Мифологическое будущее Карелии 8 страница

3. Установление контактов, проведение переговоров — налаживание и поддерживание связи товаропроизводителей с потенциальными покупателями, согласование объемов поставок и продаж, цен, условий и сроков

доставки.

4. Организация товародвижения — транспортировка, складирование и

хранение товара.

5. Приспособление товара — организация подготовки товара с максимальным учетом требований покупателей.

6. Стимулирование продаж — создание и распространение рекламы товара, стимулирующих форм его реализации, условий продажи.

7. Принятие риска — принятие на себя ответственности за функционирование канала.

Важным является внимание муниципальных властей к проблемам создания инфраструктуры муниципального рынка, инфраструктуры городской торговли. Торговля всегда была и остается зеркалом экономики. Потребительский рынок города складывается под воздействием множества закономерностей и факторов, связанных с развитием промышленности, строительства, доходами населения, демографической ситуацией, надежностью законодательной базы, региональной политики и др.

Потребительский рынок Москвы — это треть оборота России, или 1,2 трлн руб. Всего через 13 лет после начала экономических реформ состояние потребительского рынка столицы по количественным и качественным показателям можно сравнить с уровнем развитых стран мира.

За пять лет доля организованного рынка в обороте розничной торговли возросла с 64% в 1999 г. до 75% в 2003. Иностранные инвестиции в Потребительский рынок составили $8,1 млрд. Только в 2002-2003 гг. построено и реконструировано более 5 тысяч предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Налоговые поступления в городской бюджет в 2003 г. по отрасли «торговля и общественное питание» составили 28,8 млрд руб., или 17,4% от всех поступлений. Сегодня в целом потребительский рынок Москвы — это более 110 тысяч предприятий и каждый третий, работающий в городском хозяйстве. В сфере потребительского рынка и услуг действует около 80% малых предприятий столицы.1

В Департаменте потребительского рынка и услуг правительства Москвы видят несколько проблем первостепенной важности, в отношении которых правительство никак не может стоять в стороне.

Первая проблема — это размеры арендной платы и ее дифференциация, от чего зависит равномерность размещения малого бизнеса по видам услуг. В целом в городе сложилась парадоксальная ситуация: размер арендной платы составляет от 690 руб. за кв. м (минимальный размер арендной платы, установленный правительством Москвы на 2004 г.) до $6 тыс. в год (назначаемый коммерческими структурами при сдаче ими в аренду площадей). Арендную плату целесообразно дифференцировать по месту расположения предприятий и по видам услуг, но по единым правилам. ______________________________________________ ■, t

1 Столичная торговля в цифрах и фактах // Торговая газета. 2004, 22 июля. № 51-52 // http://businesspress. ru/newspaper/article_mld_21962_ald_ 309917.html.

Вторая проблема — защита уровня цен в Москве. Под влиянием различных факторов спроса и предложения цены в Москве существенно выше, чем средние цены по России — на 30-50%. Город сегодня догоняет Париж, Лондон и Нью-Йорк по уровню цен на многие продукты питания, входящие в потребительскую корзину. Достаточно большой разброс цен существует и внутри территории Москвы: цены в Центральном, Северо-Западном и Южном административных округах на 30-50% выше, чем в Северном, Северо-Восточном и Восточном. Чтобы защитить население, необходимо создать условия для снижения цен. Только 3% своих оборотов малые предприятия торговли проводят по безналичному расчету, остальное идет черным налом. Немалый резерв здесь — совершенствование налогообложения. Основное направление — перевод этих предприятий в категорию стационарной торговли. Параллельно необходимо дальнейшее упрощение системы налогообложения малых предприятий торговли, в том числе с помощью единого налога на вмененный доход, с учетом расположения магазина: недалеко от дороги или метро, на магистрали, на «популярных» улицах, в престижных микрорайонах.

В правительстве Москвы надеются, что желательную конкурентную среду в столичной торговле создаст внедрение проекта «Социальная карта москвича». Для обслуживания более 2,5 млн социально незащищенных граждан и приема «Социальной карты москвича» требуется не менее тысячи предприятий потребительского рынка и услуг. Такие магазины, где цены будут на 7-10% ниже, создадут благоприятную атмосферу для общего сдерживания цен, если на территории каждой районной управы удастся всерьез привлечь для этих целей не менее 5-7 магазинов, из расчета 2-3 тысячи социально незащищенных граждан на каждое предприятие. Правда, первые шаги в этом направлении социального договора столичного правительства с конкретными магазинами были оценены торговлей далеко не однозначно.

Еще одна проблема — улучшение работы с посредниками. В столице работает примерно 50 тыс. посредников. Их оборот составляет 80% от всего розничного товарооборота города. Питательная среда для них — мелкорозничная сеть и рынки. А потенциал большинства оптовых баз, расположенных на территории города, практически не используется — отчасти по причине их технологического несовершенства, но в значительной мере — из-за маркетинговых, логистических просчетов и бездействия, слабости конкурсных начал в оптовой торговле.

Еще одна серьезная проблема — дальнейшее приближение торговли к населению, удовлетворение потребности москвичей осуществлять ежедневные покупки в непосредственной близости от места проживания, где им стабильно должны предлагать товары по достаточно низким ценам: развитие сетей магазинов «шаговой» доступности — «корнер-шопов». Для снабжения их нужны современные распределительные центры, гарантирующие сохранность качества товаров и оптимальную логистику.

Без этого часто получается, что стоимость одного и того же товара в маленьком магазинчике может быть на 30% дороже, чем в супермаркете. Столица хочет окончательно распрощаться с нецивилизованными палатками, ларьками и автолавками-«тонарами» с низкой культурой обслуживания, невозможностью контролировать качество реализуемой продукции. С ноября 2003 г. в инициативном порядке к работе по открытию магазинов «шаговой» доступности приступили префектуры Юго-Западного и Восточного административных округов. В целом по Москве ожидается открытие около 2300 таких предприятий потребительского рынка «шаговой» доступности.

Деятельность других субъектов развития потребительского рынка

До сих пор маркетинговый опыт местное население приобретало, выступая в ролях потребителей, реже — в качестве продавцов и самодеятельных посредников — «челноков». В рамках крупных муниципальных образований (областные центры, крупные города), по мнению специалистов, целесообразно создавать Центры подготовки маркетологов. Учредителями центра могут быть: местная администрация, высшие (средние специальные) учебные заведения, ряд заинтересованных предприятий и организаций, торгово-промышленные палаты, бизнес-инкубаторы, торговые дома. Основная задача центра — целевая подготовка специалистов по маркетинговой деятельности в условиях рыночной экономики.

Маркетинговая и торгово-регулирующая деятельность может осуществляться местными бизнес-инкубаторами, создаваемыми для оказания всесторонней поддержки отдельным предпринимателям и небольшим фирмам, желающим добиться реализации собственных проектов. Предоставляя кредит, как правило, под долю в акционерном капитале фирмы-новичка, фирма-инкубатор берет на себя значительную степень риска, но зато получает высокую норму прибыли в случае успеха создаваемого предприятия. Дополнительный выигрыш, получаемый фирмой-инкубатором — активизация деятельности отделений НИОКР, перед сотрудниками которых открываются более широкие возможности по разработке и реализации собственных идей. В случае успешной деятельности фирмы-новичка перед ней открывается возможность либо стать отделением более мощной материнской компании, либо выйти из-под опеки бизнес-инкубатора и стать самостоятельной фирмой. А в случае неудачи фирма-инкубатор может отказать ее сотрудникам в предоставлении прежних или аналогичных рабочих мест.

Еще один значимый субъект маркетинговой и торговой деятельности в муниципальном образовании — торгово-промышленная палата (ТПП). Собирая, анализируя и распространяя маркетинговую информацию, выражая и помогая реализовать интересы групп предпринимателей из всех

секторов экономики, содействуя развитию внешней торговли, ТПП призвана представлять экономические интересы деловых кругов своего сообщества — муниципального образования в целом на федеральном и региональном уровнях, что отличает ее от более ограниченных кругом своих интересов отраслевых ассоциаций предпринимателей. ТПП обычно также осуществляют экспертизу проектов решений органов местного самоуправления в области экономики в связи с созданием соответствующей среды и общих условий, необходимых для успешного осуществления предпринимательской деятельности, а также с выработкой механизмов для разрешения конкретных проблем, стоящих перед хозяйствующими субъектами. Местные ТПП также способны взять на себя роль координатора развития рекламной инфраструктуры и сети рекламного обслуживания местных рекламодателей. Решение хозяйственных споров может также осуществляться в постоянно действующих третейских судах, созданных при ТПП.

Предприниматели получают в торгово-промышленных палатах платные, а члены ТПП — бесплатные услуги в полном объеме:

• консультации по организационно-техническим, правовым проблемам внешнеторговой работы, подготовки кадров и сделок;.

• информационные бюллетени по различным направлениям деятельности хозяйствующих субъектов;

• практическую помощь по развитию экспорта товаров и услуг;

• поиск российских и зарубежных партнеров для установления экономических, торговых и научно-технических связей;

• предоставление маркетинговой и конъюнктурно-экономической информации;

• услуги по экспертизе и контролю качества, количества и комплектности оборудования, товаров, сырья импортного и отечественного производства;

• услуги по выдаче удостоверений качества и сертификатов на собственную продукцию;

• услуги по договорно-правовому обеспечению всех направлений хозяйственной деятельности местных предприятий;

• содействие урегулированию споров и обеспечению защиты хозяйствующих субъектов;

• аудиторские проверки;

• услуги по оценке объектов недвижимости, оборудования, объектов интеллектуальной собственности;

• услуги по защите интересов хозяйствующих субъектов и предпринимателей в муниципальных, судебных и государственных органах;

• услуги по содействию открытию представительств зарубежных фирм и их аккредитации;

• услуги по переводу коммерческой документации, научно-технической, экономической, юридической, патентной и другой литературы;

• услуги по заполнению грузовой таможенной декларации, консультации по вопросам таможенного регулирования;

• содействие хозяйствующим субъектам и предпринимателям в патентовании, подготовке пакета документов для регистрации товарных знаков как в России, так и за рубежом.

Для реальной поддержки субъектов малого предпринимательства создаются муниципальные фонды на базе центров поддержки малых форм бизнеса при торгово-промышленной палате города. Они предназначены для краткосрочного кредитования проектов по созданию здоровой конкурентной среды. Дополнительные средства предоставляются после экспертизы ТПП под гарантии города.

К другим, не менее важным направлениям деятельности территориальной торгово-промышленной палаты по поддержке предпринимательства можно отнести:

• свидетельство обстоятельств форс-мажора;

• содействие конверсии оборонных производств;

• содействие предпринимательству в финансово-кредитной сфере, страховом бизнесе;

• развитие предпринимательства в аграрной сфере;

• содействие развитию структур безопасности бизнеса;

• совершенствование механизма правового регулирования предпринимательской деятельности;

• создание фондов и накопление капиталов для поддержки предпринимателей, создание банков, развитие местных ТПП.

Информационная работа

Большой круг вопросов требует четкого разграничения проблем, решаемых на городском и районном (в городе) уровнях. Городские органы управления торговлей не должны вмешиваться в решение тех вопросов, которые являются прерогативой районных органов, а те, в свою очередь, не должны пытаться определять и решать проблемы, которые являются задачей городских органов. Это положение должно быть четко выдержано по всем районам города, что, в свою очередь, требует, чтобы структура районных органов управления торговлей и их функции были однотипны во всех административных районах.

Характерно, что имеющиеся при органах местного самоуправления структуры по торговле созданы и функционируют в основном по отраслевому признаку. Многие их функции уже не могут быть реализованы в условиях разнообразия и доминирования частных форм собственности как торговых предприятий, так и предприятий-производителей: не хватает

информации, мало рычагов воздействия, быстро изменяется специализация предприятий.

В современных условиях децентрализации государственного управления экономикой осуществляется объективный переход от отраслевого к территориальному управлению торговлей. В этой связи специалисты предлагают преобразовать отделы торговли в составе администраций районов в комитеты по торговле и защите прав потребителей.1 В их функции могут быть включены:

• сбор и обработка статистической и оперативной торговой информации, информационно-справочная служба;

• оценка и прогнозирование конъюнктуры рынка города (муниципального образования);

• финансирование и кредитование торговли;

• лицензирование торговли;

• сертификация товаров и предприятий торговли;

• контроль соблюдения правил торговли;

• защита прав потребителей.

Основными структурными подразделениями таких комитетов могут стать отдел по защите прав потребителей, инспекция цен, инспекция по качеству товаров, а также лицензионный отдел.

Общая для комитета такого рода задача — прогнозирование и разработка программы (плана) развития торговли муниципального образования. Можно предложить следующие основные исходные параметры перспективного плана развития торговли муниципального образования.2

1. Развитие розничного товарооборота города (муниципального образования) в сравнении с денежными доходами населения и их величиной за вычетом нетоварных расходов населения, которую принято называть покупательными фондами населения.

2. Потребность торговли и общественного питания муниципального образования в продовольственных и непродовольственных товарах.

3. Объем завоза и вывоза основных продовольственных и непродовольственных товаров.

4. Потребность торговли в торговых и складских площадях, транспортных средствах.

5. Потребность торговли в капитальных вложениях и возможные источники их финансирования.

6. Потребность сферы торговли и общественного питания муниципального образования в собственных оборотных средствах и возможные источники их финансирования.

1 ГапоненкоА. Л., Мельников С. Б., Николаев В. А. и др. Управление формированием региональных и муниципальных потребительских рынков. М.: ЗелО, 1998.

2 Там же.

7. Потребность торговли и общественного питания в трудовых ресурсах. Для того чтобы такую программу разработать и контролировать, а главное — использовать в целях регулирующего вмешательства, необходимо:

• получать, обрабатывать и хранить достоверную информацию о развитии торговли;

• располагать специалистами, способными ее эффективно использовать. Что касается информации, например, о прогнозировании розничного

товарооборота, то вопрос заключается в разработке предварительных прогнозов денежных доходов и нетоварных расходов населения. Этот прогноз может быть выполнен комитетом по статистике города и получен по соглашению с ним. Имеется также государственная статистическая отчетность о наличии торговой и складской сети, сети общественного питания, транспортных средств. Однако часто остаются неизвестными конкретные причины резкого снижения обеспеченности торговыми площадями в условиях массовой приватизации торговых предприятий. Для определения этих причин требуется специальное обследование их динамики в разрезе конкретных источников информации, т. е. конкретных объектов торговли и общественного питания. Эта работа может быть также выполнена по соглашению с Комитетом по статистике города (муниципального образования), поскольку указанная отчетность некоторыми предприятиями торговли и общественного питания направляется в Комитет по статистике, минуя Комитет по торговле.

Приходится считаться с тем, что в соответствии с «Положением о порядке представления государственной статистической отчетности», утвержденным Госкомстатом России 14 августа 1992 г. № 130 (п. 4), показатели государственной статистической отчетности представляются органам государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные на бланках форм государственной статистической отчетности, бесплатно. С другой стороны, согласно «Временному положению о статистическом управлении» его органы осуществляют информационно-вычислительные и аналитические услуги на коммерческой основе в соответствии с хозяйственными договорами, соглашениями, разовыми запросами.

Еще более сложные задачи возникают при реализации второй целевой функции органов муниципального управления торговлей, связанной с формированием рыночных отношений в торговле. Основой функционирования муниципальных органов управления торговлей могут и должны стать следующие направления их деятельности:

• анализ состояния и прогнозирования рынка потребительских товаров муниципального образования;

• исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка муниципального образования;

• информационные и консультационные услуги торговым и производственным предприятиям о рынке и его конъюнктуре.

Такая информация необходима, во-первых, самим органам управления торговлей для регулирования рыночных процессов и развития отраслей торговли; во-вторых, действующим коммерческим структурам, т. е. торговым и производственным фирмам, особенно тем, которые занимают лидирующие позиции на торговых рынках, постоянно следят за своей до-лей на товарных рынках; в-третьих, новым коммерческим структурам, т. е. торговым и производственным фирмам, которые выходят или наме-реваются выходить на рынок и которых интересует динамика спроса и степень конкуренции на рынке.

Особенно важны анализ и прогнозирование наиболее динамичных рынков скоропортящихся товаров, таких как свежие овощи и фрукты, мясо, молочные, рыбопродукты. В настоящее время насыщены и нуждаются в прогнозировании рынки радиотоваров, компьютеров, легковых автомобилей и некоторых других товаров. При создании службы прогнозирования рынка в структуре муниципальных органов управления торговлей предстоит решать четыре основные проблемы:

1) организация такой службы в части комплектования ее квалифицированными специалистами;

2) техническое оснащение;

3) организация информационного обеспечения;

4) методическое обеспечение прогнозно-аналитических работ.

В части организации информационного обеспечения прогнозных расчетов могут быть, по мнению специалистов, приняты следующие решения.

1. Прогнозы развития общей емкости рынка и рынков отдельных товаров применительно к номенклатуре товаров действующей статистической отчетности по форме № 3-торг «Отчет о продаже и остатках товаров» могут разрабатываться на основе этой отчетности и получения от комитета по статистике прогнозных данных о денежных доходах населения данного муниципального образования.

2. Прогнозы же развития рынков отдельных товаров во внутригруппо-вом ассортименте и прогнозы конъюнктуры рынка могут быть выполнены на основе информации, полученной путем специальных выборочных наблюдений. И, следовательно, нужна организация наблюдений и финансирование затрат на них. По крайней мере должны быть начальные вложения средств, которые затем будут окупаться продажей прогнозной информации. Отсутствие средств для финансирования затрат вызывает необходимость рассмотрения возможных этапов решения этой задачи.

На первом этапе муниципальные органы управления торговлей организуют работы по прогнозированию общей емкости рынка и спроса на укрупненные группы товаров. Прогнозирование структуры спроса и конъюнктуры рынка в разрезе внутригрупповой структуры товаров организуется вначале по ограниченному кругу товаров, например по овощам, фруктам, некоторым скоропортящимся и некоторым непродовольствен-

ным товарам. По мере накопления опыта, информационных и техничеких возможностей круг прогнозируемых товаров будет расширяться.

На втором этапе может быть создан коммерческий прогнозно-аналитический и информационный центр на акционерной основе. Его учредителями могли бы быть: муниципальный орган управления торговлей, муниципальный орган статистики, специализированные научно-исследовательские и учебные институты, крупные коммерческие структуры города (муниципального образования): оптовые, розничные и производственные.

Более гибкие информационные системы создаются в регионах; они обеспечивают хозяйствующих субъектов необходимой информацией на коммерческой основе. В процессе деятельности таких систем возникает также немало проблем организационного, технического, финансового характера. К ним относятся:

• недостоверность (при длинной цепочке посредников неизбежны ошибки);

• устаревание информации;

• большие затраты при сборе и предварительной обработке информации;

• слабая финансовая заинтересованность владельцев информации в ее распространении.

Одним из существенных элементов рыночной инфраструктуры, успешно зарекомендовавших себя в экономически развитых странах мира, являются различные электронные системы для совершения сделок с использованием современных телекоммуникационных средств. Такие системы обеспечивают более высокую ликвидность сделок, являются более гибкими и удобными в использовании по сравнению с товарными биржами. Следствием этого является устойчивая тенденция опережающего роста объемов продаж через электронные системы по сравнению с биржами. С их помощью эффективно реализуется система торговли контрактами.

Отсутствие у предприятии информации о потенциальных рынках сбыта оборачивается, в свою очередь, рядом проблем для муниципального образования: снижением налоговых поступлений, дефицитом товаров и услуг, социальной напряженностью, так как ведет к созданию монопольных структур, а следовательно, диктату цен, что, в свою очередь, ведет к спаду покупательной способности и т. д.

Организационная деятельность

Наряду с информационной работой принципиальным направлением маркетинговой деятельности является оптимизация структуры сбыта продукции, производимой на муниципальном уровне, а также системы мелкооптовых и оптовых структур, способствующих насыщению местного рынка товарами, не производимыми на данной территории.

Выбор организационной структуры сбыта и, как результат, насыщение рынков необходимыми видами товаров становятся важной стратегической задачей не только хозяйствующих единиц, но и муниципального образования в целом.

Критерии выбора оптимальной организационной структуры на муниципальном уровне весьма разнообразны. Но определяющими параметрами, по мнению специалистов, являются:

• характер производственной специализации города (муниципального образования) — промышленная или сельскохозяйственная;

• объемы производства; степень насыщения местных рынков;

• принципиальная схема организационного устройства и принятая форма управления;

• совокупность внешних условий функционирования;

• характер (случайный или систематический) сбытовых операций на внешних рынках, их частота и масштаб; географическая и продуктовая диверсифи кация.

В зависимости от достигнутого муниципальным образованием уровня развития производительной и торговой деятельности формулируются конкретные цели и задачи маркетинговой организации и ее структуры. Создание такой организации на муниципальном уровне дает возможность реализовать два, казалось бы противоположных начала: усиление организующего воздействия со стороны властных структур города (муниципального образования) и одновременное обеспечение гибкости и приспособления производителей к неопределенному и нестабильному внешнему окружению в условиях хозяйственной автономии.

Первоочередными задачами, которые должна решить маркетинговая организация муниципального уровня в сложившихся условиях, могут быть:

• создание банка данных и постоянное обновление информации о предприятиях, действующих на местном рынке;

• проведение анализа на местном рынке;

• сбор, обработка и накопление информации, касающейся проблем конкурентоспособности, рассматриваемых объектов, конъюнктуры рынка;

• маркетинговая коммуникация, как создание системы налаженного обмена между внутренними и внешними информационными средами муниципального образования; формирование позитивного общественного мнения муниципального образования (PR);

• кадровое обеспечение как самой организации, так и служб маркетинга различных уровней.

Структурное построение специализированных независимых организаций и фирм, занимающихся маркетинговыми исследованиями, зависит от стоящих перед ними задач. При разработке организационной структуры фирмы, занимающейся муниципальным маркетингом, наиболее подходя-

щим является смешанный вариант: ориентация на товар, когда существуют подразделения по группам товаров (например, средств производства, товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции и т. д.), услугам, и ориентация на рынок (собственного города, региона, других регионов РФ, зарубежный рынок).

В муниципальных образованиях с достаточным бюджетом наиболее целесообразно в условиях формирования рынка ввести маркетинговую службу в состав аппарата местной администрации, что позволит ей, используя банк данных, результаты конъюнктурного анализа и другие разработки этого подразделения, эффективнее регулировать рыночные отношения, в том числе в сфере торговли, решать проблемы насыщения внутреннего рынка и социальной защиты населения, а также поддержки приоритетных отраслей экономики и привлечения в них инвестиций.

Руководствуясь постановкой задачи, результатами исследования состояния рынка ряда городов России, зарубежным опытом конструирования хозяйственных систем, а также исходя из финансовых возможностей (имеется в виду состояние местного бюджета и нелегкое финансовое положение абсолютного большинства хозяйствующих субъектов), наиболее целесообразной представляется матричная модель центра муниципального маркетинга со смешанным финансированием как за счет средств городского бюджета, так и за счет взноса учредителей.

В проекте организационной структуры центра должно быть предусмотрено создание следующих подразделений:

• стратегического планирования как самостоятельного звена, отвечающего за прогнозирование, стратегическое планирование и достижение определенных стратегических целей;

• фирменной информации, обеспечивающего систематизацию, учет и хранение информации о хозяйствующих объектах;

• рекламно-издательского, в функции которого входит как реклама товаров, производимых предприятиями города, так и информирование потенциальных потребителей о товарах, поступающих из других регионов России и импортируемых из-за рубежа;

• службы общественного мнения (PR);

• юридической службы;

• подготовки и обучения специалистов-маркетологов;

• служб, занимающихся изучением разных групп товаров, как производимых на внутреннем рынке, так и ввозимых из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Руководитель центра со своим аппаратом может выполнять следующие функции:

• обеспечивать рекомендации по выбору наиболее выгодного рынка в соответствии с ресурсами и экспортными возможностями;

• постоянно анализировать ситуацию на рынке;

• планировать деятельность по получению информации относительно действующих покупателей (конечных пользователей) на рынке (рынках), где выступает предприятие — заказчик исследования;

• рекомендовать типы и параметрические ряды товаров, которые следует производить, и постоянно следить за ними;

• изучать тенденции рынка и прогнозировать объемы продажи в зависимости от внешней среды и товаров; рекомендовать рыночные стратегии, включая выбор каналов товародвижения, сбыта и применяемые методы продажи, проводить практическую деятельность, постоянно анализируя правильность принятых решений;

• рекомендовать направления формирования положительного имиджа предприятия, планировать соответствующие мероприятия и координировать необходимые действия;

• проводить и координировать маркетинговые действия, вытекающие из решений других руководителей;

• рассматривать бюджеты и кадровую политику всех подразделений Центра (рыночных исследований и др.).

Большую роль в эффективной работе центра имеет служба, отвечающая за организацию общественного мнения — PR, так как в число ее задач входит предвосхищение возможных осложнений в отношениях с общественностью и заказчиками, разбор жалоб, работа со средствами массовой информации, укрепление образа фирмы и т. д.

Заданные параметры образуемой структуры способны обеспечить ее гибкость, динамичность и постоянную обновляемость, быстрое восприятие перемен экономической и социальной ситуации в данном муниципальном образовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: