На протяжении большей части XX в. международный рынок труда формировался без участия России. В период, когда складывались основные потоки международной миграции, СССР проводил политику жесткого контроля за всеми формами движения трудовых ресурсов. Международная трудовая миграция рассматривалась в советской экономической науке как порождение капитализма и необходимое условие его господства.
Тем не менее Советский Союз, как и другие страны социализма, не мог совсем оставаться в стороне от процессов, происходивших на мировой арене. Значительное число рабочих и специалистов ежегодно выезжали из Советского Союза в другие государства, в основном социалистические (Китай, Монголию, Северную Корею, Кубу, Вьетнам), а также страны «третьего мира» (Индию, Египет, Сирию, Ирак и др.).
С началом перестройки, а затем и распада СССР меняется взгляд на проблемы трудовой миграции. В 1991 г. был принят закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выезжать и работать за рубежом.
|
|
В дальнейшем были приняты Указы Президента Российской Федерации «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы».
В настоящее время по мере формирования рынка труда в России все более отчетливо проявляются и элементы международного рынка труда:
• экспорт рабочей силы;
• импорт рабочей силы;
• участие в международном рынке труда без прямой эмиграции из России.
Вопросами международной миграции в РФ в 90-е гг. занималась Федеральная миграционная служба России, затем с 2000 г. Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ, а с 2002 г. Федеральная миграционная служба МВД РФ.
Подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции с Монголией, Китаем, Вьетнамом, странами Персидского залива, Германией, Люксембургом, Аргентиной, Венесуэлой, Финляндией, Японией, Северной Кореей, Австрией, Швейцарией, Чехией, Словакией и другими странами.
Немаловажное значение для РФ имеет и сотрудничество с Международной организацией по миграции (MOM), основанное на подписанном в марте 1992 г. договоре. MOM обеспечивает плановую и упорядоченную миграцию, имеет сложившуюся организационную структуру, осуществляет обмен опытом и обеспечивает информацией потенциальных мигрантов и соответствующие государственные организации о ситуации на рынке труда той или иной страны (в том числе по профессиям, квалификации, условиям найма). Для России MOM был разработан ряд программ по профессиональной подготовке российских специалистов.
|
|
Таким образом, происходит постепенное включение нашей, страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу.
По официальным данным Госкомстата РФ, валовая миграция (суммированный показатель числа граждан России, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в РФ) за период 1992-2002 гг. превысила 9,8 млн. чел. При этом на протяжении всего указанного периода миграционное сальдо (разница между числом
въезжающих в страну и числом выезжающих из нее) в России было положительным, достигнув в 2002 г. итоговой суммы более чем в 3,5 млн. чел. Иными словами, в страну больше въезжало иностранных граждан, чем выезжало из нее граждан РФ. Причины этого явления связаны:
• с экономическими и социально-политическими последствиями распада СССР;
• с изменением национально-политической ориентации во вновь возникших на постсоветском пространстве государствах (когда их руководство в своей деятельности встало на путь фактического свертывания связей с Россией);
• с более стабильным экономическим положением России (с конца 90-х гг. XX в.) и более высоким уровнем жизни в ней по сравнению со многими странами СНГ, а также Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока;
• с существенно лучшими возможностями, чем во многих сопредельных странах, решения проблем занятости.
Своего максимального уровня это сальдо достигло в 1994 г. - 810 тыс. чел., а затем оно начало снижаться - с 502 тыс. в 1995 г. до 78 тыс. в 2002 г. Определяющую роль в формировании такого положительного сальдо сыграла активная миграция прежде всего русскоязычного населения из бывших республик СССР: итоговое превышение числа въехавших в страну из республик СНГ и стран Балтии над въехавшими из России в эти государства в 1992-2002 гг. составило 4,7 млн. чел., сократившись с 612 тыс. в 1995 г. до 124 тыс. в 2002 г. Напротив, миграционное сальдо со странами дальнего зарубежья в указанный период было отрицательным: из России эмигрировало на 1,2 млн. чел. больше, чем иммигрировало в нее.
В целом же к началу XXI в. России выдвинулась в тройку ведущих стран центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992 2002 гг. в США ежегодно въезжали 924 тыс. чел., в Германию 865 тыс. чел., а в Россию 609 тыс. чел. Всего официально въехало в РФ за указанные одиннадцать лет 6,7 млн.чел.
Вместе с тем, начиная с 1995 г. число въезжающих в Россию иммигрантов снижается: в 1994 г. в РФ прибыло 1,15 млн. чел., а в 1995 2002 гг. этот показатель снизился с 842 тыс. чел до 185 тыс. чел. Основная часть иммигрантов (98,5 % от общего числа въехавших в Россию) приходилась на бывшие республики СССР страны СНГ и Балтии. В 19921994 гг. их доля составляла вообще около 100 %, а в 1995 2002 гг. этот показатель уменьшился с 99,3 % до 96,0 % (с соответствующим ростом доли мигрантов из стран дальнего зарубежья).
Несмотря на то, что число государств - экспортеров рабочей силы в Россию давно уже превышает сотню стран, в реальной практике подавляющая часть въезжающей в РФ иностранной рабочей силы приходится на достаточно ограниченное количество государств. Так, на долю «большой пятерки» (Украина, Белоруссия, Турция, Китай, КНДР) к концу 90-х гг. приходилось более 68 % всей иностранной рабочей силы, а на «большую десятку» (плюс Югославия, Польша, Грузия, Молдавия, Армения) примерно 83 %. При этом Украина и Белоруссия дают почти 72 % всей рабочей силы из ближнего зарубежья, а Турция, Китай, КНДР и Югославия - свыше 33 % работников из стран дальнего зарубежья.
К недостаткам указанной страновой структуры стран-экспортеров рабочей силы в Россию относится то, что среди них фактически нет ни одной экономически высокоразвитой страны.
В территориальном аспекте основная часть иностранной рабочей силы сконцентрирована в Центральном экономическом районе 34,5 %, больше всего в г. Москве и Московской области 27,8 %, а также на севере Западной Сибири Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа 17,8 %, в Белгородской области 5,1%, Приморском крае 4,7% и Краснодарском крае 3,3 %.
|
|
Учитывая неравномерность распределения иностранной рабочей силы по территории России, можно утверждать, что для РФ миграция иностранной рабочей силы является как общефедеральной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая отраслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию определяется отраслевой направленностью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (например, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство).
Как правило, иностранные рабочие заняты в регионах России на трудоемких производствах (на которых не стремится работать местное население).
В соответствии с официальными данными в 2002 г. в промышленности России было занято 22,5 % трудящихся иностранных граждан, в торговле и общественном питании 14,9 %, в сельском хозяйстве 12,6%, в строительстве 7,6%, на транспорте 6,5 %. Эта ориентация особенно характерна для привлекаемой иностранной рабочей силы из Украины (заняты в основном в промышленности и строительстве), Турции (строительство), Китая (строительство и сельское хозяйство). Учитывая то, что в указанных странах велика безработица, Россия фактически «помогает» указанным странам решать ее проблемы («оттягивая» на себя часть
безработных).
Помимо указанных отраслей иммигранты работают и в других отраслях экономики России: в образовании, рыночной инфраструктуре, в сфере управления (прежде всего на предприятиях с иностранным капиталом). Именно в последние из указанных сфер (управление, рыночная инфраструктура, образование) направляются граждане из развитых стран с рыночной экономикой. Например, из числа иммигрантов из Великобритании на эти сферы приходится 88% (данные сферы развиваются прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных центрах Российской Федерации).
|
|
Открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. Численность нелегалов в России в начале XXI в. оценивается различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Госкомстатом РФ, пограничной и налоговой службами) от 3 до 10 млн. чел. Среди нелегально въезжающих в РФ иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных негативных последствий:
• возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из Росии,крупномасштабная неуплата налогов и др.;
• формирование значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а, напротив, являются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и
Ставропольский края, Ростовская область, среднее и особенно нижнее Поволжье), нередкое игнорирование этими анклавами российского законодательства и обычаев коренного населения и одновременный рост притязаний на землю, недвижимость приводит к нарастанию в данных регионах межнациональных конфликтов;
• активное участие части нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их участия в международном терроризме;
• в перспективе нарастание таких многочисленных этнических анклавов создает уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны.
Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях проживали 5,5 млн. чел., а в приграничных районах Китая -102 млн. чел., при этом дефицит рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн. чел, а численность безработных в сопредельных китайских регионах - 8 млн. чел.
Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Основной ее приток ожидается из стран ближнего зарубежья, откуда в конце 90-х гг. в поисках работы устремились в Россию легально и нелегально сотни тысяч строителей, водителей, работников сферы услуг, чернорабочих. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Причем ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некоторых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции и из стран дальнего зарубежья. По прогнозам, в дальнейшем иммиграция, должна стабилизироваться на уровне 100 - 150 тыс. чел. в год.
Положительный баланс межгосударственной миграции (в страну больше въезжает, чем выезжает из нее) и увеличение иммиграции не должны пугать, так как исследования подтверждают, что прямой связи между увеличением числа иностранных рабочих и ростом безработицы в настоящее время не существует. Внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок труда России, составляя 1,5- 2% занятого населения. Кроме того, увеличение количества иммигрантов оказалось своевременным для России, вступившей в очередную стадию демографического кризиса. Для сравнения: нынешнее экономическое благосостояние США, Германии и других европейских государств во многом обеспечено активным привлечением иностранной рабочей силы. Основные отрицательные моменты иммиграции связаны с беженцами и нелегалами: они оказывают давление на рынок труда, увеличивая число безработных, и, следовательно, затраты на социальное обеспечение, ухудшают криминогенную ситуацию и повышают социальную напряженность в обществе.
Принципиально политика России по отношению к иностранной рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту национального рынка труда. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство. Однако недостатком проводимой в стране миграционной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны налицо противоречивые тенденции, когда с ростом безработицы одновременно высоким остается спрос на иностранную рабочую силу.
В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», целью которого является упорядочение иммиграционного процесса в стране. Закон определил правовое положение иностранных граждан в РФ, он регулирует отношения между иностранными гражданами и органами власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон дает определение не только иностранного гражданина, но и таких понятий, как «лицо без гражданства», «миграционная карта», «вид на жительство», «иностранный работник», «депортация», «разрешение на работу» и др. Однако проблемой остается тот факт, что изменения в иммиграционном законодательстве России не решили к настоящему времени такие сложные проблемы, как установление эффективных барьеров для нелегальной иммиграции в РФ и предоставление возможностей трудоустройства и достойных условий и уровня жизни для российских соотечественников, проживавших за рубежом, прежде всего в странах СНГ и Балтии, и вернувшихся в Россию.
Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция. После того, как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. более 673 тыс. чел., затем это число постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс. чел. Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50 % из немцев, русских было около 25 %, евреев 13 16%. В последующие годы постоянно возрастала доля русских.
В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6 %. Маршруты российской трудовой миграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции в страны Западной Европы (прежде всего в Германию) и Северной Америки. Для нашей страны негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, потенциальных специалистов: аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся данным, они составляют около 30 % всех эмигрантов. Убытки, связанные с этим явлением, могут достигнуть 60 млрд. долл. в год (сейчас некоторыми специалистами они оцениваются в 45 млрд. долл.). Лишь 811 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально через государственные структуры и частные агентства. Около 90 % трудоустраиваются самостоятельно, без социальных гарантий и отчислений в российский бюджет.
По имеющимся оценкам, отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны.
Тенденции значительной трудовой эмиграции сохраняли свое действие несмотря на позитивную динамику экономического развития России в 1999 - 2003 гг. В то же время росту эмиграции противодействуют внешние и внутренние факторы: старение экономически активного населения, в том числе и той его части, с которой были связаны значительные потоки эмиграции в 90-е гг. (в 1999 г. 57,8 % научных кадров России находилось в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18 % - старше 60 лет, а молодежь в возрасте до 29 лет составляла лишь 7,7 %), незнание большой частью населения иностранных языков, низкий уровень доходов подавляющей части населения (для поездки за границу нужны значительные средства), ограниченность квот на въезд в иностранные государства и др.
В настоящее время предпринимательская деятельность по трудоустройству граждан России за рубежом лицензируется и ею занимаются организации и фирмы, имеющие соответствующие лицензии. Желающие уехать работать за границу могут также обратиться в Управление по делам трудящихся-мигрантов Минтруда и заполнить там анкету. Потом работодатели отбирают кандидатов, которые проходят тестирование. Как правило, контракт заключается на 3 - 4 года. С рядом стран подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции и соглашения о статусе российских мигрантов. Так, в соглашении с Германией оговариваются: возраст работника, сроки найма, условия труда и его оплаты, медицинское обслуживание, вопросы квот (2 тыс. чел. в год) и др.
Что касается приглашения иностранных граждан для работы в Российской Федерации, то заинтересованные в работниках-иностранцах работодатели представляют в Минфедерации соответствующие заявки. Министерство определяет квоты на привлечение иностранных граждан в целом и по группам профессий. Решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 дней, при необходимости проведения экспертизы - до 45 дней. Подтверждается право трудовой деятельности иностранного работника, служащее средством социальной зашиты эмигранта. От указанной процедуры освобождаются отдельные категории иностранных граждан (беженцы, постоянно проживающие на территории РФ и др.). Упрощенный порядок установлен для приглашаемых на работу в РФ высококвалифицированных иностранных работников в случае их найма на предприятия с иностранными инвестициями.
Пока еще рано говорить о приоритетности эмиграционной или иммиграционной политики в отношении рынка рабочей силы в России. Акцент в первом случае должен быть сделан на обеспечение условий возвращения специалистов, а во втором на трудоустройство потоков беженцев и вынужденных переселенцев из стран «ближнего зарубежья» и регионов, охваченных гражданскими конфликтами.
Контрольные вопросы и задания
1. Как изменились масштабы международной трудовой миграции и каковы ее новые тенденции в последней четверти XX в.?
2. Раскройте основные позитивные и негативные последствия международной трудовой миграции для стран-доноров (вывозящих рабочую силу) и стран-реципиентов (ввозящих рабочую силу).
3. Каковы основные направления и формы регулирования процессов международной миграции рабочей силы?
4. Охарактеризуйте основные тенденции международной эмиграции и иммиграции в России с начала 90-х гг. XX в. по настоящее время.
5. Какие страны являются экспортерами рабочей силы в Россию?
6. Назовите регионы России, являющиеся «центрами притяжения» иностранной рабочей силы.
Лекция 13. Платежный баланс
1. Понятие и структура платежного баланса
2. Роль платежного баланса в регулировании экономики
3. Платежный баланс Российской Федерации
1. Понятие и структура платежного баланса
Обобщение всей суммы взаимосвязей страны с мировым хозяйством выступает в виде платежного баланса (далее - ПБ) страны. По методологии МВФ ПБ есть статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентом данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в течении определенного периода времени.
По другому, ПБ это таблица соответствия внешних доходов и расходов, в которых зафиксированы все валютные поступления, полученные данной страной от других стран, а также все средства, выплаченные страной другим странам в течении определенного периода (обычно одного года).Таким образом, ПБ страны это документ, отражающий операции между резидентами и нерезидентами и показывающий взаимоотношения национальной экономики с мировым хозяйством.
Резидентом данной страны является любое физическое или юридическое лицо, имеющее основное место жительства и центр экономического интереса в данной стране. Экономическая сделка любой акт обмена, в котором товар, экономическая услуга или право собственности на активы переходят от резидента одной страны к резиденту другой. Любая сделка имеет две стороны: кредит отток стоимости, за которым должен последовать встречный платеж от нерезидентов, и дебет приток стоимостей, за который должен платить резидент данной страны. ПБ составляется по бухгалтерскому принципу двойного счета. Каждая сделка отражается в кредитовом счете со знаком «+»(поступление валюты в страну) и на дебетовом со знаком «-» (страна расходует валюту).
Все статьи ПБ подразделяются на 2 группы в зависимости от экономической природы сделок. 1-я часть ПБ это счет текущих операций, состоящий из трех разделов: а) торговый баланс (экспорт-импорт товаров и услуг), б) текущие доходы (оплата труда работников и перевод прибылей от инвестиций), в) текущие трансферты. Если по итогам всех сделок обязательства резидентов данной страны превышают требования к нерезидентам, то баланс текущих операций отрицателен, т.е. страна живет не по «доходам» и должна покрывать дефицит текущих операций за счет привлечения иностранных инвестиций, отражаемых во 2-ой части ПБ.
Во 2-ую часть ПБ «Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами» включается счет операций с капиталом и финансовый счет, в частности, прямые и портфельные инвестиции, а также другие инвестиции (торговые кредиты, займы, валюта и депозиты). Обычно к этому балансу примыкает статья «Ошибки и пропуски».
Структуру баланса можно представить в виде схемы. (рис. 13.1).
Важный аспект группировки статей проведения различия между основными и балансирующими статьями. Согласно концепции МВФ, сальдо баланса по текущим операциям и статьям движения капиталов (за