Стихотворные формы и их отражение в музыке

Поэтические структуры — деление на строфы, строение строфы, метрика и ритмика стиха — в вокальной музыке оказывают воздействие на музыкальную форму и выразительность произведения.

В стихосложении последних столетий господствует несколько наиболее стабильных метрических видов (стоп): 18

В русской поэзии пиррихий, спондей, пеон как размер целого сти­хотворения не использовался.

Стопы группируются в строке (стихе) по 2, 3, 4, 5, 6, образуя метры: двустопный ямб — Я2, двустопный хорей — X2, трехстопный ямб или хо­рей — Я3, X3, трехстопный дактиль, амфибрахий, анапест — Д3, Ам3, Ан3, четырехстопный ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест — Я4, X4, Д4, Ам4, Ан4, пятистопный хорей — X5, шестистопный дактиль — Д6 и т.д.

При этом различаются следующие рифмы: мужские — с ударным слогом на конце , женские — с одним безударным слогом , дак­тилические — с двумя безударными слогами , гипердактиличес­кие — с тремя безударными слогами

Названия рифм — «мужские», «женские» — происходят от правил старофранцузской грамматики, согласно которым слова женского рода имеют непроизносимый безударный гласный в конце, а слова мужского рода — не имеют:

une Parisienne un Parisien

(парижанка) (парижанин)

Распространеннейший прием, организующий рифмовку в массе стихов, — чередование мужских и женских рифм, называемое правилом альтернанса:

(А.К. Толстой)

Виды метров и рифм имеют свои оттенки звучания. Так, двустопные стихи — легкие, быстрые, многостопные, как например, гекзаметр (шес­тистопный дактиль - Д6), — наоборот, торжественные, замедленные, дактилические рифмы — протяжные, в русской поэзии первоначально с народным привкусом.

Типы стихотворных строф различаются по количеству строк и по­рядку рифм.

Четырехстрочные строфы с перекрестной рифмой — a b a b:

По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь горы горючей К ночи медленно сползали (Я. Полонский) О, Повелитель сущего всего, Бесценными дарами нас дарящий Господь, творящий все из ничего, Неведомый, всезнающий, страшащий. (Г. Нарекаци, перев. Н. Гребнева)

Со смежной (парной) рифмой — a a b b:

О, долго буду я, в молчанье ночи тайной,

Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,

Перстам послушную волос густую прядь

Из мыслей изгонять и снова призывать.

(А. Фет)

С опоясывающей (охватной, кольцевой) рифмой — a b b a:

Месяц плывет

И тих и спокоен,

А юноша воин

На битву идет.

(М. Лермонтов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: