double arrow

Мифологическое будущее Карелии 2 страница

Например, для определения рейтинга Москвы этим агентством взята стоимость аренды квартиры от $5,5 тыс. в месяц (за трехкомнатную) до $12 тыс. в месяц (за пятикомнатную). Цены на услуги домработниц и нянь для иностранцев возросли на 22%. Насколько цены на эти товары и услуги существенны для приезжего россиянина или зарубежного туриста-пенсионера, понятно без комментариев. Но рейтинг-то пугает!

Как и в прежние годы, в 2003 г. список возглавлял Токио. Москва переместилась со второй на третью строчку, уступив позицию Лондону. Однако перемещение российской столицы немного вниз не означает удешевления уровня жизни в Москве, а лишь свидетельствует о росте цен в столице Великобритании. По подсчетам Mercer жизнь в Москве подорожала на 2%. В 2002 г. жизнь в Москве для иностранцев была на 14,5% дороже, чем в Нью-Йорке, а в 2003 г. — на 17,4%. Санкт-Петербург с 12-го места в мире (по результатам рейтинга — 2002 г.) переместился на 10-е и сравнялся с Нью-Йорком.

И в 2004 г. первое место по дороговизне удержал Токио. Базовый для сравнения Нью-Йорк, который имеет 100 условных баллов, занял в списке 7-е место. Высокая стоимость проживания в столице Японии дает этому городу 140 баллов и обеспечивает его первенство. Самым дорогим городом Европы является Осло, который занял общее 4-е место. Москва оказалась на 13-м.

А вот по гораздо более демократичному рейтингу Economist Intelligence Unit (EIU), исследовательской организации при авторитетном журнале The Economist, хотя Токио остается самым дорогим городом в мире, но Москва занимает 42-е место по стоимости жизни.

Всего исследователи оценили стоимость жизни в 143 городах мира. В первую тройку рейтинга Economist помимо Токио входит другой японский город — Осака, а также столица Норвегии Осло, которой досталось третье место. Вообще, как отмечают эксперты EIU, жизнь в азиатских мегаполисах в целом дороже, чем в европейских. И это несмотря на то, что с введением в обращение евро многие жалуются на рост цен, вызванный их несправедливым округлением. Четвертое место занимает Гонконг. Пятое, что удивительно, столица Габона Либревиль. На шестом месте — традиционно «дорогой» швейцарский Цюрих. А самым дорогим городом Евросоюза по-прежнему остается Лондон. Столица Великобритании за год опустилась с 5-й на 7-ю позицию. Интересно, что впервые Париж, занимающий в нынешнем рейтинге 10-е место, опередил традиционно очень дорогой Нью-Йорк. Видимо, позиции финансовой столицы мира подорвал кризис. Москва свое 42-е место делит со столицей Бельгии Брюсселем. Замыкает рейтинг столица Зимбабве — Хараре.

Ассортимент и качество продукта, а точнее, комплекса продуктов определяются запросами как внутренних, так и внешних (в том числе потенциальных) потребителей ресурсов, благ территории.

1 марта 2004 г. уже упоминавшаяся компания, специализирующаяся на рейтинговых измерениях — Mercer Human Resource Consulting — опубликовала свой список самых удобных для жизни городов мира. Из 215 возможных мест Москва заняла 190-е; на последнем месте — послевоенный Багдад. Еще год назад, в 2002 г., Москва занимала, по отчетам этой организации, 159-е место по качеству жизни и 184-е по уровню безопасности. Специалисты Mercer оценивают жизнь 215 городов сразу по 39 категориям, объединенным в 10 групп: торговля, экономика, состояние жилого фонда, система здравоохранения, экология, криминогенная обстановка и социальная напряженность, система коммунальных служб, организация досуга, образование, соблюдение прав человека и гражданских свобод. Хотя этот ежегодный рейтинг составляется прежде всего в расчете на «командированных иностранцев» и руководителей иностранных компаний, его данных с нетерпением ждут и в мэриях всех крупнейших городов мира: ведь этим рейтингом во многом определяется «экспортная» привлекательность городов.

Власти Москвы и отечественные социологи уверены, что рейтинг Mercer трудно назвать объективным. Самое неприятное, что невыгодную позицию Москва получила не столько из-за высокого уровня преступности, плохой работы городского транспорта, дороговизны жилья и продуктов или недостатка «культурных объектов», сколько, как отмечается в отчете Mercer, из-за «плохой работы канализации и не налаженного вывоза мусора». При этом хотя российская столица догнала ведущие города мира по доступности товаров и развлечений, ресторанов и казино, но осталась одним из самых опасных мегаполисов мира.

Несколько лучшую позицию (75-е место, причем в списке из 130 городов) Москва занимает по данным аналитического подразделения журнала The Economist — Economist Intelligence Unit (EIU). Причины те же — теракты, высокий уровень преступности и антисанитария. Любопытно, что на основании рейтинга-130 западные фирмы определяют размер компенсации за «суровые условия жизни» своим сотрудникам. Сначала эксперты выставляют каждому городу оценки по пятибалльной шкале (по 12 категориям), затем эти результаты конвертируются в показатель трудности жизни, выраженный в процентах. В Москве он составляет 32%. Вообще же по пятибалльной шкале EIU Москва и Петербург получили примерно одинаковые отметки. Максимальный балл «1» поставлен обеим столицам за доступность развлечений, культурных мероприятий, товаров и услуг, а также образовательных учреждений. В 2 балла были оценены климат, качество транспорта, жилья и жилищно-коммунальных услуг. В графе «здоровье и безопасность» из-за угрозы терроризма и сложной санитарно-эпидемиологической обстановки у обоих городов по «тройке». Но самый низкий балл — «4» — Москва и Питер получили за «коррупцию чиновников всех уровней».

Для туристов всего мира стоимость жизни в том или ином городе существенно редуцирована и выглядит преимущественно на уровне карманных расходов, поскольку основные затраты путешественники делают еще дома, оплачивая туристическую путевку (проезд, проживание в гостинице, одно-двухразовое питание и несколько экскурсий). Покупки — отдельная статья расходов, здесь все зависит от собственных вкусов и аппетитов. Так называемая «малая туристическая корзина», на которую скорее всего приходится потратиться туристу за длинный день в большом городе, включает: комплексный обед; кружку пива или стакан вина; две чашки кофе; бутылку минеральной воды; гамбургер; пачку сигарет; две поездки на метро (или 15 км на такси); поездку на такси 8 км. Данные о стоимости всех этих удовольствий содержатся на многочисленных сайтах интернета, посвященных международному туризму (рис. 4.2).

В этом отношении Москва для туриста по стоимости такой корзины намного ближе к Патайе и Хургаде, чем к Вене или Берлину. В «дорогостоящих» Париже и Лондоне туристу придется заплатить за нее вдвое дороже, или на 30% выше среднего уровня для крупных городов мира.

Впрочем, структура цен подобной корзины существенно различается в разных странах. Если чашечка кофе в уличном кафе почти во всех стра-

1 Савин А. Маленькие радости больших городов // Известия-Экспертиза. 1999. 1 сентября. С. 6.

нах стоит примерно доллар, то транспортные расходы одного дня могут различаться в пять-десять раз: в Москве одна поездка на метро в любой конец города стоит всего 30-35 центов, а в лондонском метро — в среднем $2. В мусульманских странах может быть высока стоимость пива или вина, но дешевы остальные компоненты корзины. Номер в отеле высшего класса в Лондоне стоит весьма дорого даже по мировым меркам — $460, дешевле в Париже — $347, в Нью-Йорке — $290. Однако пообедать в хорошем ресторане в Лондоне стоит дешевле. Обед на двоих обойдется по крайней мере в $95, а в Париже и Нью-Йорке — соответственно по $157 и $173.

Подобно тому как человека встречают по одежке, так и города во многом воспринимаются и оцениваются гостями преимущественно по местам прибытия и убытия (аэропортам, вокзалам) и отдельным (прежде всего, центральным) районам и улицам.

Так, нью-йоркским властям удалось удалить со знаменитой Таймс-сквер проституток, добиться закрытия сомнительного рода лавчонок и секс-клубов, заменив их тематическими ресторанами и театральными площадками. В результате площадь, по которой недавно не советовали прогуливаться после наступления темноты, снова обрела привлекательность не только для публики, но и для большого бизнеса. Резко возросла стоимость аренды помещений на площади, а сама Таймс-сквер вошла в десятку самых дорогих улиц мира.

По данным агентства Thomas Cook стоимость номеров в гостиницах Москвы — самая высокая в мире. Для москвичей это практически не существенно (если они не устраивают своих гостей в столичных отелях). А вот московским властям это должно быть небезразлично.

В стоимость номера были включены не только плата за ночлег, но и ряд расходов, которые обычно несут приезжие. В частности, это стоимость стирки двух рубашек, расходы на туалетное мыло, цена одной книжки в бумажной обложке, одной международной газеты, билета в кино, одного письма, отправляемого авиапочтой, сигарет, 100 граммов алкогольных напитков (в странах, где употребление алкоголя запрещено, учитывалась стоимость двух литров лимонада), а также цена двух поездок на такси на расстояние 3 км в пределах города с учетом чаевых.

С учетом этих показателей стоимость номера в 4-звездочном московском отеле составляет $197, в трехзвездочном — $171. В Петербурге аналогичные услуги стоят $165 для постояльца 4-звездочного отеля и $141 — для постояльца трехвездочного. Москва превзошла традиционно наиболее дорогие города мира: Токио ($192 — 4 звезды, $148 — 3 звезды), Париж (соответственно, $138 и $118), Лондон ($141 и $122), Нью-Йорк ($128 и $110), Гонконг ($148 и $123), Тель-Авив ($139 и $124), Сеул ($143 и $114), Милан ($112 и $101) и Женеву ($169 и $145).

1 Washington ProFile. 30.12.02.

Стоимость жизни в городах, естественно, зависит не только от них самих, но и от политики региона, страны. Важнейшим фактором, определяющим стоимость постоянного проживания трудоспособного населения, является уровень налогообложения.

Французские города теряют привлекательность из-за налогов. Налоговая система Франции — одна из наиболее жестких и агрессивных в Европе. Семья с годовым доходом, равным 50 тысяч евро, выплачивает фискальному ведомству 33,4% своих заработков; те, кто зарабатывает больше, отдают государству почти 60% дохода. Кроме того, действует жесткая система ответственности за укрытие доходов от налогообложения. Все больше французов покидает Париж, спасаясь от высоких налогов, и первыми в этом потоке выступают знаменитые люди страны. В целом более 300 тыс. французов (например, знаменитый теннисист Янник Ноа и Палома, наследница Пабло Пикассо) уже проживают в Великобритании, где потолок налогообложения не превышает 40%. Певцы Шарль Азнавур и Ришар Антони, актеры Ален Делон и Изабель Аджани, гонщик Ален Прост обосновались в Швейцарии. Французские писатели уезжают жить в Ирландию, спортсмены и музыканты — в США, предприниматели — в Великобританию и Канаду. В Лондоне решила обосноваться даже Петиция Каста, выбранная ассоциацией мэров Франции в качестве модели Марианны — скульптурного образа Французской республики.1

4.2. Аргументы и стратегии маркетинга городов

Аргументы функционирования городов

Особый акцент в маркетинге города делается на аргументах функционирования.

Социологи утверждают: в условиях длящейся урбанизации традиционные направления деятельности муниципальных образований — водоснабжение, обеспечение электроэнергией, уборка мусора, организация культурного досуга — все больше будут зависеть от кооперации, сотрудничества с частным бизнесом. При этом принципиально важно, чтобы социальные и предпринимательские интересы находились в гармонии.1 Маркетинг здесь может сыграть далеко не последнюю роль.

1 Привалов К. Марианна — в эмиграции // Сегодня. 2000. 10 апреля. С. 3.

Городской продукт

Важнейшим инструментом позиционирования, оценки маркетинговой привлекательности города выступает городской продукт в расчете на одного человека (рис. 4.3, 4.4). Это показатель производительности труда городского населения. По своей сути он аналогичен валовому национальному продукту, показывает общий объем производства в городе и определяется но методике, принятой для системы национальных счетов. Городской продукт может определяться либо по его созданию — аналогично национальному доходу, как сумма всей вновь созданной стоимости (заработная плата + прибыль + налоги + импорт), либо по распределению — аналогично совокупному конечному спросу (потребление + инвестиции + импорт). Первый метод предпочтительнее в силу его большей точности, но второй обеспечивает хороший охват оценками.

Маркетинг в сфере коммунальных услуг

Если аэропорты, вокзалы, морские порты — это визитные карточки городов, запоминающиеся первоочередно как места, с которых для посетителя начинается и заканчивается любой город, то комфорт пребывания в нем, и особенно проживания во многом определяется уровнем коммунального обслуживания.

1 The Behemoth Continues to Grow // Dialog. 2000. № 1. P. 7.

2 Эра Городов. 1998. Лето. С. 23

В России в значительной степени тормозом в обеспечении действенности коммунальных аргументов городского маркетинга выступает традиционная антимаркетинговая ориентация в организации коммунального обслуживания.

(Примечание к рис. 4.3 и 4.4.) Светлым тоном обозначен городской продукт, темным— валовой национальный продукт. Все данные приводятся в ценах 1993 г. Данные по городскому продукту на душу населения получены из Всемирной базы данных по индикаторам состояния городов Центра ООН по изучению поселений человека (UNCHS). Данные по ВНП на душу населения получены из годового доклада (1997) Программы ООН по развитию (UNDP, New York, Oxford University Press, 1997).2

Как отмечают специалисты,3 потребитель коммунальных благ пользуется ими:

• почти даром, когда дотации превышают прямые выплаты (в последнее время в России это уже не так);

• недифференцированно (качество услуги слабо зависит от ее оплаты);

• в фиксироланном объеме (объем трудно или невозможно изменить, нет эффективных способов индивидуализации уровня потребления);

• бесконтрольно (услуга может долго поставляться без оплаты при отсутствии неизбежности лишения ее).

1 Эра Городов. 1998. Лето. С. 23

2 Там же.

3 См. Норкин К. Б. Рыночная экономика большого города. Путем ошибок к процветанию: Учеб. пособие. М, 1996. С. 207-208.

Тем самым практически на уровень неделимых общественных благ наряду с государственной безопасностью и охраной общественного порядка попадают в той или ной степени все коммунальные блага (газ, вода, тепло, канализация, муниципальный транспорт), кроме телефона.

Антимаркетинговые подходы пока еще сильны и в отношении производителя к потребителю. Производитель почти не зависим от потребителя, поскольку получает плату за производство коммунальных услуг:

• не от потребителя, а от городской администрации;

• без эффективного контроля объема и качества блага, доставленного потребителю;

• без экономической заинтересованности в снижении производительных затрат.

Для преодоления такого положения дел в правительстве Москвы, в частности, находят поддержку рекомендации в адрес органов управления сосредоточить усилия на предоставлении конечному потребителю возможности индивидуального выбора уровня потребления и организации таких форм оплаты услуг, чтобы она строго соответствовала количеству и каче-ству услуг при неизбежности лишения услуги, если она не оплачивается.

Разработана поэтапная система соответствующих мер с учетом сложности ее одновременного повсеместного внедрения — по отраслям, в порядке убывания эффективности их работы. В частности, сначала инвестиции могут пойти в водоснабжение и водосброс, затем в теплоснабжение и уборку мусора.

Первый критерий очередности преобразований — это степень перехода от принудительно унифицированного потребления услуги к возможности для потребителя индивидуально выбирать качество и количество потребления предоставляемой услуги (критерий управляемости потребления услуги со стороны потребителя, см. рис. 4.5).

Второй критерий, важный с точки зрения городского управления, — возможность получения услуги населением без соответствующей оплаты. Этот критерий характеризует как степень контролируемости потребления со стороны городских служб, возможность успеха попытки несанкионированно-го доступа пользователя к услуге, так и степень освобождения индивидуального потребителя от оплаты при предоставлении услуги. Этот критерий также может быть упорядочен, но шкала измерений оказывается весьма грубой. Крайние случаи здесь — полная недоступность услуги без адекватной оплаты и полная доступность ее без оплаты (см. тот же рис.).

В любом случае видно, что инструменты маркетинга (в частности, позиционирование товаров и услуг) могут существенно облегчить проблемы реформирования городского хозяйства. Но более четкое позиционирование коммунальных услуг по параметрам качества и цепы может быть объективным только при условии налаживания действенной обратной связи с самим населением, потребителями этих услуг.

Власти ряда городов США попытались разработать меры и внедрить показатели эффективности деятельности таких отраслей и сфер коммунального хозяйства, как сбор и уничтожение мусора, работа парков и других мест отдыха, предотвращение преступности, предупреждение и определение ущерба от пожаров, функционирование общественного транспорта, системы водоснабжения, рассмотрение жалоб и предложений граждан. Главное условие выбора критериев оценки имеет абсолютно маркетинговый характер: критерий должен отражать желание или потребность граждан. Критерий должен быть понятен, увязан с ответственностью местных органов власти. Затраты на сбор данных должны быть обоснованы, сама информация — собираться достаточно быстро, чтобы принимаемые меры исходили из актуальной, неустаревшей информации.

Важнейшим способом получения соответствующей информации являются опросы, которые могут проводиться как по почте, так и путем персональных интервью, устно. Вместе с тем весьма важным источником объективной, точной информации выступают эксперты-профессионалы, осуществляющие санитарную инспекцию воды, воздуха и т. п., а также специально обученные, проинструктированные лица, работающие по принципу неполной занятости. Для оценки отдельных видов услуг (например

1 См.: Норкин К. Б. Рыночная экономика большого города. Путем ошибок к процветанию: Учеб. пособие. М, 1996. С. 212.

уборки мусора, поддержания чистоты) может применяться фотографирование.

Как, например, можно собирать информацию о степени удовлетворенности граждан услугами парков и других мест отдыха? Американские исследователи признают: большинство местных органов власти определяют эффективность служб парков и мест отдыха в основном по размерам территории, количеству различных развлечений, услуг, числу выставок картин и ремесел, а не по численности обслуживаемых людей и их удовлетворенности парковым сервисом. Руководство парков не знает ответов на многие вопросы, которые являются для них принципиальными. Почему одни услуги пользуются спросом, а другие нет? Насколько удобно расположен парк? В какой степени неудобства влияют на его посещаемость? Какими потенциальными возможностями располагает парк, чтобы удовлетворить запросы отдельных граждан?

При проектировании сбора и анализа информации надо исходить из того, что основная цель парков и мест отдыха — обеспечить всем гражданам разнообразие возможностей для приятного, безопасного, хорошо организованного отдыха в обстановке раскованности, отсутствия скученности. Когда парк планирует свою деятельность, он должен исходить из состава населения, которое обслуживает. Другими словами должны быть учтены такие факторы, как место жительства, возраст, пол, доход, этническое происхождение, образование тех, кто пользуется парком; подъезды к парку для городского транспорта и автомобилей следует сделать удобными.

Местные власти при организации досуга в парке могут исходить, например, из 4-6 групп населения по доходам, из шести возрастных групп, т. е., например, рассчитывать свои мероприятия на людей до 6 лет, от 6 до 13, от 14 до 19, от 20 до 34, от 35 до 64 и от 65 и более лет.

Для того чтобы основная цель работы парка как места отдыха была достигнута, следует предусмотреть сбор и анализ следующих данных.

1. Выявить удельный вес домохозяйств, которые удовлетворены находящимся поблизости парком.

2. Выявить удельный вес посетителей парка, которые удовлетворены теми возможностями для отдыха, которые парк им предоставляет.

3. Выявить число домохозяйств, посетивших (или не посетивших) парк в течение последних трех месяцев.

4. Подсчитать общее число посещений.

5. Определить удельный вес посетителей, считающих, что в парке слишком много народу.

6. Выяснить удельный вес лиц, не посещающих парк по причине его многолюдности.

7. Определить время наибольшей посещаемости, «часы пик» парка.

8. Выявить удельный вес посетителей, которые считают парк привлекательным по внешним данным, по его безопасности.

9. Выявить удельный вес тех, кто не посещает парк потому, что он непривлекателен по внешнему виду и ненадежен в смысле безопасности.

10. Определить удельный вес посетителей, а также сторонних наблюдателей, которые удовлетворены чистотой в парке.

11. Выяснить, насколько посетители парка удовлетворены обслуживанием в его различных проявлениях (в % к числу посетителей).

12. Определить рейтинг отдельных компонентов парка: беседки, игровые площадки, комнаты отдыха, скамейки и столы для пикников и т. п.

13. Руководству парка собрать статистические данные о серьезных травмах (на 10 тыс. посещений), полученных в результате использования различных приспособлений и оборудования в парке.

14. Местные правоохранительные органы должны собрать статистические данные о криминальных происшествиях (на 10 тыс. посещений).

15. Определить путем опроса удельный вес: а) жителей города, которые живут в пределах 15-30 минут поездки до парка; б) посетителей, считающих, что добраться до парка нетрудно; в) не посещающих парк по причине его отдаленности; г) посетителей, удовлетворенных временем работы, отношением работников парка к посетителям; д) число жителей, не посещающих парк по причине неудобного времени его работы или по при* чине плохого отношения его работников к посетителям.

Большая часть этих данных собирается методом опроса жителей, часть — путем рейтинга — специально обученным персоналом.

К посетителям парка относят тех, кто хотя бы один раз в течение трех месяцев посетил парк. Поскольку наименее обеспеченные семьи вообще могут не ходить в парк, посещаемость — недостаточный показатель качества отдыха в парке. Некоторые местные власти собирают данные о причинах непосещаемости парков, которые связаны не с качеством обслуживания, отдаленностью и т. п., а с причинами личного характера опрашиваемых (нездоровье, большая занятость и т. п.) Ко всей полученной информации предлагается относиться осторожно, считать ее лишь приблизительной.

Полезным признается составление карт-схем, на которых показана отдаленность парка от жилых кварталов и плотность населения на прилегающей территории, что можно определить по данным переписи населения.

Опросы домохозяйств относительно работы парков и мест досуга следует проводить в течение всего года, опрашивая по очереди, например, по 100 домохозяйств в каждое время года. Опросы производятся административными органами парков. В некоторых парках и местах отдыха опросы посетителей проводятся во время посещения ими парка, а не по месту жительства. Такие опросы имеют свои преимущества, обходятся дешевле, но они не позволяют выявить мнения тех, кто в парк не ходит.

Респонденты, а также специальный персонал должны давать ответы в следующем виде: «прекрасно», «хорошо», «посредственно», «плохо». Или отвечать на некоторые вопросы по следующей шкале: «нет проблем», «есть некоторые проблемы», «много проблем».

Инспектирование парков рекомендуется проводить специально обученным персоналом. Для обучения достаточно один-два дня. К инспектированию привлекают муниципальных служащих, студентов в летний период, а также добровольцев. Предпочтительно проводить инспектирование двумя лицами, а не одним. Полученная и обработанная информация отражает эффективность услуг, которые предоставляют местные органы власти. Ее необходимо сопоставить с другой имеющейся информацией и с опытом менеджеров.1

Впрочем, бывают и другие аргументы.

Три маленьких городка нового Южного Уэльса в Австралии, чтобы привлечь промышленность и персонал из столичного Сиднея, показали по телевидению 30-секундный ролик с изображением типичного сиднейского рабочего, с ошалелым видом стоящего в клубке транспортных пробок, которое сменялось идиллическими картинками простой и дешевой жизни в маленьких городах. Телевидение в данном случае было незаменимо и с учетом целевой аудитории — персонала столичных предприятий, и с учетом необходимости наглядно сопоставить условия жизни в различных городах.

С 1997 г. в России правительство проводит конкурс среди российских городов на звание самого благоустроенного города. Комиссия из экспертов Росстроя, которая выезжает на места, руководствуется критериями, в число которых в первую очередь входят объемы строительства и капитальный ремонт в жилых зданиях. Не менее важный критерий, который учитывается во время конкурса, — обеспечение горожан светом, газом, горячей водой, транспортом. Кроме того, Росстрой оценивает и подготовку к зимнему сезону. В 2003 г. первое место в конкурсе заняла Калуга, второе — Махачкала, третье поделили Красноярск и Хабаровск.

А в мире самые лучшие города для жизни — Ванкувер и Мельбурн. К такому выводу пришли авторы доклада организации Economic Intelligence Unit, сравнившие качество жизни в 130 городах мира. Оценка производилась по следующим параметрам: здравоохранение, безопасность, культурные события, защита окружающей среды и состояние инфраструктуры. В первой десятке оказались также города Перт, Женева, Торонто, Вена, Цюрих, Аделаида, Брисбен, Копенгаген.

Аргументы развития городов

Любой действующий подъемный кран на городской стройке — это весомый аргумент развития города. Но если, как в Бангкоке в 1998 г., линию горизонта «украшают» неподвижные подъемные краны, — это сигнал о том,

1 Насколько эффективно функционируют ваши общественные услуги. Процедура измерения их качества. № 1. М.: RTI (Рисерч Трайэнгл Инститыот) и Союз российских городов, 1996. С. 8-10.

что экономика города переживает тяжелые времена. Разорение застройщиков, пустующие дома, перманентное снижение ставок арендной платы, пустующие магазины с объявлениями о грандиозных скидках, замусоренные кварталы, рост цен на продовольствие, постоянное снижение курса национальной валюты и обилие «блюстителей порядка» — все это, безусловно, негативно характеризует состояние и динамику национальной и региональной экономик, но проявляется прежде всего непосредственно в городах.

Так, важнейшими аргументами притягательности Москвы ее мэр Ю. Лужков не без оснований считает: общую стабильность социально-экономического развития, и прежде всего динамику и результаты градостроительной деятельности; рыночную инфраструктуру, пригодную для развития финансовой экономической активности; интеллектуальный потенциал в научной, технической, образовательной и культурной областях. Дополнительные функции и аргументы притягательности столичного города — услуги, связанные с функционированием федеральных органов управления. Многие аргументы столицы, несмотря на всю свою значительность, оказались весьма уязвимы в переходный период; они испытывают потрясения в результате инфляционных процессов, межбанковских «войн», попыток законодательно перераспределить финансовые потоки, все еще доминирующего остаточного принципа финансирования науки, «утечки мозгов», деградации преподавательского потенциала воспроизводства кадров специалистов. Противодействие этим угрожающим факторам имеет принципиальное значение для маркетинга столицы России.

Стратегической задачей правительства Москвы является выполнение всех долговых обязательств. По данным департамента финансов города даже в кризисном 1998 г. Москва в полном объеме и без задержек обслуживала свой долг. В числе основных мер экономического характера по обеспечению благоприятных тенденций развития Москвы определены:

• создание налогово-правовой среды, стимулирующей развитие производства и услуг на основе интенсивных, ресурсосберегающих и наукоемких технологий;

• повышение экономической эффективности приватизации;

• поддержка инвестиций исключительно в высокопроизводительные производства, в инновации.

Новая российская территориальная реальность в виде федеральных округов порождает и новые опыты в муниципальном маркетинге. Например, в Приволжском федеральном округе развернут ряд проектов, которые могут быть модельными для других округов. Наиболее масштабные и социально значимые из них — это, пожалуй, Окружная ярмарка социальных и культурных проектов и проект «Культурная столица Поволжья». Как уже говорилось, культура — одно из тех безусловных конкурентных преимуществ интеллектуального характера, который могут и должны уже сейчас задействовать российские территории в своем маркетинге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: