Инновационная позиция, активность и сила организации

Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции может происходить с помощью метода «SWOT —анализа».

Пример фрагмента матрицы SWOT -анализа

  Возможности (О) Угрозы (Т)
    1. Повышение спроса на наукоемкую продукцию 2. Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность 1. Повышение таможенных тарифов 2. Усиление требований к качеству продукции со стороны потребителей
Сила (S) 1. Позиция технологического лидера в отрасли 2. Высокий научно-технический инновационный потенциал Возможна разработка новых наукоемких продуктов и высоких технологий Освоение новых методов НИР и ОКР, сокращение их длительности и затрат Вероятность использования ситуации высока Вероятность использования ситуации высока Усиливать позиции на внутреннем рынке Создавать СП с зарубежным партнером Вероятность использования ситуации снижается Разработка новых наукоемких продуктов повышенного качества Вероятность использования ситуации высока
Слабость (W) 1. Ограниченные мощности серийного производства 2. Сбытовая сеть фирмы совершенно не развита Рассмотреть стратегию ценообразования «снятие сливок» Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП Необходимо развивать собственную базу или создавать совместное производство (СП) Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП Усиливать позиции на внутреннем рынке Создавать СП с зарубежным партнером Создавать СП с зарубежным партнером Необходимо развивать собственную базу или создавать СП Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП

Инновационная позиция (Поз), определяется совместно с инновационным потенциалом (Пот) и инновационным климатом (Кл).

Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:

Поз = Пот(Кл)1/2; Ипоз = 0,5(Пот + Кл).

При оценке той или иной ситуации реально учитывается не только инновационная позиция, но и инновационная мощность, или сила, конкретно проявляемая организацией в конкретной обстановке. Инновационную силу (Син) определяют, умножая инновационную позицию (Поз) на коэффициент инновационной активности (Kиа):

Син = Поз•Kиа.

Параметры инновационной активности:

А1 — качество инновационной стратегии и инновационной цели;

А2 — уровень мобилизации инновационного потенциала;

А3 — уровень привлеченных капиталовложений-инвестиций;

А4 — методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений;

А5 — соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;

А6 — скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений;

А7 — обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

Инновационная активность определяется из выражения

Киа = 1/7S Аi, i = 1,2,…7.

Каждый параметр инновационной активности определяется экспертом по 5-балльной шкале (табл. 6.3).


Таблица 6.3. Оценка инновационной активности организации

  Оцениваемые параметры инновационной активности Уровень состояния параметров
А1 Качество инновационной стратегии и инновационной цели 1 2   4 5
А2 Уровень мобилизации инновационного потенциала 1 2   4 5
А3 Уровень привлекаемых капиталовложений — инвестиций 1 2   4 5
А4 Методы, культура, ориентиры, обычно используемые при проведении инновационных изменений 1 2   4 5
А5 Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации 1 2   4 5
А6 Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии 1 2   4 5
А7 Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности 1 2   4 5
Итоговая оценка состояния инновационной активности 1 2   4 5

Содержание элементов признака «инновационная активность»:

· А1. Качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

· А2. Уровень мобилизации инновационного потенциала: проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

· А3. Уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций: проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.

· А4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирования на клиентах».

· А5. Соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».

· А6. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновационности «ТАТ», обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.

· А7. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого «мертвого героя», а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачницей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: