double arrow

Этап формирования современной парламентской системы (1993 г. по настоящее время)


Таким образом, все предпринятые попытки реализовать государственную власть, используя при этом систему Советов, окончились провалом, привели к конституционно-правовому тупику и противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти, апогеем которого явился конституционный кризис в сентябре – октябре 1993 г.

21 сентября 1993 г. был издан известный Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина № 1400. В нем говорилось, что нужно «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ»[59]. В качестве нового двухпалатного парламента России объявлялось Федеральное Собрание (п. 1 Указа). Конституция РФ, принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г., принципиально изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне, став очередным этапом реформирования представительных органов власти и провозгласив курс на реализацию основного принципа осуществления публичной власти – разделения властей.

В заключение необходимо отметить следующее:




1. История становления парламентаризма в России включает в себя следующие этапы:

а) Этап зарождения российского конституционализма и парламентаризма (со второй половины XVIII в. до 1917 г.):

– период формирования научных идей и взглядов в области конституционализма и парламентаризма (со второй половины XVIII в. до начала ХХ в.);

– период практического строительства конституционных и парламентских институтов (с 5 августа 1905 г. по 6 октября 1917 г.): стадия формирования первого российского парламентского законодательства (с 5 августа 1905 г. по 27 января 1906 г.); стадия деятельности первой Государственной Думы (с 27 января 1906 г. по 8 июля 1906 г.); стадия деятельности второй Государственной Думы (с 20 февраля 1907 г. по 3 июня 1907 г.); стадия деятельности третьей Государственной Думы (с 1907 г. по 1912 г.); стадия деятельности четвертой Государственной Думы (с 1912 г. по 1917 г.).

б) Этап существования квазипарламентских институтов – Советов (с 1917 г. по 1991 г.):

– период становления Советов как представительных органов государственной власти (период действия Конституций РСФСР 1918 и 1925 гг.) – с 1917 г. по 1936 г.: стадия становления Советов как массовых политических организаций (с 1905 г. по 4 июня 1917 г.); стадия трансформации Советов в органы государственной власти (с 4 июня 1917 г. по 1937 г.);

– период действия Конституции РСФСР 1936 г. (с 1937 г. по 1978 г.);

– период действия Конституции РСФСР 1978 г. (с 1978 г. по 1992 г.);

– период упадка системы Советов – период «перестройки» (с 1985 г. по 1993 г.).

в) Этап формирования современной парламентской системы (1993 г. по настоящее время).



2. Развитие российского парламентаризма в дореволюционный период имеет два ярко выраженных периода: теоретический – со второй половины XVIII в. до начала ХХ в., и практический – с 5 августа 1905 г. по 6 октября 1917 года. Первый из этих периодов характеризуется развитием теории парламентаризма, толчком к которому послужила эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. В это время в Российской империи получили распространение западные теории, особое место среди которых занимает теория естественного права, теория общественного договора и теория разделения властей. Этот период был весьма продолжителен, в том числе и по причине российского государственного менталитета, основу которого составляла самодержавная организация верховной государственной власти.

3. Начало ХХ в. в истории России характеризуется консолидацией общества в вопросе о необходимости ограничения самодержавной власти. Одновременное развитие активности масс, до того времени находившее выход в политических партиях и земском движении, оказывает влияние на ускорение реакции верховной власти. В результате учреждается Государственная дума, происходит формализация в законах новой системы государственной власти, частью которой становится высший представительный орган. Здесь важно отметить, что, несмотря на противодействие верховной власти, Государственная дума получила статус законодательного, а не законосовещательного органа власти.



4. Функционирование Государственной думы начала ХХ в. показало, что она носила характер скорее политического, нежели законодательного органа. Таким образом, Государственная дума начала ХХ в. так и не реализовала своего основного предназначения как органа не только представительного, но и законодательного. Вся реальная власть в российском государстве в тот период оставалась в руках императора, в том числе и власть законодательная. Впоследствии, когда императору и формируемому им правительству удалось получить необходимое парламентское большинство, Государственная дума была превращена в формально действовавший, полностью управляемый представительный (законодательный) орган верховной власти.

5. Определенный опыт дореволюционного парламентаризма позволил после 1985 г. начать строительство в России реально действующего представительного (законодательного) органа верховной власти. Однако только после принятия Конституции РФ 1993 г., которая учитывала все недостатки функционирования Государственной Думы начала ХХ в., в Российской Федерации удалось сформировать систему, в которой высший парламентский орган власти способен выполнять все присущие ему функции и при этом гармонично входить в систему органов власти демократического государства.

6. Период развития российской государственности с 1917 – по 1993 гг. характеризуется как период становления и развития Советов как представительных органов власти России. Советы по своей природе представляли собой квазипарламентское образование, созданное как объединение, ставившее перед собой в качестве цели свержение существующей государственной власти. Трансформация Советов в представительные органы власти произошла по причине необходимости легализации допуска к государственной власти социальных слоев, которые ранее были лишены этого.

7. Сложившаяся система Советов в ходе своей эволюции, этапы которой ознаменованы принятием Конституций СССР и РСФСР (1918, 1925, 1936, 1937, 1977, 1978 годов) и внесением изменений в Конституцию РСФСР (РФ) в 1992 году, претерпевала определенные структурные изменения. Причем основные преобразования, коснувшиеся системы Советов, произошли в результате внесения в 1992 году изменений в Конституцию РСФСР 1978 г. Они касались установления принципа разделения властей и придания Съезду народных депутатов РСФСР, действовавшему в то время, статуса законодательного органа.

8. Основной принцип деятельности исследуемых представительных органов власти заключался в единстве, монизме власти, ее монополизации в одном учреждении. В качестве идеологического использовался термин «принцип демократического централизма».

9. Сформированная к 1993 г. система государственной власти, где порядок взаимоподчинения (при наличии принципа разделения властей) двух государственных органов, чей статус позволял идентифицировать их как законодательные органы (Съезд народных депутатов РФ и Президент РФ), не нашел закрепления в Конституции РФ 1978 г. (в редакции 1992 г.), – эта система оказалась непрочной. Данное обстоятельство и привело в конце 1993 г. к образованию нового представительного органа власти – двухпалатного парламента России, Федерального Собрания Российской Федерации.


[1] См., например: Дмитриев Ю.А., Николаев А.М.Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива. Монография. М., 2002; Овсепян Ж.И. Становление парламента в России. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999.

[2] См.: Манифест 5 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы»//Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Т. XXV. Отделение I. СПб., 1908. Ст. 26656.

[3] См.: Положение о выборах в Государственную думу от 5 августа 1905 г.//Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Т. XXV. Отделение I. СПб., 1908. Ст. 26721.

[4] См.: Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно-парламентской монархии. Сб. документов/Авт.-сост.: А.В. Гоголевский (вступительная статья, комментарии), Б.Н. Ковалев (комментарии, библиография). М., 2001. С. 7.

[5] См.: Дмитриев Ю.А., Николаев А.М.Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива. Монография. М., 2002. С. 212 – 213.

[6] См.: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 4. М., 1999. С. 448.

[7] См.: Пестель П. «Русская Правда». М., 1993. С. 81.

[8] См.: Дмитриев Ю.А., Николаев А.М.Указ. соч. С. 40.

[9] См.: Документы по истории восстания декабристов. Т. VII. М., 1958. С. 69.

[10] В документах П.И. Пестеля народное вече, вопреки российской традиции, женского рода.

[11] Там же. С. 214 – 215.

[12] См.: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 5. М., 1999. С. 53.

[13] См.: Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998. С. 243, 247.

[14] См.: История русской правовой мысли. М., 1998. С. 153.

[15] См.: Дмитриев Ю.А., Николаев А.М. Указ. соч. С. 214 – 215.

[16] См.: Полнер Л.С., Жмыхова Л.В. Появление элементов парламентаризма в России в начале XX века//Известия Курского государственного технического университета. 2000. № 4.

[17] См.: Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: cтановление, функционирование, развитие. М., 1996.

[18] См.: Дементьев А. О системе Советов и земских учреждениях в России: возможные исторические параллели//Государство и право. 1965. № 8.

[19] См.: Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»//Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Т. ХХV. Отд. 1. № 26803.

[20] См., например: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 40; Чистяков О.И. Введение к т. 9 издания «Российское законодательство Х – XX веков». М., 1994. С. 12 – 13; Пахоленко Н.Б. К характеристике «Думского периода» в истории Российского государства//В сб.: Становление конституционного государства в посттоталитарной России/Отв. ред. В.А. Четвернин. С. 87.

[21] См.: Авакьян С.А.Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 40.

[22] См.: Овсепян Ж.И. Становление парламента в России. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999. С. 12.

[23] См.: Дмитриев Ю.А., Николаев А.М.Указ. соч. С. 229.

[24] См. : Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1913. С. 480.

[25] См.: Государственная дума в России. М., 1957. С. 356, 494.

[26] См.: Указ императора от 26 февраля 1917 г. «О перерыве в занятиях Государственной думы»//СУ РСФСР. 1917. № 52. Ст. 328.

[27] См.: Российское законодательство X – XX веков. Т. 9. М., 1994. С. 118.

[28] См.: Постановление Временного комитета Государственной думы от 2 марта 1917 года «От Исполнительного комитета Государственной думы»//Вестник Временного правительства. 1917. № 1.

[29] См.: Постановление Временного правительства от 6 октября 1917 г. «О сроках выборов в Учредительное Собрание»//СУ РСФСР. 1917. № 256. Ст. 1846.

[30] Здесь имеются в виду положения ст. ст. 109, 111 и 117 Конституции РФ, когда Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

[31] Статья 111 Конституции РФ лишь декларация, ст. 109 и корреспондирующая ей ст. 117 – редкий случай, лишний раз подтверждающий общую закономерность зависимости Государственной Думы.

[32] См.: Постановление Временного правительства от 1 сентября 1917 г. «О провозглашении России Республикой»//Вестник Временного правительства. 1917. 3 сентября.

[33] См.: Овсепян Ж.И. Указ. Соч. С. 21.

[34] Что сразу отдаляло данные организации от представительных органов государственной власти, в основу формирования которых положен территориальный принцип. Принцип формирования Советов указывал на то, что природа данных органов более близка к природе профсоюзных органов, которые принимают участие в политической жизни страны в качестве общественных организаций.

[35] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. М., 1962. С. 188.

[36] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 90.

[37] См.: Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 24 – 26.

[38] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 110.

[39] См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918)//СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

[40] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 110.

[41] Там же. Т. 36. С. 481.

[42] См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918), гл. 6//СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

[43] См.: Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» (вместе с Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики)//СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

[44] См.: Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 29 – 31.

[45] См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936)//Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.

[46] См.: Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией). Документ опубликован не был.

[47] Для сравнения: Верховный Совет СССР имел две палаты – Совет Союза и Совет Национальностей.

[48] Поэтому численный состав Верховного Совета РСФСР мог меняться в зависимости от динамики демографических показателей, от изменения численности населения РСФСР.

[49] См.: Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 36 – 38.

[50] См.: Дмитриев Ю.А., Николаев А.М. Указ. соч. С. 306.

[51] См.: Закон РСФСР от 27.10.1989 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»//Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303; Закон СССР от 1.12.1988 № 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона СССР)»//Ведомости ВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727.

[52] См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик//Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 14; Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978)//Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

[53] Первым из названных органов был учрежден и избран Съезд народных депутатов СССР. В марте 1990 года по новым, более либеральным правилам был избран Съезд народных депутатов РСФСР. Некоторое время данные органы действовали одновременно. Позднее в связи с прекращением существования такого государства, как СССР, Постановлением ВС РСФСР от 27.12.1991 № 3025-1 была прекращена депутатская деятельность народных депутатов СССР на территории Российской Федерации.

[54] См.: Закон РСФСР от 27.10.1989 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»//Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.

[55] См.: Закон СССР от 1.12.1988 № 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона СССР)//Ведомости ВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727.

[56] См.: Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

[57] Там же. 316 – 317.

[58] См.: Степанов И.М. Парламентская демократия и выбор формы правления//Конституционный строй России. Вып. 2. М., 1995. С. 21.

[59] См.: Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.







Сейчас читают про: