Маркетинг – это, с одной стороны, разработка и осуществление мер воздействия на рынок товаров или услуг, производимых данной организацией, а с другой – переориентация на него производственной деятельности, определение масштабов и характера производства и продаж.
Маркетинг облегчает создание и реализацию товара или услуги, в наибольшей степени соответствующих потребностям рынка, а также воздействие на потребителя, спрос и рынок с целью оптимизации объема прибыли.
Роль маркетинговой службы на предприятии проявляется в его функциях:
– аналитической, состоящей в изучении рынка, его структуры, которую образуют контрагенты, конкуренты, посредники, а также общей (внутренней и внешней) ситуации деятельности фирмы;
– производственной, предполагающей разработку новых товаров, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;
– сбытовой, «ведающей» организацией системы товародвижения, сервиса, проведения политики цен;
– управленческой, связанной с планированием, организацией, контролем маркетинговых мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных отношений с посредниками и покупателями.
|
|
Структура и численность службы маркетинга на предприятии определяются такими факторами, как размер чистого дохода предприятия, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков.
Задачи маркетинговой службы предприятия: 1) при формировании рыночной стратегии предприятия:
– анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, факторов конкурентного преимущества организации; качества и ресурсоемкости аналогичных товаров конкурентов, их организационно-технического уровня;
– анализ связей организации с внешней средой;
– прогнозирование воспроизводственных циклов товаров фирмы, цен и конкурентоспособности будущих товаров и др.;
2) в процессе реализации концепции маркетинга:
– согласование структуры и содержание системы менеджмента организации;
– участие в проектировании и разработке организационной и производственной структуры, положений и должностных инструкций организации;
– выходной маркетинговый контроль;
– анализ внеэкономической деятельности;
– согласование цен, контрактов и договоров, и др.;
3) при организации рекламы товара и стимулировании сбыта:
– определение целей, методов, правил и средств рекламы;
– организация работы рекламных агентств и служб; стимулирование сбыта товаров и роста прибыли и др.
4) в процессе обеспечения маркетинговых исследований:
– разработка и совершенствование структуры службы маркетинга организации;
|
|
– информационное обеспечение и создание нормативной базы маркетинговых исследований;
– кадровое обеспечение исследований;
– обеспечение техническими средствами;
– обеспечение внутренних и внешних связей службы маркетинга организации.
Маркетинг является условием, обеспечивающим реализацию целей и миссии организации. Цели маркетинга динамичны и подвержены корректировке в зависимости от стадий управления, в том числе антикризисного, от изменяющейся конъюнктуры рыночного спроса, цен, инфляционных и других процессов.
Маркетинговая информация и маркетинговые рекомендации рассматриваются как базовая информация к принятию управленческих решений, направленных на развитие, стабилизацию или выход организации из кризиса.