как форма нравственного бытия и самосознания личности. Трансцендентность свободы. Свобода духа. Свобода от и свобода для.

Раздел 6. «Нравственная культура интимных отношений». Любовь и дружба как высшие нравственные ценности. Социально-нравственные характеристики товарищества, дружбы, любви. Роль дружбы в становлении личности. Избирательность, индивидуальность, психологическая глубина, интимность отношений в дружбе. Нравственный смысл любви. Любовь как нравственно-эстетическое чувство и как отношение между людьми, связанными глубокими духовными чувствами и взаимным влечением. Любовь, как вершина нравственных отношений, итог духовного развития человека. Христианское, "куртуазное", сентиментальное, романтическое представление о любви. Индивидуализация любви в эпоху становления и развития буржуазных отношений. Виды любви. Увлеченность, влюбленность, любовь. Нравственные ценности верности, целомудрия. Любовь и брак. Этика семейной жизни. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Раздел 7. «Нравственная культура и этикет». Нравственная культура личности как единство внутренней и внешней культуры. Этикет как внешнее проявление нравственной культуры. Понятия и предназначение этикета. Многоплановость этикета и его особая роль в регуляции человеческих отношений. Гуманизм и демократичность как основа современного этикета. Основные нормы общения. Формы проявления культуры общения. Ритуал, церемония, типичные ситуации общения. Нормы речевого этикета. Человек как цель и средство в процессе общения. Эгоизм и альтруизм в общении.

Служебный этикет, его нормы и правила. Ведение телефонных разговоров. Культура деловой полемики, умение слушать партнёра, умение аргументировать, убеждать и тактично возражать. Принципы организации деловой дискуссии. Правила поведения в споре. Манеры поведения и внешний вид делового человека. Правила поведения в общественных местах и в личной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: