double arrow

Структура комбинированного урока


Комбинированный урок

Этот тип уроков представляет собой комбинацию всех элементов. Причем каждая часть урока имеет равноценное значение.

Структура комбинированного урока напоминает структуру урока сообщения новых знаний, но в том случае все подчинено объяснению нового материала, а другие части урока играют вспомогательную роль.

В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание.

Однако и другие части урока имеют не менее важное значение.

Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как само­стоятельный элемент структуры урока, который иногда трудно связать не­посредственно с изучением нового материала.

Закрепление или повторение, а также проверка знаний являются тоже относительно самостоятельными частями урока.

Такое сочетание разнообразных форм рабо­ты на одном уроке делает его достаточно эффективным в специальной школе, так как помогает преодолевать однообразие, стимулиру­ет и активизирует познавательную деятельность учащихся.

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление и повторение изученного материала.

6. Подведение итогов урока и оценка знаний.

7. Задание на дом.

4. Подготовка учителя к уроку

Подготовка педагога к уроку (занятию) может быть разделена на два этапа – общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к отдельному уроку.

Общая подготовка включает в себя работу над содержанием учебного предмета – знакомство с программой, учебными пособиями для школьников, методическими рекомендациями, расширение и уточнение знаний по самому предмету.

К общей подготовке можно отнести и изучение состояния знаний и умений учащихся, то есть их подготовленности к работе по предмету или новому курсу.

Преподавание любого учебного предмета опирается на использование разнообразного оборудования.

Педагог должен располагать необходимыми натуральными объектами, моделями, рисунками, схемами, картами, набором современных ТСО и т.д.

Оборудование уроков включает демонстрационные пособия, раздаточный материал индивидуального пользования и приспособления для его хранения, размещения на столах учащихся.

Объем и глубина сведений, сообщаемых учащимся, определяются программой, но зависят и от подготовленности школьников и от их возможностей в усвоении знаний.

Готовясь к преподаванию учебного курса, педагог продумывает его образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

Перед началом работы по учебной теме педагог разделяет ее на отдельные части, которые будут последовательно предъявляться школьникам.

Отдельная часть является некоторым законченным этапом в изучении темы.

Разрабатываемая педагогом очередность этапов в изучении программной темы отражается в календарном и тематическом планах.

В тематический план включаются сведения о порядке работы над темой, типах уроков (усвоения знаний и умений, обобщение и систематизация, проверка знаний и т.п.).

Тематический план разрабатывается педагогом до начала работы над темой, поэтому в процессе его реализации возможно внесение в него изменений (неожиданно вскрылись пробелы в знаниях учеников, не удалось вызвать у школьников необходимой активности и т.д.).

На этой основе педагог составляет план урока.

Тема урока определяется тематическим планом, но возможно и изменение имеющейся в плане формулировки.

Тема урока сообщается учащимся; время сообщения зависит от выбранной педагогом структуры урока.

Тема может быть сформулирована в качестве определенного постулата, в виде проблемы, но может являться самостоятельным выводом учащихся на основе выполнения предложенных учителем упражнений, самостоятельных наблюдений и т.п.

Предварительно педагог отбирает или изготавливает пособия, которые будут необходимы на уроке, подбирает, составляет задания для учащихся.

Результаты опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных, классных и домашних работ, качество изготавливаемых детьми поделок, общие и индивидуальные затруднения, ошибки являются отправной точкой в разработке конспекта (рабочего плана) урока.

В плане урока отражается проверка домашнего задания (если она имеет место на уроке), объяснение нового материала, его закрепление, объяснение домашнего задания на следующий урок и т.д.

Педагог вносит в конспект отобранные для данного урока методы и приемы, выбирает их оптимальное сочетание, подбирает виды работ, задания, упражнения, которые будут предложены учащимся.

В конспекте урока должна быть отражена последовательность работы педагога и учащихся (ее этапы, содержание, индивидуальные и дифференцированный подход к школьникам, работа по предупреждению и исправлению ошибок).

Педагог намечает и вносит в план урока имена учащихся, которых он должен опросить на уроке.


Сейчас читают про: