Проектирование структуры урока

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • проверка выполнения работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • проведение проверочных упражнений;
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • упражнения на их освоение;
  • упражнения на их закрепление;
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • упражнения творческого характера;
  • итог урока;
  • задание на дом.

Структура урока повторения:

  • организация начала урока;
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • сообщение темы урока и его задач;
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  • творческое применение знаний и умений;
  • упражнение по отработке навыков;
  • домашнее задание;
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент;
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала урока;
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
  • изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • подведение итогов и результатов урока;
  • задание на дом;
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Проектирование содержания урока

Знания Опыт осуществления учебной деятельности (умений) Опыт творческой деятельности Эмоционально-ценностный опыт
· Понятия · Термины · Определения · Законы · Закономерности · Теории · Правила · Знания о способах познания (методологические знания) · Факты науки и повседневной действительности
  1. Общелогические
умения: · Анализ · Синтез- · Обобщение · Абстрагирование · Аргументация - · Выделение главного - · Сравнение -
  1. Практические умения:
· Конструктивные- · Трудовые -
  1. Общеучебные
  1. Специальные
  1. Межпредметные
1. Перенос знаний и умений в новую ситуацию 2.Видение новой проблемы в знакомой ситуации 3.Комбинирование нового из элементов известного 4.Нахождение принципиально нового способа решения 5.Видение новой функции объекта 6.Видение структуры объекта   Эмоции Чувства Ценностные отношения
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: