Сегментация рынка – разделение неоднородного рынка на относительно однородные группы потребителей (сегменты), каждая из которых может быть выбрана как целевой рынок, требующий специфических товаров/услуг и/или маркетинговых программ.Сегментация рынка позволяет лучше понять потребности покупателей, выявить ключевые факторы успеха, оценить возможности более эффективного использования внутрефирменных ресурсов.
Наиболее значительными являются следующие факторы сегментации рынка: географические, демографические, психографические и поведенческие. Сегментация рынка необходима для широкого и глубокого изучения всех особенностей, структуры и конъюнктуры транспортного рынка, а также действия конкурентов и партнеров. На основании этого разрабатываются программы сервисного обслуживания населения, определяются рациональные цены на услуги, проводится подготовка обслуживающего персонала и технических средств для выполнения предусмотренных объемов перевозок.
Чаще всего используется сегментация по следующим переменным:
1. Демографические: возраст; доход.
2. Географические: регион; размер населенного пункта.
3. Психографические: жизненный стиль; ценности; социальный класс.
4. Поведенческие: частота использования продукта; степень приверженности марке.
В ходе исследования сегментация по возрасту предполагает выделение таких сегментов:
o Потребители в возрасте до 20;
o Потребители в возрасте 20 – 35;
o Потребители в возрасте старше 35.
Сегментация по уровню дохода предполагает выделение таких сегментов:
o потребители с доходом до 1000 грн в месяц;
o потребители с доходом от 1001 до 2500 грн в месяц;
o потребители с доходом более 2500 грн в месяц.
Что касается географического признака, то можно сказать, что предоставление данной услуги будет ориентироваться на Областной город Донецк, с количеством жителей 970500 человек, а так же на гостей города.
Сегментация по жизненному стилю предполагает выделение таких сегментов:
o потребители, которые заботятся о своём здоровье;
o потребители, которые не уделяют достаточного внимания своему здоровью.
По роду деятельности сегментация предполагает выделение таких сегментов:
o студент;
o рабочий;
o безработный.
По частоте использования продукта можно выделить сегменты:
o потребители, которые часто пользуются услугой;
o потребители, которые редко пользуются услугой;
o потребители, которые не заинтересованы в услуге.
По степени приверженности марке
o потребители, которые довольны работой сети ресторанов «SV»;
o потребители, которые не довольны работой сети ресторанов «SV».
Учитывая возраст, уровень дохода, стиль жизни, род деятельности, частоту использования продукта и степень приверженности марке выберем целевой рынок, на который и будет рассчитана наша услуга.
В качестве целевого рынка мы выбираем респондентов в возрасте от 20 до 35 лет с уровнем дохода от 1001 до 2500 грн. в месяц, проживающих в Донецке, которые заботятся о своём здоровье, поэтому будут часто пользуются услугой кафе “Litelife”, потому что довольны работой сети ресторанов «SV», т.к. этот сегмент заинтересован в ключевых функциях нашей услуги и способен воспользоваться ею без особых финансовых затруднений.