Схема комплексного анализа и оценки урока 2

Содержательный аспект урока
1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся
Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обес­печивает работу в зоне ближайшего развития уча­щихся   Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса (является слишком сложным либо достаточно простым, рассчитанным на зону актуального развития учащихся)
2. Реализация компетентностного подхода
Содержание урока построено с учетом компетент­ностного подхода. Реализуется принцип связи тео­рии с практикой, обучения с жизнью   Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода. Отсутствует связь обучения с жизнью, теории с практикой
3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий
На уроке широко используются творческие, продук­тивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации   На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации
4. Развивающая направленность заданий
Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер   Задания развивающего характера практически отсутствуют. Преобладают задания обучающего характера
Структура и логика построения урока
5. Структура урока
Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета   Структура урока не соответствует системе обучения, программе или специфике учебного предмета
6. Логика построения урока
Урок построен логично и системно, продумана после­довательность учебных заданий. Обоснованное соот­ношение частей урока   Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не про­думано
Методический и технологический аспекты урока
7. Формы учебной работы
Предусмотрено оптимальное сочетание фронталь­ной, индивидуальной и групповой работы. Рацио­нально используется работа детей в парах и микро­группах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока   Формы учебной работы являются однообразными. Преобладает фронтальная форма работы. На уроке очень мал объем самостоятельной работы учащихся. В процессе индивидуальной самостоятельной работы учащихся класса один из учеников выполняет это же задание на доске
8. Методы обучения и методические приемы
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся   На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер, диалог строится по принципу «вопрос — ответ»
9 Характер используемой наглядности
Широко используется условно-изобразительная на­глядность (знаково-символические средства, модели и др.)   Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций и т.п.)
10. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения
Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи. Средства обучения использу­ются целесообразно с учетом специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития   Наглядность используется «ради наглядности», как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Средства обучения выбраны без учета специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития, используются нецелесообразно
11. Организация оперативной обратной связи
Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные)   Не продумана организация оперативной обратной связи. Учитель не отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, не осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Средства обратной связи не используются
12. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей
Ведется тонкий учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивиду­ализация обучения (на одном или нескольких этапах урока)   Работа строится в расчете на «среднего» ученика, индивидуальные особенности детей не учитываются. Не предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения
13. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
На уроке обеспечена положительная учебная моти­вация, ведется целенаправленная работа по форми­рованию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов   Учитель не ведет целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации
14.Постановка учебных задач. Организация целеполагания
На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целе-полагании. Ведется работа по усвоению детьми спо­собов действия   На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи. Учащиеся не осознают целей своей деятельности, не понимают способов действия, с помощью которых выполняются задания
15. Формирование познавательных УУД
Учащиеся осваивают одно или несколько познава­тельных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.)   Отсутствует выполнение познавательных УУД. Учащиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала
16. Формирование регулятивных УУД
Учащиеся осваивают одно или несколько регулятив­ных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность   Отсутствует выполнение регулятивных УУД. Урок не имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель
17. Формирование коммуникативных УУД
Учащиеся выполняют одно или несколько комму­никативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыс­лей и др.)   Отсутствует выполнение коммуникативных УУД. Учащиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя
18. Характер активности детей
Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов дея­тельности   На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Ученики выступают в роли объектов воздействия учителя
Организационный аспект урока
19. Темп проведения урока
Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются вре­менные рамки выполнения заданий   Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока и т.п.). Не соблюдаются временные рамки выполнения заданий
20. Организация класса, дисциплина
Четкая организация класса, управление учителем деятельностью детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счет интереса детей к выполне­нию заданий и их включения в активную деятель­ность. Возможен рабочий шум во время проведения парной и групповой работы   Отсутствие четкости в организации класса. Либо наблю­дается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счет жестких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей
Коммуникативный и личностный аспекты урока
21. Организация учебного сотрудничества
Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преоблада­нием демократичного   Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Дети боятся отвечать, напряжены, скованны. Стиль общения преимущественно авторитарный. Учитель требует соблюдать установленные им правила изаданные образцы выполнения заданий
22. Психологический климат урока
На уроке преобладает благоприятный психологиче­ский климат, гуманное, уважительное и доброжела­тельное отношение учителя к детям   Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом «силовыми» методами
23. Учет личностных особенностей учащихся
На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъ­ектный опыт. Учитываются интересы учащихся   Личностные особенности детей на уроке не учитываются
Педагогическая техника учителя
24. Владение речью
У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом   Речь учителя недостаточно выразительная, он допускает речевые ошибки, говорит слишком тихо или громко, монотонно
25. Владение невербальными средствами общения *
Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения   Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства
Самоанализ урока учителем
26. Формулировка учителем целей урока
Учитель четко и конкретно формулирует как разви­вающие, так и дидактические цели урока   Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или неполно (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие)
27. Соотнесение учителем целей и результатов урока
Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине   Учитель не может соотнести цели и результаты урока
         

Рекомендуем следующие варианты применения схемы

Вариант 1. Можно проставлять необходимые баллы в распе­чатанной схеме. В процессе анализа урока обводятся баллы 5 или 4, *если урок соответствует характеристике, записанной слева. Обводятся баллы 1 или 2, если урок соответствует характеристике, записанной справа. Балл 3 обводится в том случае, если на уроке имеются характеристики, записанные и слева, и справа.

Вариант 2. Схема распечатывается на отдельных листах и может использоваться многократно. Для оценки конкретного урока используется специальный бланк (см. ниже). В бланке обводится балл в соответствии с критериями оценки:

— соответствует полностью характеристике развивающего обучения (записанному слева);

— соответствует в основном характеристике развивающего обучения (записанному слева);

— имеются отдельные черты как развивающего обучения (записанные слева), так и традиционного обучения (записанные справа).

— соответствует в основном характеристике традиционного обучения (записанному справа);

— соответствует полностью характеристике традиционного обучения (записанному справа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: