double arrow

Мифологическое будущее Карелии 5 страница


сийские города, не имевшие явных особенных черт, получили от Военной коллегии гербы, содержавшие символику воинских частей, которые были расквартированы в городе: Коломна (белый столб с короной наверху, по обеим сторонам колонны звезды), Рыльск (черная кабанья голова), Пенза (три снопа: пшеница, ячмень, просо), Самара (белая коза на зеленой траве).

В конце XVIII в. российское правительство пожаловало гербы многим российским городам. Создание и пожалование городских гербов было серьезным государственным мероприятием, связанным с большими административными реформами, начавшимися в 1775 г.

В геральдических традициях и новациях довольно показательно пересекались интересы наместничества, губернии и города, местных властей. Новое административное деление России, объединение губерний в наместничества привело к изменению формы городского герба: герб наместничества стал размещаться в верхней, главной части щита, городская эмблема — в нижней, второстепенной. Так, барс в голубом поле и над ним из облака вы-

ходящая рука из герба Пскова были «процитированы» в верхней части герба г. Печоры, а внизу в серебряном поле изображена каменная гора, в которой видна пещера.




Только в середине XIX в. приоритет города в городском гербе был восстановлен: герб губернии стали размещать в вольной, т. е.

пустой, не несущей какой-либо фигуры части щита городского герба, справа или слева. При переходе города в новую губернию менялся губернский герб в вольной части щита. Были также введены новые атрибуты и украшения для городских гербов: короны, венчающие гербовый щит (импера-торская, шапка Мономаха, корона с тремя башнями вместо зубцов); обрамления из дубовых листьев и орденских лент, соответствующие статусу города.

Как справедливо сказал председатель Геральдической комиссии РАН академик Ю. А. Поляков,1 в России в XVIII-XX вв. городские гербы утвердились у всех губернских, большинства уездных и ряда других городов. После 1917 г. многие гербы, отражающие монархическую или религиозную символику, были практически упразднены. Но тяга к гербам, этим красочным знакам, олицетворяющим сплав минувшего и настоящего, оказалась сильнее бюрократических запретов. Геральдическая традиция доказала свою жизненность. Период, который Ю. А. Поляков назвал временем дегеральдизации, сменился геральдическим бумом. С 1960-х гг. в разных городах — больших и малых, древних и юных — стали создаваться новые гербы. С начала 1990-х гг. наступил качественно новый этап — возрождения и переоформления городских гербов, существовавших до 1917 г., своеобразный геральдический ренессанс. Стали меняться и гербы молодых городов.

Но герб не может вместить все богатство, многоцветие и особенности истории и современной жизни; поэтому он отражает ее обобщенно, в главных чертах, с предельной лаконичностью и неизбежной долей условности, обеспечивая научную обоснованность, подлинную художественность выразительность и наглядность.



Герб Москвы. Муниципальные власти Москвы предельно четко регламентировали содержание и использование герба своего города. В соот-ветствии с законом г. Москвы2 герб столицы нашей родины представляеет

1 Поляков Ю. А. Сплав минувшего и настоящего // Официальный сервер правительства Москвы, http://www. mos. ru.

2 О гербе и флаге города Москвы. Закон г. Москвы № 4-12 от 1 февраля 1995 г. Глава II. Статьи 3-7. http://www. mos. ru.

собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8 : 9 развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия.

По древним преданиям Георгий — выходец из знатного каппадокийско-го рода (Каппадокия — местность в современной Турции), был известен как военачальник при императоре Диоклетиане. Во время гонений против христиан Георгий выступил в их защиту и объявил себя христианином, за что был подвергнут жестоким пыткам и мучениям. Но, несмотря на них, Георгий творил многочисленные чудеса — исцелял больных, воскрешал мертвых, обращал в христианство закоренелых язычников.

Наиболее известным и популярным из этих чудес является «Чудо Георгия о змие», которое и послужило основой изобразительного сюжета герба Москвы. Предание говорит, что в Каппадокии находился город, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Решив привести царя к истине, Бог послал на город дракона — змея, который начинал истреблять жителей. Змей жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы уми-. доставить дракона, царь посоветовал жителям давать в пищу змею каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и дочери царя, но по про-мышлению Бога, желавшего спасти город, в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змей, Георгий, осенив себя крестным знамением, со словами «Во имя Отца и Сына и Духа Святого» устремился на коне своем на змея и, ударив его в гортань, поразил и прижал к земле. После этого дочь царя связала змея своим поясом и отвела в город, где на центральной площади Георгий отру-бил ему голову, а царь и все жители города приняли христианство.



Образ Георгия — всадника-змееборца — приобрел в XIV-XV вв. на Руси особую популярность и символизировал борьбу народного защитника с татарами (язычниками). Святой Георгий был небесным покровителем князя Юрия Долгорукого. Со времен Дмитрия Донского Святой Георгий становится патроном и покровителем Москвы.

Цвета герба — темно-красный, голубой, серебряный, золотой, черный — определены в качестве основных цветов и других символов Москвы. Это в первую очередь относится к знакам с московской городской символикой — знакам различия (должностные знаки) и знакам отличия (награды, знаки почетных званий, лауреатов премий, конкурсов, победителей спортивных и иных соревнований, дипломы, грамоты), учрежденным органами власти Москвы. Допускается воспроизведение серебряного и золотого цветов как белого и желтого соответственно.

При воспроизведении герба Москвы должно быть обеспечено его цветовое и изобразительное соответствие одному из оригиналов и описанию. Допускается воспроизведение герба:

• в виде цветного или одноцветного, объемного или графического изображения;

• в различной технике исполнения и из различных материалов;

• отличных от образцов размеров с сохранением пропорций изображения.

В отдельных случаях допускается использование основного элемента герба — Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия, а также размещение отдельных элементов украшения вокруг геральдического щита.

Изображение герба Москвы размещается:

• на зданиях Московской городской думы, мэрии и правительства Москвы;

• в залах заседаний Московской городской думы и правительства Мо сквы;

• на должностном нагрудном знаке мэра Москвы;

• на вывесках, печатях, штампах и бланках органов представительной и исполнительной власти города;

• на официальных печатных изданиях органов представительной и исполнительной власти Москвы;

• на транспортных средствах ГУВД Москвы;

• на указателях границ города при въезде в Москву. Допускается использование изображения герба:

• в качестве праздничного оформления Дня города, городских фестивалей и других мероприятий;

• на личных бланках, штампах, визитных карточках депутатов Московской городской думы, руководителей органов представительной и исполнительной власти города.

Порядок использования изображения герба юридическими и физическими лицами в коммерческих целях регламентируется Инструкцией, утверждаемой мэром Москвы.

Флаг Москвыпредставляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2 : 3 темно-красного цвета с двусторонним изображением в центре флага основного элемента герба Москвы — развернутого от древка Святого Георгия Победоносца. Габаритная ширина изображения основного элемента герба на флаге Москвы должна составлять 2/5 части длины полотнища флага.

При воспроизведении флага должно быть обеспечено его цветовое и изобразительное соответствие оригиналу и описанию. Допускается воспроизведение флага различных размеров, из различных материалов и в виде вымпела.

Флаг Москвы устанавливается на зданиях:

• Московской городской думы;

• мэрии и правительства Москвы;

• префектур административных округов;

• территориальных управлений муниципальных округов;

• органов внутренних дел Москвы,

• может находиться на транспортных средствах мэра Москвы, членов правительства Москвы и депутатов Московской городской Думы. Флаг Москвы устанавливается в залах заседаний Московской городской думы и правительства Москвы, в рабочих кабинетах руководителей представительной и исполнительной власти города.

В дни государственных праздников и в День города, а также вдругих случаях по указанию мэра Москвы осуществляется одновременный подъем флагов РФ и Москвы на зданиях предприятий, учреждений и организаций, а также на жилых домах города. Флаг Москвы может быть поднят при церемониях и во время других торжественных мероприятий, проводимых органами представительной и исполнительной власти Москвы, городскими общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжественных мероприятий.

Регламентировано также совместное использование официальной символики города и страны, а также организации, учреждения. Так, при одновременном подъеме Государственного флага РФ и флага Москвы, если они размещены рядом, флаг Москвы не должен быть по размерам больше Государственного флага РФ и должен размещаться справа от него (при взгляде от зрителя). При одновременном подъеме флага Москвы и флага организации (предприятия, учреждения), если они размещены рядом, флаг организации (предприятия, учреждения) не должен быть по размерам больше флага Москвы и должен размещаться справа от него (при взгляде от зрителя).

В знак траура флаг Москвы может быть приспущен до половины древка, либо в верхней части древка крепится сложенная пополам черная лента со свободно висящими концами. Общая длина ленты должна быть равна длине полотнища флага.1

Официальные символы территориальных единиц Москвымогут размещаться в служебных помещениях органов власти территориальных единиц, на территориях, фасадах зданий, на автотранспортных средствах вкачестве опознавательных знаков принадлежности территориальным единицам и на других объектах всоответствии с Положением об официальных символах территориальных единиц Москвы.

Символы территориальных общин Москвы размещаются на территориях общин, на зданиях, сооружениях, являющихся собственностью общин, на печатях и бланках органов территориального общественного са-

1 О гербе и флаге города Москвы. Закон г. Москвы № 4-12 от 1 февраля 1995 г. Глава II. Статьи 8-15. http://www. mos. ru.

моуправления, в их служебных помещениях, а также на других объектах в соответствии с уставами территориальных общин.

Руководителям органов власти Москвы, территориальных единиц Москвы, территориальных общин разрешается использовать соответствующую московскую городскую символику в представительских целях.

Общественные организации и общественные движения, зарегистрированные в Москве, вправе использовать в своих наименованиях словесные символы Москвы.

Город стремится по возможности приблизить свою символику к населению, горожанам. Художественное оформление столицы в дни торжественных мероприятий осуществляется с преимущественным использованием основных цветов символов Москвы. Жители города могут свободно использовать городскую символику в дни государственных, городских и семейных торжественных мероприятий. Вместе с тем не допускается использование московской городской символики в сочетании с текстом и изображениями, посягающими на права жителей Москвы, их честь и достоинство, национальные и религиозные чувства и профессиональную принадлежность; в искаженном и неточном виде.

Городская символика может быть активно использована и в бизнесе. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями московская городская символика может использоваться в порядке, определенном соответствующим Положением: на продукции, выпускаемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; на товарных знаках и знаках обслуживания в качестве их неохраняемых элементов; на ярлыках, ценниках, упаковке товара; на зданиях, сооружениях, транспортных средствах, в помещениях, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; в наименованиях юридических лиц, зарегистрированных в Москве; в рекламных объявлениях, в том числе размещаемых в электронных и печатных средствах массовой информации.

Словесные символы Москвыдолжны использоваться в соответствии со словообразовательными и стилистическими нормами современного русского языка. Словесные обозначения, составленные с использованием словесных символов Москвы, должны быть благозвучными, удобными для произношения, легко запоминающимися, при составлении на иностранном языке иметь правильное воспроизведение на русском языке.

Со стороны может показаться, что порядок использования городской символики в Москве излишне зарегулирован. Но если правил нет, или они не действуют, становятся возможными различные казусы и даже общественные скандалы.

Так, чиновники муниципального унитарного предприятия «Ижевский городской электротранспорт», не посоветовавшись с легендарным конструктором оружия, поместили имя Михаила Калашникова, его портрет и изображение автомата Калашникова на проездных билетах. Конструктор знаменитого автомата ни сном ни духом не подозревал, что его имя

будет использовано на проездных билетах. В итоге администрации предприятия пришлось не только наказать виновных, но и публично извиниться перед Калашниковым за неправомерное использование на проездных билетах портрета конструктора и автомата в качестве символов Ижевска.

Старинный русский город Смоленск, когда-то равный по значению Киеву и Новгороду, малопривлекателен для туристов — не только иностранных, но и российских. В сознании пассажиров скорых поездов, делающих пятиминутную остановку в Смоленске, он так и остается всего лишь станцией на пути в Европу. В этот старинный город-крепость нечасто заворачивают и туристические автобусы, даром что от трассы Москва-Минск всего-то с десяток минут пути. А смотреть есть что — прекрасные храмы, древнейший славянский могильник, крепостная степа, монументы в честь побед в двух отечественных войнах, памятники известным смолянам, картинная галерея, неподалеку — усадьбы Глинки, известного мецената Тенишевой...

Согласно «Повести временных лет» за 284 года до основания Москвы князья Аскольд и Дир «узреша град велик и мног людьми». Люди здесь строили первые славянские суда. Память о том, что их здесь смолили, — в самом названии города. Есть в названии память иного исторического свойства: этот западный форпост Отечества принимал тяжелейшие удары и не раз был разрушен. От последнего удара полувековой давности, когда от города осталось лишь пепелище с трубами, Смоленск давно оправился, отстроился и продолжает расти. Почему же нет здесь притока туристов? Недавно появилась оригинальная версия ответа на этот вопрос: не исключено, что здесь слишком поверхностно трактовали символику герба города.

На историческом гербе Смоленска — пушка, на которой сидит птица. Долгие годы смоляне полагали, что птица — Феникс, подобно которой город несколько раз возрождался из пепла. Но местный краевед Г. Ражнев в своей последней книге «Герб Смоленска» доказал, что родословная птицы уходит корнями в древнюю китайскую и индийскую мифологию, которая была известна славянам. Специалист по геральдике утверждает, что на гербе города — та самая птица Гамаюн, что тысячу лет назад символизировала единение Космоса и земного бытия. В неброском обаянии этого края действительно есть нечто

необъяснимое. Смоленск, совершенно неприспособленный для туризма, притягивает к себе чуткого человека сильнее, чем обустроенные туристические города. Неподалеку от Успенского собора, во дворе бывшего монастыря, лежит самый обычный серый валун. Вокруг него часто видят паломников, которые приезжают сюда из самых разных мест. Бытует поверье, что здесь на землю снисходит небесная благодать. А еще говорят, что тут под землей какие-то необычные разломы и геомагнитные поля...

На истории, памяти, легендах и народном творчестве — при умелой постановке дела — можно было бы получать прибыль, которая закрыла бы бреши в бюджете. Но именно этого в Смоленске почти не делают. Дело, наверное, в том, что особенность смолян — чувствовать себя защитниками родины. Оборонять ее западные рубежи в горькую годину, отстраиваться в мирную. А вот в гости тут зазывать не привыкли. Это, видимо, оттого, что за тысячу лет тут побывало слишком много непрошенных гостей.1

Городские награды

Городские награды можно трактовать двояко: с одной стороны — это награды, полученные самим городом; с другой — это известные городские медали, которыми награждались конкретные люди. Поскольку столица нашей родины, без сомнения, является наиболее выдающимся примером для других городов, рассмотрим на примере Москвы ее награды в хронологическом порядке их учреждения.2

Первой московской наградой является медаль «За оборону Москвы», учрежденная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г. Этой медалью награждено более миллиона человек, в основном военнослужащие, защищавшие Москву в октябре 1941 — январе 1942 гг. Медалью награждались и гражданские лица, участвовавшие в обороне города в этот период. Кроме того, награды удостаивались все москвичи (в том числе дети), принимавшие участие в сооружении оборонительных укреплений вокруг Москвы, в противовоздушной обороне, в поддержании общественного порядка и в других мероприятиях, связанных с защитой города.

Празднование 800-летия Москвы, несмотря на сложную послевоенную ситуацию, вылилось в общегосударственный праздник. В его ознаменование Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1947 г. была учреждена медаль «В память 800-летия Москвы». Ею было награждено более 1,7 млн человек. Сама же Москва 6 сентября того же года была награждена орденом Ленина.

В 1965 г., когда окрепшая страна праздновала 20-летие Победы в Великой Отечественной войне, Москве было присвоено звание города-героя и вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». В тот же день подобные награды получили и другие советские города, внесшие существенный вклад в Победу над фашистскими захватчиками: Ленинград, Волгоград, Киев, Севастополь, Одесса, а также Брестская крепость.

4 ноября 1967 г. Ленинград и Москва были награждены только что учрежденным орденом Октябрьской Революции за выдающиеся заслуги тру-

1 Солнцева М. Не спешат туристы в Смоленск // Общая газета. 2000.19-25 октября. С. 14.

2 Подробнее см.: Сметанников И. С. Награды Москвы // Гербоведъ. 1997. №25.

дящихся этих городов «в революционном движении, в Великой Октябрьской социалистической революции и большой вклад в становление и укрепление Советской власти, за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами Советского государства, за успехи в строительстве коммунизма» В 1997 г. 850-летний юбилей Москвы также был сопровожден соответ-ствующей юбилейной медалью, по традиции ставшей достоянием многих москвичей, включая и автора этой книги. Более того, 850-летие столицы было отмечено во многих общественных организациях собственными наградами. Так, Российское дворянское собрание учредило свою медаль «В память 850-летия Москвы».

Управление имиджем города

Имидж города складывается на базе распространяемой о нем информации, в т. ч. о соответствующих индексах и рейтингах, реально существующих аргументах функционирования и развития городов. Вместе с тем имидж города для маркетологов — один из наиболее значимых объектов управления, а для российских условий — преимущественно объект формирования. Но сначала — о зарубежном опыте в целевых ориентирах и практике управления имиджами именитых городов Европы.

Цюрих. Новые пути ведут в центр Цюриха «Норд». Цюрих — биржа солнечной энергии и международный центр культуры и развлечений.Власти Цюриха в 1988 г. начали создавать новый район города с урбанистической ориентацией, с интернациональной аурой и местным (швейцарским) качеством жизни. Самый большой в Швейцарии градостроительный проект, по величине охватываемой территории равный старому городу и центру Цюриха, подчинен идее нового использования городских территорий. Это стало возможным благодаря новой форме согласования устремлений частных предпринимателей и интересов государственного сектора. Трудности предпринимателей, связанные с повышенной плотностью застройки, уравновешиваются планированием мест отдыха, которые передаются городом в пользование безвозмездно, свободны от старых построек, экологически не обременены и оформляются соответствующей времени архитектурой. Инвестиции в общественную инфраструктуру осуществляются совместно частным сектором и властями города.

Имидж Цюриха получил принципиально новую экологически симпатичную черту благодаря идее биржи солнечной энергии, содействующей будущему в области ее использования. Начиная с 1997г., все клиенты электростанции Цюриха (EWZ) смогли абонировать солнечную энергию вместо электрической, обеспечив себе шестикратную экономию средств и возможность внести свой вклад в поддержку экологической энергетики.

Предложение было так хорошо воспринято населением, что в течение самого короткого времени было заказано в два раза больше солнечной

энергии, чем могли поставить первые солнечные установки. Почти 3% всех клиентов EWZ сразу же приняли участие в бирже солнечной энергии. Благодаря большому спросу стало возможным в первые 20 месяцев с начала старта этой биржи подключить 16 новых солнечных установок с годовой мощностью до 365 000 кВт/ч, такое подключение к общей сети происходит непрерывно и дальше.

Цюрихская электростанция берет на себя роль активного посредника между поставщиками и клиентами. Электростанция закупает солнечную энергию и продает ее дальше клиентам без дополнительной наценки по смешанной цене всех поставок. Поставщики солнечной энергии строят свои установки и используют их в черте города на уже застроенных плот щадях по собственному усмотрению. За это электростанция гарантирует сбыт солнечной энергии по твердым ценам сроком на 20 лет.

Инициатива представлений «на природе» цюрихского театра «Спектакль» восходит к 1980 г. Каждое лето на лугу перед озером проходят представления. Фестиваль нового театра представляет художников, чьи идеи претворяются в своеобразной, прихотливой форме. Каждый год на фестиваль приглашают от 20 до 25 художественных групп или художников со всего мира. Фестиваль организован Цюрихом и совместно финансирован частными спонсорами. Демократическим дополнением к официальной программе служат спектакли уличных художников и артистов для посетителей, привлекаемых на фестиваль кулинарными лакомствами и особой атмосферой на берегу озера. Созерцательный парк превращается на две фестивальные недели в волнующее место встреч для людей со всего мира. Здесь играют, танцуют, поют, беседуют, ссорятся — театр «Спектакль» передает таким образом атмосферу игрового, импровизированного и вместе с тем серьезного театра. Это олицетворяет переход на новые берега культурно-политической открытости. Город гордится этим культурным событием, которое уже невозможно вытеснить из культурного календаря Цюриха.

Еще одна черта в формируемом новом облике Цюриха — аквасооруже-ния. В Цюрихе действуют 16 купален под открытым небом и 7 бассейнов для любителей поплавать. Некоторые купальни озерного природного происхождения возникли на рубеже веков (XVIII-XIX) и находятся под охраной государства. Жители Цюриха примерно 5 раз в году посещают этибассейны или купальни. Платой за вход невозможно покрыть все расходы на эти предприятия, поэтому они дотируются из городского бюджета. Вместе с тем в последнее время стало заметно уменьшение посетителей бассейнов и купален. Причиной является прежде всего растущая конкуренция других возможностей отдыха и досуга. Город развил новую стратегию для предотвращения этой растущей тенденции. Определенные бассейны и купальни отданы частному сектору, что привело к заметной экономии средств, выделяемых на их эксплуатацию. Для остальных купален действует концепция «Аттракционы и отдых»: бассейны предлагают аэробику, йогу, массаж, детские аттракционы. Вечером бассейны и купальни

Превращаются в бары и рестораны. Многие жители и гости Цюриха встре-чается там на концертах, на показах фильмов и других культурных мероприятиях. Отдельные бассейны могут сдаваться в аренду для частных целей. Это интересно городу также и с финансовой стороны благодаря спонсорам и налогам с оборота.

Берлин. Город — для жителей и гостей, а не для автомобилей, нос современными коммуникациями.Новая градостроительная концепция Берлина (бывшей восточногерманской части) ориентирует усилия на создание «города коротких путей» благодаря строительной плотности, ха-рактерной для традиционного европейского города. Это потребует «обратной застройки» непомерно широких автотрасс и значительно повысит качество жизненного уровня и пребывания в центре города. Примером реализации этой концепции служат преобразования района Шпителль-маркт, столетиями считавшегося узлом, соединявшим Потсдамскую площадь и Александерплатц.

В городском планировании времен ГДР с идеей доминирования автомобильного транспорта градостроительный облик одного из важнейших мест Берлина был разрушен, а его историческая функция изменена.

Доставшееся в наследство объединенному Берлину восьмипоточное автотранспортное движение, проходящее в районе Шпителльмаркт, решили существенно сократить путем «обратной застройки». Эта городская площадь вновь станет коммунальным узлом для жителей и гостей города.

Чтобы удовлетворить потребности объединенного города в грузовых и пассажирских перевозках, решено соединить в единую сеть четыре транспортных средства: электричку протяженностью маршрутов в 300 км, метро протяженностью линий в 167 км, трамвайные пути протяженностью в 411 км и автобусные маршруты (1855 км). Благодаря реконструкции и расширению сети маршрутов пассажирского транспорта стало возможным реализовать постановления берлинского Сената, согласно которым 80% всех расстояний в центре Берлина будут преодолеваться средствами муниципального пассажирского транспорта, а 20% — на автомобиле. В качестве технической инновации выступает магнитная навесная дорога «Трансрапид», которая в 2005 г. соединит города Гамбург и Берлин: время в пути будет составлять менее часа.

Параллельно стала проводиться санация панельных микрорайонов бывшего Восточного Берлина. В них находилось 270 тыс. квартир, в которых жили 3/5 всего восточноберлинского населения. Было решено превратить эти микрорайоны в привлекательные части города с высоким уровнем жизни, чтобы удержать в них население. Осуществлены дополнительные мероприятия по улучшению жилищного микроклимата, начиная с оформления дворовых площадок и кончая сооружением новых городских районных центров, образующих свою особую идентичность, с разнообразными городскими квартирами, имеющими свой собственный облик.

Период с 1989 г. значил для вновь объединенного Берлина драматичное изменение структуры общественного хозяйства. Многие традиционные отрасли в Берлине сократили свою деятельность, и прежде всего производство. Берлин прикладывает большие усилия для того, чтобы использовать шансы так называемых TIME-технологий — технологий нового времени (телекоммуникация, информационная техника, мультимедиа, образовательная среда — Edutainment) для создания перехода от индустриального общества к информационному. Условием для использования TIME-технологий является работоспособность коммуникационной сети, которая является новым слоем таких традиционных городских технологий, как снабжение водой и энергией. Эта сеть имеет в своей основе сте-кловолоконный компьютерный кабель, который позволяет передать большую часть информации в кратчайшее время. Берлин располагает уже 62 000 км стекловолоконного кабеля, связывающего его со всеми столицами мира. Возможности коммуникации, полученные таким образом, будут интенсивно использованы экономикой, наукой, берлинскими управленческими структурами и правительством страны, что, как надеются в бургомистратуре города, приведет к созданию новых работоспособных и ориентированных на граждан организационных и производящих структур во многих сферах.

Коммуникации в обновляемом Берлине создаются не только для делового, но и для межличностного общения. После падения Берлинской стены в восточной части Берлина оказалось множество наполовину разрушенных и заброшенных зданий. Молодое поколение быстро осознало необычную атмосферу этих мест и при наличии малых средств стало использовать эти здания с фантазией и творческой энергией для новых экспериментов в области музыки, моды и искусства. В брошенных подвалах и на задних дворах было изобретено музыкальное движение «техно», которое ежегодно влечет 1 млн любителей в Берлин на Парад любви (Love Parade). В берлинском районе Митте, недалеко от новой правительственной части города, обустроена так называемая «сцена молодых художников и галеристов», привлекающая национальное и международное внимание. Во все большем числе молодых людей со всего света Берлин пробуждает интерес и становится местом, предлагающим особые возможности. Город живет творческой энергией этого поколения.







Сейчас читают про: