Комбинированный урок
Этот тип уроков представляет собой комбинацию всех элементов. Причем каждая часть урока имеет равноценное значение.
Структура комбинированного урока напоминает структуру урока сообщения новых знаний, но в том случае все подчинено объяснению нового материала, а другие части урока играют вспомогательную роль.
В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание.
Однако и другие части урока имеют не менее важное значение.
Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как самостоятельный элемент структуры урока, который иногда трудно связать непосредственно с изучением нового материала.
Закрепление или повторение, а также проверка знаний являются тоже относительно самостоятельными частями урока.
Такое сочетание разнообразных форм работы на одном уроке делает его достаточно эффективным в специальной школе, так как помогает преодолевать однообразие, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.
|
|
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели и задач урока.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление и повторение изученного материала.
6. Подведение итогов урока и оценка знаний.
7. Задание на дом.
4. Подготовка учителя к уроку
Подготовка педагога к уроку (занятию) может быть разделена на два этапа – общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к отдельному уроку.
Общая подготовка включает в себя работу над содержанием учебного предмета – знакомство с программой, учебными пособиями для школьников, методическими рекомендациями, расширение и уточнение знаний по самому предмету.
К общей подготовке можно отнести и изучение состояния знаний и умений учащихся, то есть их подготовленности к работе по предмету или новому курсу.
Преподавание любого учебного предмета опирается на использование разнообразного оборудования.
Педагог должен располагать необходимыми натуральными объектами, моделями, рисунками, схемами, картами, набором современных ТСО и т.д.
Оборудование уроков включает демонстрационные пособия, раздаточный материал индивидуального пользования и приспособления для его хранения, размещения на столах учащихся.
Объем и глубина сведений, сообщаемых учащимся, определяются программой, но зависят и от подготовленности школьников и от их возможностей в усвоении знаний.
Готовясь к преподаванию учебного курса, педагог продумывает его образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
Перед началом работы по учебной теме педагог разделяет ее на отдельные части, которые будут последовательно предъявляться школьникам.
|
|
Отдельная часть является некоторым законченным этапом в изучении темы.
Разрабатываемая педагогом очередность этапов в изучении программной темы отражается в календарном и тематическом планах.
В тематический план включаются сведения о порядке работы над темой, типах уроков (усвоения знаний и умений, обобщение и систематизация, проверка знаний и т.п.).
Тематический план разрабатывается педагогом до начала работы над темой, поэтому в процессе его реализации возможно внесение в него изменений (неожиданно вскрылись пробелы в знаниях учеников, не удалось вызвать у школьников необходимой активности и т.д.).
На этой основе педагог составляет план урока.
Тема урока определяется тематическим планом, но возможно и изменение имеющейся в плане формулировки.
Тема урока сообщается учащимся; время сообщения зависит от выбранной педагогом структуры урока.
Тема может быть сформулирована в качестве определенного постулата, в виде проблемы, но может являться самостоятельным выводом учащихся на основе выполнения предложенных учителем упражнений, самостоятельных наблюдений и т.п.
Предварительно педагог отбирает или изготавливает пособия, которые будут необходимы на уроке, подбирает, составляет задания для учащихся.
Результаты опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных, классных и домашних работ, качество изготавливаемых детьми поделок, общие и индивидуальные затруднения, ошибки являются отправной точкой в разработке конспекта (рабочего плана) урока.
В плане урока отражается проверка домашнего задания (если она имеет место на уроке), объяснение нового материала, его закрепление, объяснение домашнего задания на следующий урок и т.д.
Педагог вносит в конспект отобранные для данного урока методы и приемы, выбирает их оптимальное сочетание, подбирает виды работ, задания, упражнения, которые будут предложены учащимся.
В конспекте урока должна быть отражена последовательность работы педагога и учащихся (ее этапы, содержание, индивидуальные и дифференцированный подход к школьникам, работа по предупреждению и исправлению ошибок).
Педагог намечает и вносит в план урока имена учащихся, которых он должен опросить на уроке.