Права службы маркетинга

Служба маркетинга разрабатывает и представляет на утвер­ждение руководству предприятия:

• планы (программы, проекты) маркетинга надолго-, сред­не- и краткосрочные периоды;

• предложения по взаимосвязям и координации деятель­ности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия;

• предложения о поощрении работников службы марке­тинга и других функциональных и линейных служб за успехи в реализации маркетинговых усилий предприя­тия.

Служба маркетинга разрабатывает и согласовывает:

• финансовые документы и кадровые вопросы, связанные с деятельностью подразделений, которые входят в службу маркетинга;

• проекты отчетных и прогнозных документов, касающих­ся маркетинговой деятельности предприятия.

2.5. Организационная структура службы маркетинга

Организационная структура службы маркетинга определя­ется спецификой выпускаемой продукции, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприя­тия. Ее организационное построение основывается, как правило, на использовании одной из организационных структур (или на их сочетании): функциональной, дивизиональной или матричной.

Функциональный подход ориентирован на постоянную струк­туру службы маркетинга по выполнению основных функ­ций в координации с другими подразделениями. Это тра­диционная структура, в которой отношения базируются на вертикальных связях «руководитель — подчиненный».

Основное преимущество такой структуры заключается в ее относительной простоте, четкости в разделении функций и в возможности специализации сотрудников. Недостатком является сложность в осуществлении комплексной коор­динации различных видов маркетинговой деятельности как' внутри службы, так и особенно между другими подразде­лениями предприятия.

Дивизиональный подход используется в случаях, когда пред­приятие (крупная компания) диверсифицирована по про­изводственному ассортименту продукции или работает на нескольких рынках, в результате чего формируются само­стоятельные «точки прибыли» (дивизионы, отделения). Создается комплекс товарных или рыночных направлений, внутри которых образуется собственная функциональная структура маркетинговой службы.

Преимущество — охват всех товаров и рынков, комплекс­ное реагирование на изменение внешних условий, усиле­ние координации и др. Недостатки — высокие затраты, раз­растание штатов, сложность управления.

Матричный подход связан с сочетанием вертикального кон­троля функциональных отделов и прямого горизонтально­го координирующего контроля. Он осуществляется в тех направлениях, по которым ведется координация различ­ных видов деятельности (программа выхода на рынок с новым товаром, проект создания и внедрения новых ди­лерских сетей, задание на разработку и осуществление комплекса маркетинговых стимулирующих мероприятий по активизации сбыта продукции предприятия и т.п.). Как пра­вило, это временная структура, в которой создаются про­ектные группы* для решения конкретных задач. В состав таких групп могут входить специалисты производственных, маркетинговых, финансовых, исследовательских и ряда других служб и подразделений. После выполнения заданий такие группы ликвидируются.

Достоинства матричного подхода заключаются в том, что реализуется системный подход к решению наиболее важ­ных и неотложных задач предприятия, достигаются гиб­кость и оперативность в управлении. Недостатки связаны со сложностью взаимодействия прямого и координирую­щего руководства.

2.6. Современные процессы интеграции управления маркетингом в общий менеджмент предприятия

Координирующая роль маркетинга настолько поднимает интересы предприятия в целом над интересами отдельных его подразделений, что требуется принятие решений на высшем уровне, учитывая их стратегический характер и необходимость отработки конкретных операционных про­цедур для успешной реализации.

В современных условиях наблюдается тенденция принятия и реализации маркетинговых решений на уровне так назы­ваемых межфункциональных команд, состоящих из пред­ставителей подразделений производства и технологий, НИОКР, маркетинга, сбыта, финансов и др. По существу межфункциональная команда — это дальнейшее развитие принципов и методов матричной организации маркетинга. Различие заключается в том, что межфункциональная команда не ограничивается принятием только маркетинго­вых решений. Ее деятельность распространяется на руко­водство организационными структурами, создаваемыми для проведения позиционирования, разработки новой продук­ции, создания дистрибьюторских сетей, проведения рек­ламных кампаний и т.п.

Межфункциональные команды обеспечивают непрерывное взаимодействие между всеми функциональными подразде­лениями предприятия, несут ответственность за бюджет и имеют полномочия контролировать выполнение принима­емых решений. Кроме того, они вырабатывают политику и управляют внешними отношениями предприятия со свои­ми рыночными партнерами. В конечном счете, управление через межфункциональные команды создает возможности быстрой адаптации предприятия к изменяющимся услови­ям рынка и требованиям заказчика.

Другая важная тенденция заключается в активном исполь­зовании маркетинга в развивающемся в настоящее время процессе бизнес-инжиниринга. Он рассматривается как метод, позволяющий предприятиям быстро приспосабли­ваться к изменяющейся внешней среде. Ноу-хау бизнес-инжиниринга заключается в детальном и формализован­ном описании элементов управления бизнесом, предпола­гающим интегрированные решения функциональных ос­новных блоков системы управления. При этом активно за­действованы компьютерные технологии.

Первый этап процесса — стратегическое моделирование. Ис­пользуется маркетинговый анализ. Формулируются цели и стра­тегии. Результаты моделирования заносятся в стандартные бло­ки. Второй этап—организационное моделирование. Происходит проецирование стратегии на функции и организационные зве­нья компании. Теперь любые изменения в целях приводят к из­менениям в организации. Третий этап — процессное моделиро­вание позволяет выстроить несвязанные функции в набор последовательных действий по достижению целей. Четвертый этап — количественное моделирование предполагает разработ­ку финансовой модели бизнеса. Таким образом, обеспечивается строгая последовательность действий, в которой тесно завязаны все функции предприятия, в том числе и маркетинговая. (См.: Эксперт. 1999. Ns 4)

2.7. Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга

Специалисты в области маркетинга занимают на предпри­ятии особое положение, поскольку призваны обеспечивать связь с внешней средой, рынком, потребителями, посред­никами и др. К ним предъявляются требования: они долж­ны иметь определенные знания, владеть необходимыми навыками, быть достаточно компетентными. Выделяются три таких уровня:

• необходимые знания, навыки и уровень компетенции для выполнения функциональных задач;

желательные знания, навыки и уровень компетенции для аналитической работы и принятия необходимых и сво­евременных решений по реализации маркетинговых уси­лий предприятия;

• возможные знания, навыки и уровень компетенции в области деловой информированности, выходящей за пре­делы текущих локальных интересов предприятия и свя­занных с перспективами экономического, техническо­го, социального развития.

2.8. Функциональные обязанности менеджеров и специалистов маркетинга

Менеджеры и специалисты в области маркетинга могут быть представлены по пяти различным уровням:

• стратегический уровень управления;

• средний уровень управления;

• оперативно-исполнительский;

• технический;

• вспомогательный.

Высший стратегический уровень управления маркетингом представляют:

заместитель генерального директора по маркетингу (вице-президент, коммерческий директор). Под его руководством работают все линейные и штабные должностные лица, выполняющие маркетинговые функции на предприятии;

маркетинг-директор (руководитель службы, отдела, депар­тамента маркетинга). Функциональный высший уровень управления маркетингом. Осуществляет непосредственно руководство работой маркетингового подразделения Hi предприятии. На малых предприятиях — это менеджер по маркетингу.

Средний уровень управления маркетингом осуществляют;

менеджер по продукту — в его функции входит координация всех видов маркетинговой деятельности применительно к отдельному товару:

• разработка плана маркетинга по товару (целевой рынок позиционирование, комплекс маркетинга);

• разработка прогноза спроса и плана продажи клиента! товара на ближайшую перспективу;

• контакты с рекламными агентствами с целью разработки рекламной кампании, контроля ее выполнения i оценки эффективности;

• оказание помощи сбытовому персоналу предприятия продвижении товара на рынок;

• постоянный сбор и анализ информации по товарам, потребителям, клиентам с целью поиска новых возможностей и ожидаемых проблем;

• выдвижение обоснованных предложений по совершенствованию товара (ассортимента, услуги) в соответствии с изменениями рыночного спроса и действиями конкурентов;

менеджер по рынку, региону, области;

менеджер по продажам, сбыту, каналам распределения;

менеджер по работе с потребителями, клиентами;

менеджер по рекламе;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: