double arrow

Этапы комбинированного урока (в мин)


Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным: он позволяет педагогу достичь нескольких целей, а этапы его могут соединяться в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, объясняется широкое распространение этого вида урока на практике; по некоторым данным, доля его занимает 75–80 % от общего числа всех уроков.

Жизнестойкость его определило то, что он лучше уроков других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности (рис. 10) и предоставляет педагогам больше возможностей для приспособления к конкретным условиям. В начальной школе его длительность несколько сокращается с учетом утомляемости и объема произвольного внимания детей.

...

Рис. 10. Динамика работоспособности детей и структура урока

Кроме своего важного преимущества – возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени на индивидуальную работу, личностно-ориентированное воспитание. Ведь с того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, изменилось отношение детей к обучению, продуктивность всех этапов урока снизилась. Чтобы повысить результативность учебных занятий, практикуются другие типы уроков, на которых дети занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из:




1) организации работы (1–3 мин),

2) главной части – формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д. (35–40 мин),

3) подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

...

Таким образом, не существует универсальной, жесткой структуры урока, которая была бы пригодна для всех случаев организации обучения. Основной является структура комбинированного урока, где выделяются: организация обучения, повторение изученных знаний, усвоение новых знаний, умений, повторение и обобщение знаний, задание на дом.







Сейчас читают про: