Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции может происходить с помощью метода «SWOT —анализа».
Пример фрагмента матрицы SWOT -анализа
Возможности (О) | Угрозы (Т) | ||||
1. Повышение спроса на наукоемкую продукцию | 2. Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность | 1. Повышение таможенных тарифов | 2. Усиление требований к качеству продукции со стороны потребителей | ||
Сила (S) | 1. Позиция технологического лидера в отрасли 2. Высокий научно-технический инновационный потенциал | Возможна разработка новых наукоемких продуктов и высоких технологий Освоение новых методов НИР и ОКР, сокращение их длительности и затрат | Вероятность использования ситуации высока Вероятность использования ситуации высока | Усиливать позиции на внутреннем рынке Создавать СП с зарубежным партнером Вероятность использования ситуации снижается | Разработка новых наукоемких продуктов повышенного качества Вероятность использования ситуации высока |
Слабость (W) | 1. Ограниченные мощности серийного производства 2. Сбытовая сеть фирмы совершенно не развита | Рассмотреть стратегию ценообразования «снятие сливок» Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП | Необходимо развивать собственную базу или создавать совместное производство (СП) Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП | Усиливать позиции на внутреннем рынке Создавать СП с зарубежным партнером Создавать СП с зарубежным партнером | Необходимо развивать собственную базу или создавать СП Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП |
Инновационная позиция (Поз), определяется совместно с инновационным потенциалом (Пот) и инновационным климатом (Кл).
|
|
Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:
Поз = Пот(Кл)1/2; Ипоз = 0,5(Пот + Кл).
При оценке той или иной ситуации реально учитывается не только инновационная позиция, но и инновационная мощность, или сила, конкретно проявляемая организацией в конкретной обстановке. Инновационную силу (Син) определяют, умножая инновационную позицию (Поз) на коэффициент инновационной активности (Kиа):
Син = Поз•Kиа.
Параметры инновационной активности:
А1 — качество инновационной стратегии и инновационной цели;
А2 — уровень мобилизации инновационного потенциала;
А3 — уровень привлеченных капиталовложений-инвестиций;
|
|
А4 — методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений;
А5 — соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
А6 — скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений;
А7 — обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.
Инновационная активность определяется из выражения
Киа = 1/7S Аi, i = 1,2,…7.
Каждый параметр инновационной активности определяется экспертом по 5-балльной шкале (табл. 6.3).
Таблица 6.3. Оценка инновационной активности организации
Оцениваемые параметры инновационной активности | Уровень состояния параметров | |||
А1 | Качество инновационной стратегии и инновационной цели | 1 2 | 4 5 | |
А2 | Уровень мобилизации инновационного потенциала | 1 2 | 4 5 | |
А3 | Уровень привлекаемых капиталовложений — инвестиций | 1 2 | 4 5 | |
А4 | Методы, культура, ориентиры, обычно используемые при проведении инновационных изменений | 1 2 | 4 5 | |
А5 | Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации | 1 2 | 4 5 | |
А6 | Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии | 1 2 | 4 5 | |
А7 | Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности | 1 2 | 4 5 | |
Итоговая оценка состояния инновационной активности | 1 2 | 4 5 |
Содержание элементов признака «инновационная активность»:
· А1. Качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.
· А2. Уровень мобилизации инновационного потенциала: проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.
· А3. Уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций: проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.
· А4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирования на клиентах».
· А5. Соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».
· А6. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновационности «ТАТ», обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.
· А7. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого «мертвого героя», а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачницей.
|
|