Мотивация персонала через обучение находит применение в мотивации сотрудников, для которых является актуальным пятый уровень потребностей по пирамиде А. Маслоу –потребность в самореализации. (пирамида в презентации)
Эта потребность заключается в желании быть как можно более успешным, продвигаться по карьерной лестнице, получать большую свободу при решении задач и соответственно принимать на себя ответственность за эти решения.
Правильно определив потребности того или иного сотрудника, руководитель может определить наиболее перспективных их них и одновременно удовлетворяя потребность в самореализации сотрудника-воспитать лояльного и успешного менеджера для развития своей компании.
Если вы заинтересованы в развитии и процветании вашей компании, то вы понимаете, необходимость вкладывать деньги в обучение сотрудников. Мотивация персонала и обучение неразрывно связанные условия динамично развивающихся компаний.
При этом, важно планировать деловую карьеру сотрудника уже с момента принятия такового на работу.
Сотрудники отдела персонала должны разработать план индивидуального обучения и развития карьеры наиболее перспективных менеджеров. Четкое понимание того, какие навыки и знания должны приобретать менеджеры, каких успехов вы от них ожидаете на том или ином этапе, вкладывая деньги в обучение персонала, помогут вам быстрее и эффективнее добиваться поставленных целей и использовать бюджет компании.
7.1. Организация профессионального обучения и повышения квалификации
7.1.1. Корпоративное обучение и развитие персонала (ещё материал в папке КОПР
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.
Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей. Мероприятиями по профессиональному развитию персонала являются различные методы обучения. Компания создает специальные методы и системы управления профессиональным развитием — управление корпоративным обучением, развитием и созданием кадрового резерва.
Организация затрачивает на профессиональное развитие значительные средства. Эти затраты являются капиталовложением организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности труда, увеличения вклада каждого сотрудника в достижение поставленных целей.
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность предприятию.
Обучение персонала должно быть неразрывно связано с процессами организационного развития, со стратегическими целями компании. Место обучения в общей системе управления персоналом компании представлено на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Место обучения персонала в общей системе управления персоналом
Система обучения эффективна лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом — системой стимулирования труда, работой с резервом на руководящие должности, программами развития персонала и др.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Корпоративное обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе.
Возможность получения профессионального обучения высоко ценится работниками. Выигрывает от корпоративного профессионального развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.
Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей предприятия в этой области. По существу, речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей, и такими знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий управления персоналом, самого сотрудника и его руководителя.
Традиционным методом определения потребностей в профессиональном развитии является аттестация, по результатам которой составляется индивидуальный план развития работника.
Следует иметь в виду, что между понятиями «обучение» и «развитие» есть различие. Обучение ориентировано на настоящее и призвано решить сиюминутные проблемы бизнеса, его цель привить сотруднику конкретные навыки, которые нужны сегодня и сейчас. Развитие ориентировано на будущее и согласовывается с досрочной стратегией развития предприятия. Развитие также включает в себя и развитие мотиваций сотрудника, его командности, креативности и других личностных качеств. Только комплексный подход к развитию даст эффект.
Важным средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение — процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации. Профессиональное обучение и развитие служат одной цели — подготовке персонала предприятия к успешному выполнению стоящих перед ним задач.